Консультация для педагогов с запланированными ошибками «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми по развитию умственных способностей»
консультация по математике по теме

Тренина Татьяна Викторовна

Материал для работы с педагогами ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_blokam.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация с запланированными ошибками по теме:

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми по развитию умственных способностей»

Цель: дать представление об основных правилах работы с дидактическим материалом, закономерностях организации работы с детьми-дошкольниками по развитию умственных способностей; привлечь внимание педагогов к изучаемой проблеме, повысить их активность, побудить к умению анализировать поступающую информацию.

Ход консультации

В начале консультации предлагается небольшое задание «Знатоки Программы».

Воспитателям необходимо определить, для какой возрастной группы предлагается программное содержание занятия.

1) Познакомить с желтым и зеленым цветом; учить сравнивать количество зеленых и желтых флажков; учить строить речевые конструкции типа: «В вазе много желтых флажков, а в коробке мало зеленых флажков». (1 младшая группа)

2) Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа. (2 младшая группа)

3) Развивать умение видеть равное количество предметов, по-разному расположенных; учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру, и располагать столько же предметов в ряд или в виде другой фигуры; упражнять в определении направления расположения предметов от самого себя: впереди, сзади, слева, справа. (средняя группа)

4) Познакомить детей с приемом сравнения длины и ширины предметов измерением условной меркой; упражнять в ориентировке на плоскости листа, учить запоминать, сколько каких геометрических фигур и где надо положить: вдоль верхнего или нижнего края листа, правого или левого, в верхнем левом или правом углу и т.п. (старшая группа)

5) Познакомить детей с составом числа 10 из единиц; учить воспроизводить количество движений больше, меньше на 1, чем дано; упражнять в сопоставлении 10 предметов по длине; развивать глазомер. (подготовительная группа)

Теоретическая часть

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Решению данной задачи в полной мере соответствует работа с блоками и палочками.

Блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической работы, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Т.о. каждая фигура характеризуется 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже 2 абсолютно одинаковых фигур.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями. Это и умение анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, а также овладевают такими логическими операциями, как «не», «и», «или». Также с помощью блоков у детей можно развивать память, внимание, восприятие.

На первом этапе работы с блоками  дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивая, классифицируя и обобщая фигуры по этому свойству. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. Причем, давая задание детям на занятии, можно легко менять степень сложности выполнения с учетом возможностей детей. Например, дети строят дорожку для Машеньки от избушки медведя, чтобы помочь ей убежать к бабушке и дедушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было блоков одной формы, другой – чтобы не было блоков, одинаковых по форме и цвету, а третий – чтобы не было рядом блоков одинаковых по форме, цвету и размеру.

Наборы логических фигур для занятий можно сделать из картона. Но размеры таких фигур должны отличаться в два раза (для полного контраста).

Наряду с блоками в работе применяются карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (показать примеры карточек), а также карточки с отрицанием свойств. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств – к наглядно-логическому. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста при решении многих развивающих задач.

Развивая мыслительные умения, важно помнить, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных повторений упражнений. Причем упражнения ребенку должны даваться в постепенном усложнении, иначе потеряется познавательный интерес.

Цветные счетные палочки Кюизенера также является универсальным пособием для развития ребенка. С их помощью у детей можно сформировать представления о числе, содействовать развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко прослеживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1,2,3. Также палочки помогают изучить порядковый счет, состав числа из единиц и меньших чисел, практически выполнять действия сложения и вычитания, познакомится с понятием «мерка», «измерение», развивают умение ориентироваться в пространстве (слева направо, выше, чем .., вдоль и др.).

Игры и упражнения с палочками состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости.

Палочки вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными палочками, создают различные конфигурации. Н обращают внимание детей на качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Показывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек одного цвета. На первом этапе можно проводить следующие игры: «Заборчик», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет», «Разноцветные вагончики» и т.п.

Дети строят лесенки из палочек, располагая их на плоскости стола как в двухмерном пространстве, так и в трехмерном, обыгрывают постройки и проговаривают, из чего и как она построена. Выкладывают коврики с разным условием (из палочек одинаковой длинны, из палочек разного цвета, длинны, заданного размера и т.п.).

На следующем этапе дети уже знакомятся с более сложными характеристиками, отождествляя цвет с числом, выполняя более сложные задания. Выкладывают картинки по заданной схеме, строят домики. Ищут палочку с заданными свойствами, например, «Найди палочку, длиннее (больше) желтой», «Назови все палочки, которые короче черной, вырази в числах», «Цвет и число», «Веселый поезд», «Сравним числа» и т.п.

Практическое задание: по предложенной образовательной задаче придумать игру с использованием имеющегося материала (блоки и палочки):

1) Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. (например, «Загадка без слов», «Угадай фигуру»).

2) Развивать умение сравнивать предметы по двум признакам, понимать слова «разные», «одинаковые». (например, «Угощение для медвежат», «Кондитерская фабрика»).

3) Развивать умение сравнивать предметы по длине, различать и называть цвета палочек. (например, «Цветик-семицветик», «Коврики», «Цветные дорожки»)

4) Развивать умение работать со схемой, выкладывая такое же изображение, как на заданной схеме. (например, «Домик с забором», «Цветок»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнение о том, что математическое мышление совсем не обязятально в жизни, что оно может пригодиться только на уроках математики, очень ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, ...

Консультация "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми"

Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое....

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера в работе детьми дошкольного возраста

Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста...