Статья "Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

 Любимова Екатерина Андреевна

В статье представлен вариант оценки результативности освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС на примере диагностики самостоятельности как интегративного качества личности. Приведен пример такой диагностики для старшей возрастной группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubimova_diagnostika_samostoyatelnosti_statya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста

В статье представлен вариант оценки результативности освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС на примере диагностики самостоятельности как интегративного качества личности. Приведен пример такой диагностики для старшей возрастной группы детского сада.

Ключевые слова: дошкольники, интегративное качество, развитие, диагностика, субъектные проявления, самостоятельность.

Современный этап развития отечественного образования в условиях его реформирования и модернизации характеризуется все более выраженной ориентацией не только общества, но и государства на личностно-ориентированное развитие субъектов образования, поддержку и раскрытие их индивидуальности. Так, например, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования сформулированы требования к итоговым результатам освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы как описание интегративных качеств ребенка [4]. Фактически оценка интегративных качеств — это оценка развития ребенка, а не освоения им содержания образовательной программы (представлений и умений). Эта объективно новая диагностическая задача для педагогов детских садов вызывает трудности у многих практиков (да и научных работников) дошкольного образования. В данной статье представлен один из возможных путей решения указанной диагностической задачи на примере оценки такого параметра как «ребенок, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».

Как решать задачу оценки педагогом развития ребенка?

Для этого необходимо разобраться, что есть развитие, как его диагностировать доступными для педагога средствами.

В качестве основного сущностного признака развития в современной науке рассматривается возникновение нового качества. В отечественной педагогической психологии человеческое развитие трактуется как процесс, всеобщую форму которого составляет активное, деятельное освоение индивидом общественно и исторически заданных способностей, в перспективе обеспечивающих ребенку статус субъекта в собственной деятельности, а впоследствии — и в своей жизни вообще. Становление субъектности в сознании, субъектности в общности, субъектности в деятельности образуют главные линии развития человека как субъекта собственной жизни, как субъекта развития и саморазвития в образовании. Эти линии являются образующими линиями развития [7].

Развитие, осуществляемое в культурной форме обучения, воспитания, формирования, есть образовательный процесс. Соответственно, целью образовательного процесса будет развитие ребенка как субъекта деятельности и общения (рис.).

Рис. Развитие субъектной позиции человека

Как писал С.Л. Рубинштейн, «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [5, с. 106].

В качестве закономерности развития субъектности в онтогенезе В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и другие ученые определяют наращивание с возрастом субъектности и преодоление объектности, т.е. зависимости человека от внешних условий. Субъектность, по А.Г. Асмолову, является одной из системных характеристик деятельности и общения, а высшей формой субъектности является личностный смысл, придаваемый событиям и действиям.

Таким образом, можно уверенно говорить о развитии как становлении субъектного качества. Чем ярче проявляются качества субъекта (в деятельности, в общении), тем более высокий уровень развития отмечается у индивида.

Субъектности ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше внимания. Эту проблему активно исследуют В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе и др. Понимание субъекта связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, инициативным, творческим [3].

Среди перечисленных качеств личности исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка. Ученые единодушны в одном: самостоятельность — важнейшая характеристика личности, она не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности); без самостоятельности личность не становится полноценной.

Самостоятельность является основой активного взаимодействия личности с окружающей действительностью, помогает ориентироваться в различных жизненных ситуациях, принимать жизненные решения. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения. В педагогических исследованиях установлено, что чем выше уровень самостоятельности личности, тем интенсивнее протекают процессы своеобразной «обратной связи», т.е. усвоения и применения своего и чужого опыта, обучения и воспитания.

«Уровень самостоятельности ребенка, — пишет А.А. Люблинская, — повышается с развитием, с возрастающими возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-, трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей» [2].

Как отмечает исследователь проблемы В.В. Шадрина, «Первоначально активность взрослого помогает ребенку достигать своих и совместных с взрослым целей. В дальнейшем формируется совместная активность взрослого и ребенка. А далее ребенок осуществляет свою активность под присмотром и с оценкой взрослого. В дальнейшем он становится готов к самостоятельной активности» [8].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления намеченной цели без посторонней помощи. То, что ребенок уже знает и умеет и потому делает самостоятельно, без помощи других детей или взрослых, характеризует зону его актуального развития. Именно поэтому диагностика самостоятельности как интегративного качества личности позволяет в целом оценить общее развитие ребенка как субъекта деятельности и общения.

Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. «В раннем детстве (от 1 года до 3 лет), — отмечал Д.Б. Эльконин, — деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. <… > Многие из действий, которые осваиваются в этот период, дети могут производить только при непосредственной помощи и при участии взрослых. Однако по мере овладения действиями дети начинают производить их самостоятельно. Уже на 2-м году жизни ребенок научается самостоятельно ходить; на 3-м году движения ребенка (бег, ходьба, лазанье) становятся все более совершенными и координированными» [9, с. 142, 143]. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных групп, например, внутри игровой группы, приобщаясь так к социальным отношениям, все более активно включаясь в общность. Известный ученый и организатор общественного дошкольного воспитания Н.М. Щелованов отмечал: «Эти успехи в развитии ребенка на протяжении 3-го года жизни качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей в развитии ребенка этого возраста и сам он еще очень беспомощен, однако постепенное развитие на 3-м году жизни ребенка делает его все более самостоятельным» [цит. по: 9, с. 143].

«Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, — подчеркивает Д.Б. Эльконин, — приобретает характер тенденции к самостоятельности, стремления действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку. За этим лежит не только отделение себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. Это находит свое выражение в словах "я сам"» [9, с. 143].

Самостоятельность ребенка во многом обусловлена овладением структурой деятельности. В этом освоении ребенок учится ставить цели, использовать и находить средства и способы их достижения, анализировать и формулировать проблемы. «Умея ставить цели и находить средства и способы ее достижения, — пишет В.В. Шадрина, — ребенок тем самым разрешает свои жизненные задачи» [8].

Исследователи проблемы самостоятельности (в частности, А.А. Люблинская) выделяют в ее развитии три ступени. «Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит "пожалуйста" и "спасибо", когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.  

<…> На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях» [2].

Чем отличается самостоятельный ребенок? Какие показатели характеризуют проявление самостоятельности?

Это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Указанное качество личности обеспечивает ребенку постановку и решение без помощи взрослого разного рода задач, которые возникают в повседневной жизни и деятельности. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у ребенка стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Поэтому характеристика самостоятельного ребенка всегда содержит оценку самостоятельности как преобладающей черты поведения, проявляющейся в разных сферах его деятельности и общения.

Обобщая сказанное, перечислим те позиции, оценка которых позволит определить степень проявления ребенком самостоятельности и диагностировать, таким образом, уровень его актуального развития.

  1. Способность к самостоятельному выбору (деятельности, ее целей, средств и способов, партнеров для общения и пр.).
  2. Уверенность в себе, своих возможностях, осознание своих особенностей, умений, предпочтений, трудностей.
  3. Умение осуществить деятельность во всех ее компонентах (от постановки цели, отбора средств и способов (в планировании и практическом воплощении плана) до получения намеченного результата).
  4. Автономность поведения: ребенок не обращается за помощью к другому, сам стремится решить задачи.
  5. Умение использовать свой опыт для решения новых задач (способность к переносу знаний и умений в новые условия деятельности).

Естественно, эти показатели содержательно будут изменяться в зависимости от возраста детей, поскольку их проявление у трехлетнего ребенка и шестилетнего различно, что определяется детским опытом, уровнем развития и условиями жизнедеятельности.

Приведем пример диагностики для оценки результативности освоения ребенком старшей возрастной группы основной общеобразовательной программы по позиции: «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.» [4].

Эту диагностику целесообразнее проводить один раз в конце учебного года, в апреле – мае. Поскольку ее целью является оценка результатов освоения ребенком основной общеобразовательной программы, то педагог диагностирует только зону актуального развития, т.е. то, что ребенок научился делать сам, без помощи взрослого. Основной метод диагностики педагога (с учетом его занятости и реализации множества функций) — включенное наблюдение. Так этот вид наблюдения называется потому, что педагог (он же — наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает. Наблюдение должно быть достаточно длительным, не менее месяца, преимущественно в ситуациях свободного выбора деятельности и партнеров для игр, а также в совместной деятельности взрослого и детей группы. Желательно делать небольшие записи в процессе наблюдения, анализ которых в дальнейшем позволит воспитателю более четко определить оценки проявления самостоятельности каждым ребенком группы.

На основе наблюдения заполняется матрица (прил.). Для уточнения общей картины, полученной в таком наблюдении, педагог использует диагностические беседы и специально созданные диагностические ситуации. Совокупности этих методов достаточно для вынесения общей оценки. Желательно, чтобы в процесс диагностики были включены не только воспитатели, но и другие педагоги, знающие и работающие с детьми: музыкальные работники, педагоги дополнительного образования, методист и пр.

Полученные данные сопоставляются с «идеальным» вариантом, описывающим возможные достижения ребенка к определенному возрасту. Конкретные показатели проявления детской самостоятельности для составления такого «идеального» варианта нужно искать в содержании общеобразовательных программ, обращая особое внимание на образовательные задачи, решаемые в этом возрасте, и на предполагаемые результаты освоения программы.

При анализе полученных данных воспитателю необходимо осознавать, что большинство детей не могут проявлять ярко выраженную самостоятельность во всех видах детской деятельности и в общении одинаково хорошо (на высоком уровне). В исследованиях выявлено, что чем больше показателей анализируется, тем меньше вероятность их совместного развития в соответствии с нормативно заданными характеристиками. Например, при десяти независимых исследуемых свойствах только один из 1024(!) человек окажется (с точки зрения статистики) «нормативным» [6, с. 33].

Важно увидеть, проявляет ли ребенок самостоятельность хоть в чем-нибудь, какие виды деятельности привлекают ребенка больше, при каких условиях его самостоятельность проявляется ярче. Следует также обратить внимание на тенденции проявления самостоятельности у всей группы детей: выделить деятельности, в которых это качество проявляется сильнее или, наоборот, слабее. Именно эти диагностические данные помогут педагогу сформулировать актуальные как для конкретного ребенка, так и для группы детей в целом задачи развития и совершенствования образовательного процесса.

Литература

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Мониторинг в детском саду: Науч.-метод. пос.: В 3 ч. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  2. Люблинская А.А. Формирование самостоятельности // Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1971.
  3. Полякова М.Н. Педагогическая диагностика дошкольника как субъекта деятельности // Детский сад от А до Я. 2011. № 2. С. 55–63.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. 2010. 5 марта. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.
  5. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Избранные философско-психологические труды. М.: Наука, 1997. С. 101–107.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пос. для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
  8. Шадрина В.В. Развитие субъектности в онтогенезе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://borytko.nm.ru/papers/subject4/shadrina.htm.
  9. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 142–176.

Приложение

Примерный портрет «идеально самостоятельного ребенка» в старшей возрастной группе

Предпочитает сам выбирать партнеров для совместной деятельности и общения, в условиях свободного выбора умеет сам найти себе занятие. Начинает проявлять избирательность в выборе, появляются любимые виды деятельности. Уверенно начинает деятельность, часто стремится помочь другим детям. Освоил все компоненты деятельности: умеет поставить (или принять) цель, спланировать два-три этапа, организовать рабочее место, осуществить действия для достижения результатов. Не повторяет задумок других детей, старается придумать свое, радуется собственным результатам. В бытовом отношении самостоятелен, сформированы полезные привычки. В новой ситуации не теряется, не пугается, активно пытается решить проблему, высказывает варианты, пробует разные пути для решения, демонстрирует уверенное поведение. 


Схема наблюдения за проявлениями детской самостоятельности в старшей группе детского сада

Ф.И. ребенка

Показатели самостоятельности

Способность к выбору

Проявления уверенности, осознание своих возможностей

Освоение деятельностей

Автономность поведения

Способность к переносу опыта в новые условия

Решение проблемных ситуаций

Предпочитает сам выбирать партнеров для совместных игр и общения, умеет себя занять. Начинает проявлять избирательность в деятельности (укажите предпочитаемые деятельности)

Уверенно начинает деятельность, уверенно вступает в общение, позитивно себя оценивает, способен характеризовать себя (называет несколько своих качеств, умений)

Умеет поставить (или принять) цель, спланировать два-три этапа деятельности, организовать место, не повторяет задумок других детей, радуется хорошим результатам

Автономен в самообслуживании. Умеет решать проблемы общения с детьми. В деятельности ориентирован на результат, огорчается, если не смог его достичь сам

В новой ситуации не теряется, активно пытается решить проблему, пробует разные пути для результативности, сохраняет оптимизм, неудачи не приводят к отказу от достижения цели

Способен решать познавательные проблемы, используя знания и имеющийся опыт (отмечаем процент верно решенных ситуаций из предложенных)

Аня А.

Олег А.

Зеленый цвет — показатель проявляется всегда или почти всегда в разных обстоятельствах общения и деятельности.

Желтый цвет — показатель проявляется нестабильно, зависит от условий деятельности и общения.

Красный цвет — показатель проявляется очень редко или не проявляется.


Методы, дополняющие и уточняющие оценки, сформированные с использованием наблюдения

Здесь приведены возможные ситуации для диагностики самостоятельных проявлений детей шести лет. Подобные ситуации воспитатель может придумать сам или подобрать из имеющейся литературы, например, из пособия «Мониторинг в детском саду» [1].

Диагностическая беседа

Цель: выявление интересов ребенка, осознания им себя и своих особенностей

Процедура организации и проведения.

Для проведения данной методики необходим игрушечный микрофон. Педагог (старший воспитатель) выступает в роли «корреспондента». Вначале проведения интервью ребенку задается вопрос: «Кем бы ты хотел быть, когда вырастишь?» Далее дается следующая инструкция: «Представь, что ты стал известным человеком (указывается та профессия, которую назвал ребенок). И вот пришел корреспондент брать у тебя интервью, чтобы написать статью о твоем детстве. Он будет задавать вопросы, а ты отвечай по-честному».

Примерные вопросы беседы:

— Уважаемый(-ая) (называется ребенок по имени и отчеству), что Вы любили больше всего делать в детстве? Чем любили заниматься?

— А расскажите, пожалуйста, какие у Вас были любимые игры, игрушки?

— С кем Вы играли в детском саду? А кто составлял Вам компанию в играх дома?

— Что Вы любили в детстве смотреть по телевизору?

— Вы любили больше слушать сказки, истории или отгадывать загадки? Какая Ваша любимая книжка?

— Если бы с Вами захотел познакомиться какой-то новый человек, что бы Вы ему рассказали о себе?

— Хотите ли Вы быть на кого-нибудь похожим? Почему?

Диагностические проблемные ситуации

Цель: выявить умение ребенка решать познавательные задачи самостоятельно. Отмечается поведение детей в ситуации, высказывания и действия по решению проблемы.

«Перевертыши»

Ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка лежат на дне аквариума. «Посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что не правильно? Почему ты так думаешь?»

Дошкольнику предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянный кораблик, железный гвоздь, камни, бумага, пустая пластмассовая банка, таз с водой.

«Помоги растениям»

Предложить ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими будут растения после того, как он осуществит уход за ними.

«Конструируем шапочку»

Воспитатель предлагает сложить из бумаги шапочку для куклы Кати, чтобы ей солнце не напекло голову. Для этого необходимо выбрать из предложенных трех форматов один, из которого можно сложить шапочку нужного размера. (Отмечаем, учитывает ли ребенок уменьшение формата при складывании шапочки.)

«Баба Яга»

Для проведения ситуации нужен лист бумаги, банка с водой для промывания кисти, кисть на каждого и акварель светлых тонов (желтая, голубая, зеленая, светло-красная).

Воспитатель предлагает нарисовать злую-презлую Бабу Ягу из сказки, но отмечает, что краски есть только таких цветов. Предлагает сначала подумать, как с их помощью реализовать цель, а потом выполнить задание. (Отмечаем реакцию на задание, пути решения проблемы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК...

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста по ФГТ

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста 1. Ф.И.О. - 2.  Возраст (дата рождения) - 3. Учреждение  - МБДОУ «Детский сад № ».   Группа -...

Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию - характеристику на ребенка, который идёт, например, в логопедический сад или иной сад.  Данным материалом могут воспользоваться воспитатели, психологи детских садов....

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка....

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста...

диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов     Диагностический инструмент...

Образец бланка "Педагогическая характеристика (оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста)"

Образец бланка психологической характеристики особенностей ребенка для педагогов- психологов ДОУ...