диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Третьякова Ольга Владимировна

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»

г. Тамбов

     Диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста, разработанный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Предлагаемый диагностический инструментарий отражает сущность используемых при изучении интегративных качеств дошкольников низкоформализованных и высокоформализованных методов.

Для изучения диагностического инструментария необходимо ознакомиться с текстовым материалом (согласно представленному плану).

План.

1. Особенности реализации диагностического инструментария.

2. Сущность используемых низкоквалифицировани высокоформализованных методов оценки интегративных качеств.

3. Диагностические методики изучения интегративных качеств.

4. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации диагностического инструментария.

1. Особенности реализации диагностического инструментария.

     Цель диагностики заключается в изучении физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

     Были выделены задачи диагностики:

1. определить наиболее эффективные методы, методики психолого-педагогической диагностики;

2. установить периодичность диагностики,

3. определить специалистов ДОУ, ответственных за проведение диагностики;

4) апробировать разработанный диагностический инструментарий.

     Учитывая требование к построению системы мониторинга об «…использовании только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки» (ФГОС), педагогическим коллективом дошкольного учреждения в качестве диагностического инструментария был определен инструментарий, предложенный в примерной программе «Успех» на электронном носителе, позволяющий провести мониторинговые процедуры педагогическому коллективу в оптимальные сроки, и автоматизировано обработать полученные данные. (Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе – М.: Просвещение, 2011).

Для оценки сформированности интегративных качеств использовались следующие критерии:

  • наличие или отсутствие качества;
  • устойчивость проявления качества;
  • объем материала, освоенный ребенком.

     При этом в системе оценок учитывалось как наличие/отсутствие сформированного качества, так и зона его ближайшего развития. В качестве индикаторов динамики развития интегративных качеств выступают показатели развития ребенка и определялись в соответствии с программой.

     При проведении диагностики необходимым является соблюдение следующих принципов:

– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, необходимо принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

 

 

 

Представим этапы организации диагностической работы.

1.     Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения психолого-педагогической диагностики.

2.     Разработка критериев оценки уровней сформированности интегративных качеств.

3.     Разработка плана проведения диагностического обследования.

4.     Подготовка материала для диагностики.

5.     Реализация низко- и высокоформализованных методов диагностики при изучении интегративных качеств дошкольников.

6.     Заполнение схемы динамики индивидуального и группового развития интегративных качеств (в сравнении за два полугодия).

7.     Составление на основе полученных данных аналитической справки.

     2. Сущность используемых низко- и высокоформализованных методов оценки интегративных качеств.

     Ведущим диагностическим методом выступает наблюдение.

Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития, которая включает данные наблюдения воспитателя за ребенком. Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству.

Представим пример карты развития ребёнка.

Карта развития ребенка

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________

Возраст_______

№ группы______

Дата__________

Интегративное качество

Сумма полученных баллов

 

Любознательный, активный

 
 

Эмоционально отзывчивый

 
 

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия

 
 

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарный общепринятые нормы и правила поведения

 
 

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

 
 

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

 
 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 
 

Суммарный показатель

 
 

Итоговый уровень развития интегративных качеств

 

     Обработка полученных данных предполагает бальную систему оценки: 0 – крайне редко, 1 – иногда, 2 – часто. При оценке каждой характеристики интегративного качества необходимо руководствоваться частотой ее проявления. К каждому интегративному качеству относится от 2 до 12 характеристик. Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель: высокий, средний, низкий уровень.

Высокий уровень развития качества свидетельствует об эффективности образовательной работы с конкретным ребенком. В среднем уровне отражаются и индивидуальные особенности ребенка, и определенные недостатки деятельности воспитателя – некоторое несоответствие этим особенностям, которые требуют изучения и корректировки. Низкий уровень развития качества свидетельствует о необходимости педагогу-психологу более глубоко исследовать развитие данного ребенка и образовательную деятельность педагога, чтобы внести корректировку в деятельность воспитателя и других субъектов образовательного процесса относительно его.

     Изучение развития интегративных качеств детей проводится педагогом-психологом по комплексной методике Ясюковой Л.А. [источник: Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство /Л.А.Ясюкова._ С-Пб.:ИМАТОН, 1999.-179 с.]. Данный комплекс методик позволяет проанализировать развитие школьнозначимых психофизиологических функций, развитие когнитивной, мотивационно-потребностной и поведенческой сфер деятельности ребенка.

Используются диагностические задания:

  • «Важное задание», «Интервью», «Помоги другу», «Что нужно для профессии» (источник - Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010- С. 24, 28, 31, 34);
  • «Отражение чувств», «Зеркало настроений» (источник - Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.- С.45-48);
  • «Необитаемый остров» (источник - Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – С. 48-49)
  • Помощники», «Не поделили игрушку» (источник - Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – С. 50-51)
  • «Решение проблемных ситуаций», «Старичок – лесовичок и его друзья», «Юный зоолог» (источник - Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.- С. 8,11,26)
  • Лото», постройка «Улицы Изумрудного города» (источник - Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. С. 9, 10,12-21)
  • «Наши привычки» (источник - Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 - С. 35).

3. Диагностические методики изучения интегративных качеств.

Примеры используемых диагностических методик.

Тест Тулуз-Пьерона

Стимульный материал: специальные бланки ответов.

Цели исследования:

- скорость переработки информации;

- развитость произвольного внимания;

- способность к произвольной концентрации.

Инструкция:

Слева, в верхней части бланка ответов нарисованы квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики в бланке.

Строчка под образцами (без номера) – тренировочная. На ней ты сейчас попробуешь, как надо выполнять задание.

Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки с образцами.

В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой(I). Если точно такого квадратика как образец нет, то его следует подчеркнуть внизу.

(Инструкция сопровождается показом взрослого).

Сейчас ты будешь последовательно обрабатывать квадратики в каждой строчке, зачеркивая совпадающие с образцом и подчеркивая несовпадающие.

Нельзя:

1) Сначала вычеркивать все совпадающие с образцами квадратики, а потом подчеркивать оставшиеся.

2) Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3) Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

1) Выполнять инструкцию наоборот.

Процедура проведения:

После полного усвоения ребенком инструкции и правильного выполнения задания на тренировочной строке, переходят к непосредственному выполнению теста.

Ребенок поочередно выполняет задание на 10 строчках. Время выполнения – 1 минута на каждую строку. Взрослый только фиксирует время, но не вмешивается в ход работы.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество просмотренных ребенком знаков и количество ошибок в каждой строке.

Скорость интеллектуальной деятельности и точность выполнения высчитывается по следующим формулам:

где V –скорость переработки информации,

Σ – сумма строк,

n – число рабочих строк,

x – количество обработанных знаков в строке.

k – показатель концентрации внимания;

V – скорость переработки информации;

а – среднее количество ошибок в строке;

y – количество ошибок в строке.

Полученные результаты сравниваются с нормативными показателями (см. таблицу).

Описание: http://gigabaza.ru/images/66/130983/1c074a24.gif

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастная группа

Скорость выполнения

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 лет

0-14

15-17

18-29

30-39

40 и >

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастная группа

Точность выполнения

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 лет

0, 88 и <

0,89-0,9

0,91-0,95

0.96-0,97

0,98-1

Качественный и количественный анализ

1.Внимание (тест Тулуз-Пьерона)

1.1. Утомляемость –

1.2. врабатываемость, а также

1.3. цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию кол-во обработанных знаков в строчке или по динамике ошибок. При желании они могут быть оценены и количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам (как это обычно делается в корректурных пробах)

1.4. Путем наблюдения можно выявить детей с недостатком оперативной памяти путем наблюдения: эти дети выделяются тем, что постоянно смотрят на доску, либо сверяются с образцом на бланках.

Точность выполнения теста прежде всего связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик:

Переключения внимания

Объем внимания

Оперативная память

Визуальное мышление

Личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, рсслабленность).

1.5 Несистематичность ошибок, когда невозможно обнаружить какую-либо закономерность, в соответствии с которой происходит значительное отклонение от инструкции, свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

Можно выделить ряд систематических ошибок.

1.6. Преобладание ошибок в начале и в конце строки свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

1.7. Ошибки «запаздывания» в переключении движения, когда как бы на один шаг сдвигается, продлевается предыдущая операция свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

1.8. Если ошибки возрастают пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемные характеристики внимания, сужено поле внимания.

1.9. Выпадение (т.е. кол-во квадратиков- образцов уменьшается) или подмена образцов (т.е вычеркиваются сходные с образцами квадраты, имеющие зеркальную право-левую ориентацию) типичны при ослабленной оперативной памяти.

1.10. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответствующим образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления (прежде всего, визуального анализа), а у детей 6-8 лет о неустоявшемся разделении право-левой ориентации. Для переученных левшей характерны такие ошибки.

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. В процессе психодиагностики ребёнку предъявляются рисунки, в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Показав ребёнку рисунок, педагог к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение. Затем ребёнок указывает выражение лица ребёнка в той или иной ситуации.

Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. На основе анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка

Цель: изучение уровня тревожности ребёнка.

Возраст: 6-7 лет.

Метод оценивания: индивидуальное тестирование

Инструментарий. Серия рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Инструкция. В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания:

К рисунку 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

К рисунку 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

К рисунку 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рисунку 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

К рисунку 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

К рисунку 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

К рисунку 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

К рисунку 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рисунку 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рисунку 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рисунку 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

К рисунку 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рисунку 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

К рисунку 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Оценка результатов. Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе (табл.).

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc10.docx187.76 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занятия оздоровительной аэробикой – как средство развития творческих, физических, коммуникативных и художественно-эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста».

В современных условиях развития общества, проблема здоровья детей, как и всегда, остается актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здор...

Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"

Труд  – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.   Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)

Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...

проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»

проектная работа «Взаимосвязь типа семейного воспитания с развитием социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»...