Виды занятий и диагностический инструментарий обследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Семинар: «Мульт-терапия - как механизм реализации системно-деятельностного подхода на ступени дошкольного образования»)
консультация по теме

Уткина Наталья Валерьевна

Использование мульт-терапии в развитии ребенка, исследование творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Родничок» г. Куса»

Виды занятий и диагностический инструментарий обследования творческих способностей  у детей старшего дошкольного возраста

 (Семинар: «Мульт-терапия  - как  механизм реализации системно-деятельностного подхода на ступени дошкольного образования»)

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 13

Уткина Наталья Валерьевна

г.Куса, 2016

Виды занятий.  Диагностический инструментарий обследования творческих способностей  у детей старшего дошкольного возраста.    

                                      Слайд № 1

Слайд  № 2

В 2008 году волонтеры – профессиональные художники-мультипликаторы – пришли в детское онкологическое отделение, чтобы скрасить невеселые больничные будни маленьких пациентов, и предложили им самим попробовать создать настоящий мультфильм. Пластилин, фломастеры, бумага, фотоаппарат и ноутбук с самой простенькой монтажной программой… У них все получилось! Ребята смогли отвлечься от реальности тяжелых процедур, повеселели, а уж как радовались, когда увидели свои имена в титрах уже готового мультфильма, снятого ими самими!

Занятия по созданию с детьми мультфильмов стали проводить регулярно: в больницах, реабилитационных медицинских центрах, затем — в детских домах и интернатах. Работали с детьми с разными заболеваниями, в том числе, с такими, как онкология, миопатия, фенилкетонурия, с теми, кого принято называть «дети с особыми потребностями». Занимались с социальными сиротами. Три года работы показали: создание анимационных фильмов с маленькими пациентами очень востребовано ими и их родителями, а также высоко оценено специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями, как реабилитационный метод. Со временем само собой пришло и название – «Мульттерапия».

Была разработана целая программа, в рамках которой выделяют следующие виды занятий:

  1. Азбука мультипликации.                                                        Слайд № 3

На таких занятиях знакомятся с основными понятиями и терминами мультипликации, просматриваются и обсуждаются мультипликационные фильмы различных жанров, видов, выполненные в различных техниках; знакомятся с основными выразительными приёмами мультфильма, планами (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь); узнают о том, кто изобрел мультипликацию, приобщаются к опыту известных мультипликаторов.

  1. Литературно-творческие занятия.                                           Слайд № 4 Здесь приобретается способность выразить желаемое языком кино – предусматривается  прослушивание сказок, просмотр мультфильмов, сочинение историй, стихов, сценариев, знакомство с основными законами стихосложения и правилами составления рассказа, составление раскадровки.
  2. Занятия по изобразительной деятельности.                              Слайд № 5 Включают  создание набросков, поиски образов героев, изготовление фонов и бутафории, необходимой по сценарию, в различных техниках декоративно-прикладного творчества - (бумагопластика, квиллинг, оригами, папье-маше, торцевание, живопись, витраж, аппликации из бумаги и пластилина, силуэтное вырезание, коллаж, лепка и др.).
  3. Анимация.                                                                              Слайд № 6    На данных занятиях дети знакомятся с основными приёмами анимации, осуществляют оживление персонажей, снимают этюды в различных техниках (рисованная техника, перекладка, пластилиновая анимация, песочная анимация, stopmotion (анимирование предметов, покадровая анимация) и пр.), а так же просматривают и обсуждают проделанное. Анима – по-гречески «душа». Хотелось бы отметить, что создание анимационного фильма – это не только  работа по одушевлению персонажей, но и работа души автора. Творчество и душевная и духовная работа.
  4. Азбука актёрского мастерства и звука.                             Слайд № 7 Такие занятия предполагают не только непосредственно само озвучивание созданного мультфильма, но и знакомство с природой и разновидностью звуков (музыка, речь, голоса животных, шумовые и звуковые эффекты, паузы), а также упражнения по сценической речи, правильной артикуляции, выразительному чтению, этюды на одушевление и перевоплощение, изучение эмоций, чувств, мимики, жестов, особенностей движения.
  5. Диагностические занятия.                                        Слайд № 8 Диагностические занятия необходимы для того, что бы отследить динамику развития и состояния детей в процессе прохождения данной программы. При этом диагностика проводится как на начальном этапе, так и в конце прохождения программы. В качестве диагностики используется метод наблюдения, а также специальные методики.

Диагностический инструментарий.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них -  тест Торренса.

Слайд № 9

Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Нас интересует часть теста - «Завершение картинок». Она была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса  предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления: 

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Слайд № 10

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
C:\Users\Наталья\Desktop\мульттерапия\test-torrens-3.jpg

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумайте название к каждому рисунку.

C:\Users\Наталья\Desktop\мульттерапия\test-torrens.jpg

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

C:\Users\Наталья\Desktop\мульттерапия\test-torrens-4.jpg

 Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Методика «Альбом с замаскированными картинками» С.В. Максимовой состоит из двух частей:

Слайд № 11

- I  часть направлена на выявление неадаптивной творческой активности (т.е. степени развития творческого потенциала);

- II  часть направлена на выявление адаптивной творческой активности (т.е. на умение реализовывать творческий потенциал)

Методика Максимовой С.В.

Слайд № 12

Фамилия ребенка_______________________________Возраст______________

Дата___________

Диагностику  провел_______________________________________________

Особенности ребенка________________________________________________

Параметры

Результаты

Комментарии

Вопросы

Высказывания

Паузы

Возвращения 

Сравнения

Шепот, вождение пальцем

Переворачивание  картинок на 180*

Эмоциональные реакции

Придумывание  сюжетов,

фантазирование

Предложения  к  каким-либо

действиям

Умозаключения, обобщения

Реакция  на  противоречия,

высказывание гипотез

Связывание в один рассказ разных сюжетов

Рефлексия  (я  сначала  не понял…)

Обращение  к  личному опыту

Общая сумма:

1. Ребенку задается вопрос «Что ты здесь видишь? На что это похоже?».

Ответы фиксируются (в графе «Комментарии»). Общее количество идей фиксируется в  графе «баллы». После того, как ребенок исчерпал все варианты, задается вопрос «А что еще? Может, на что-то еще похоже?».

2. После этого дается задание – «дорисуй картинку так, чтобы было понятно, что там нарисовано и рассказывай, что ты рисуешь». При этом ребенку можно предложить на выбор цветные карандаши, фломастеры или краски. Время не ограничено.

3. После того, как рисунок будет закончен, ребенка просят придумать сказку по своей картинке. Рассказ записывается. Если ребенок начинает придумывать сюжет сам в процессе рисования, то записывается его спонтанный рассказ.

4. После этого ребенок должен придумать название своей сказке.

Слайд № 13

Параметры АА (адаптивной активности)

Баллы

Комментарии

1.Количество идей, образов  

1.Количество оригинальных идей

2.  Другие  предложения  во  время

рисования (кол-во)

2.Вносит  ли  противоречия,  загадку (их

кол-во)

2.Активный  выбор  материалов  –  2

балла

2.Разработанность-количество  деталей,

цветов,  (низкая –  0  баллов,  средняя –  1,

высокая – 2)

2.Логичность,  целостность  рисунка – 2

балла

3. Логичность сюжета сказки – 2 балла

3. Включение новых персонажей, выход

за рамки рисунка – 2 балла

3.  Интрига,  противоречие,  загадка  в

сюжете – 2 балла – каждое противоречие

4.  Оригинальность,  логичность,

образность названия – 2 балла

Степень заинтересованности в задании

(низкая  –  0  баллов,  средняя  –  1,

высокая – 2)

Сотрудничество со взрослым

(низкая  –  0  баллов,  средняя  –  1,

высокая – 2)

Общая сумма: 

Светлана Валентиновна  Максимова рассматривает творчество как гармоничное сочетание спонтанной и целенаправленной активности ребенка. При этом основным механизмом творческого потенциала является не обучение какому-либо ремеслу, а осознание ребенка с помощью взрослого себя творцом, поддержка его инициатив и идей. Поэтому так важно строить обучение и развитие на основе собственной активности ребенка, исходя из его собственных инициатив и предпочтений, подчеркивая его индивидуальность и особенности внутреннего мира.

Третья методика, с которой мы познакомимся:
Методика «Дорисуй фигуру» (Ольга Михайловна Дьяченко).

Слайд № 14

Цель: выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.

Оборудование: набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

Порядок исследования. Ребенку необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов.

Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными

деталями.

3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках детей:

-  низкий уровень — ребенок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение;

- средний уровень — выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение;

- высокий уровень — выполняет задание по 5 и 6 типу решения задач на воображение.

Изучением креативности, творческого мышления, занимается Туник Елена Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Хочу представить вам 2 ее книги.

        Слайд № 15

«Лучшие тесты на креативность». Творческая одаренность - ключевая способность современного человека. Как выяснить степень или сферу одаренности? Как направить развитие ребенка в ту сторону, которая соответствует именно его способностям? Эта книга посвящена диагностике креативности. В ней приведены адаптированные варианты тестов и тестовых методик по выявлению творческой одаренности как детей, так и взрослых.

«Психодиагностика творческого мышления». В данной брошюре приводится батарея креативных тестов для   диагностики детей  5-15  лет. Во  второй  части  дан адаптированный вариант опросника креативности Д.Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста. Предлагаемая методика является экспресс-методикой и успешно дополняет известные, но трудоемкие тесты творческого мышления.

Как должна проходить подготовка к любому тестированию? Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

Слайд № 16

Современные условия диктуют нам новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мульт-терапия Виды занятий Диагностический инструментарий обследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Педагог-психолог МБДОУ д /с № 13 Уткина Наталья Валерьевна

Слайд 2

…Душа ребенка и опыт взрослого – удивительное сочетание, немодное, непонятное, непринятое в современном мире взрослых и, вместе с тем, необходимое для того, чтобы остаться человеком…дети живут удивлением, а взрослые им выживают. Удивляйтесь и удивляйтесь!

Слайд 3

Виды занятий: Азбука мультипликации . На таких занятиях знакомятся с основными понятиями и терминами мультипликации, просматриваются и обсуждаются мультипликационные фильмы различных жанров, видов, выполненные в различных техниках; знакомятся с основными выразительными приёмами мультфильма, планами (дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь); узнают о том, кто изобрел мультипликацию, приобщаются к опыту известных мультипликаторов.

Слайд 4

Виды занятий: Литературно-творческие занятия . Здесь приобретается способность выразить желаемое языком кино – это прослушивание сказок, просмотр мультфильмов, сочинение историй, стихов, сценариев, знакомство с основными законами стихосложения и правилами составления рассказа, составление раскадровки .

Слайд 5

Виды занятий: Занятия по изобразительной деятельности – это создание набросков, поиски образов героев, изготовление фонов и бутафории, необходимой по сценарию, в различных техниках декоративно-прикладного творчества - ( бумагопластика , квиллинг , оригами, папье-маше, торцевание, живопись, витраж, аппликации из бумаги и пластилина, силуэтное вырезание, коллаж, лепка и др.).

Слайд 6

Виды занятий: Анимация . На анимационных занятиях дети знакомятся с основными приёмами анимации, осуществляют оживление персонажей, снимают этюды в различных техниках (рисованная техника, перекладка, пластилиновая анимация, песочная анимация, stopmotion ( анимирование предметов) и пр.), а так же просматривают и обсуждают проделанное.

Слайд 7

Виды занятий: Азбука актёрского мастерства и звука . Такие занятия предполагают не только непосредственно само озвучивание созданного мультфильма, но и знакомство с природой и разновидностью звуков (музыка, речь, голоса животных, шумовые и звуковые эффекты, паузы), а также упражнения по сценической речи, правильной артикуляции, выразительному чтению, этюды на одушевление и перевоплощение, изучение эмоций, чувств, мимики, жестов, особенностей движения.

Слайд 8

Виды занятий: Диагностические занятия . Диагностические занятия необходимы для того, что бы отследить динамику развития и состояния детей в процессе прохождения данной программы. В качестве диагностики используется метод наблюдения, а также специальные методики.

Слайд 9

Диагностический инструментарий: Тест креативности Э.П. Торренса , диагностика творческого мышления.

Слайд 10

Тест креативности Э.П. Торренса

Слайд 11

Диагностический инструментарий: Методика «Альбом с замаскированными картинками» С.В. Максимовой, состоящая из двух частей: - I часть направлена на выявление степени развития творческого потенциала; - II часть направлена на выявление умения реализовывать творческий потенциал.

Слайд 14

Диагностический инструментарий: Методика «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко)

Слайд 15

Туник Елена Евгеньевна

Слайд 16

Современные условия диктуют нам новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность.

Слайд 17

Спасибо за внимание! Педагог-психолог МБДОУ д /с № 13 Уткина Наталья Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. (семинар - практикум)

В презентации семинара - практикума "Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста" раскрываются такие понятия, как: 1) экспериментирование, 2) проектная деятельность,...

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...

Возможности использования городецкой росписи на занятиях по рисованию для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной  к принятию самостоятельных решений и ответственности за достиж...