Главные вкладки

    "Здоровьесберегающие технологии и использование нестандартного оборудования (бросового материала) в режимных моментах детского сада".
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Сашнева Олеся Анатольевна

    Работа по самообразованию. Сроки: 2015 - 2017г

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Сашнева Олеся Анатольевна

                 Группа №6

    Тема: Здоровьесберегающие технологии и использование нестандартного оборудования  (бросового материала) в режимных моментах детского сада.

    Актуальность:

       В настоящее время проблема здоровья и его сохранности является одной из самых актуальных. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движения  физического развития детей. Известно. Что здоровье только на 7 – 8 % зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

      Одной из главных задач дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья  воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен  и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться  психолого – педагогическим технологиям, позволяющих ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

    Цель:  Создать комплексную систему физкультурно  – оздоровительной работы с детьми, направленную на сохранение и укрепление здоровья.

     Изготовить нестандартное оборудование из бросового материала своими руками для использования  его на занятиях и в играх.

    Формировать у родителей и воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

    Задачи: 

      Обеспечить дошкольникам возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни  (ЗОЖ);

    Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Подобрать и систематизировать материал по физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста.

    Создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей и т. д.

    Формировать интерес к нестандартному оборудованию.

    Приобщать педагогов и родителей к его изготовлению. Развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования.

    Мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.

    Разработать и оформить в виде консультаций, папок – передвижек материал для родителей по  ЗОЖ.

    Ожидаемый результат:

     Создание образовательной среды, формирование здоровой физически развитой, социально адаптированной, увлеченной спортом личности.

    Сознательное использование знаний о ЗОЖ в жизни.

    Снижение показателей по заболеваемости.

    Положительная динамика показателей физического развития детей.

    Формирование у родителей и детей осознанного отношения к своему здоровью.

    «Здоровьесберегающие технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

       Здоровьесбереющая технология в дошкольном образовательном направленная на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детский сад: детей, педагогов и родителей.

    ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

    В настоящее время в дошкольных учреждениях используют следующие здоровьесберегающие технологии:

    - технология сохранения и стимулирования здоровья;

    - технология  здорового образа жизни;

    - коррекционная технология.

      В своей работе предлагаю  подробно остановится на технологии сохранения и стимулирования здоровья ребёнка.

    Название технологии

    Определение

    Автор

    Подвижные и спортивные игры

    Это игры с правилами, где используются естественные движения  и достижение цели не требует высоких физических и психологических напряжение.

    В. С. Кузнецов

    Г. А. Колодницкий

    «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»;

    «Физические упражнения и подвижные игры»,

    «Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольных учреждениях»

    Дыхательная гимнастика

    Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка.

    Л. Г. Горькова

    Л. А. Обухова

    «Занятия физкультурой в ДОУ»,

    И. М.Воротилкина

    «Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении»,

    В. С. Кузнецов

    Г. А. Колодницкий

    «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»

    Профилактика искривления осанки

    Упражнения на формирование мышечного корсета, выработка стереотипа правильной осанки.

    И. М. Воротилкина

    «Физкультурно – оздоровительная работа  в дошкольном образовательном учреждении»,

    Л. Г. Горькова

    Л. А. Обухова

    «Занятия физической культурой В ДОУ»,

    О. В. Козырева

    «Лечебная физкультура дошкольников».

    Профилактика плоскостопия

    Применение и использование общеразвивающих упражнений, укрепляющих мышцы и исправляющих форму стопы. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

    Массаж (самомассаж)

    Массаж, выполненный собственноручно на своем теле (рук, ног и т. д)

    Л. Г. Горькова

    Л. А. Обухова

    Занятия физической культурой в ДОУ»

    М. Ю. Каратушина

    «Растем здоровыми»

    Точечный массаж

    Точечный массаж – механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.

    Л. Г. Горькова

    Л. А. Обухова

    Занятия физической культурой в ДОУ»

    К. К.Утробина

    Занимательная физкультура для дошкольников»

    Гимнастика для глаз

    Упражнения для снятия глазного напряжения

    Л. Г. Горькова

    Л. А. Обухова

    «Занятие физкультурой в ДОУ»

    Ритмопластика

    Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствующих  развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувства ритма и пластики.

    А. Н. Фомина

    «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика»,

    Релаксация

    Система расслабляющих упражнений. Выполняемых под музыку. Способствует развитию у детей мышечной свободы, направленной на восстановление процессов возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства (дыхание. Мышечное расслабление)

    Л. Г. Горькова

    Л. А. Обухова

    «Занятия физкультурой в ДОУ»

    Пальчиковая гимнастика

    Тренировка тонких движений пальцев кистей рук.

    Е. Черенкова

    «Развивающие игры с пальчиками»

    Т. А. Воробьева

    О. И. Крепенчук

    «Игры с мячом для развития

    Мелкой ручной и общей моторики»

    М. Ю. Картушина

    «Растем здоровыми»

    Средства здоровьесберегающих технологий

      Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

    1. Средства двигательной активности
    2. Оздоровительные силы природы
    3. Гигиенические факторы

      Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

       К средствам двигательной направленности относятся такие действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесбережения:

    ДВИЖЕНИЕ: физические упражнения, физкультминутки и минутки «покоя», гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая,  дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и т. д.

    Использование оздоровительных сил природы оказывает влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активации биологических процессов, вызываемых  процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

    К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма относятся: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных Сан ПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д); проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

    ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

    Условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудованный тренажерный уголок и спортивный зал.

    В группе должны быть оборудованы уголки двигательной активности, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием, необходимым для комплексного развития ребёнка.

    Для каждой группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учетом сезона и возраста детей.

    В каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

    Необходимо осуществить профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры, ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.

    План работы:

    Этапы работы

             Сроки

    Формы работы

    Практические выводы

    Изучение методической литературы по теме

    Постоянно

    Изготовление и пополнение папки по ЗОЖ

    Создание фотоальбома с изображением различных видов спорта, атрибутов

    С февраля по апрель

    Наличие альбома, атрибутов

    Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики

    Ноябрь - февраль

    Наличие пособий

    Консультация для педагогов  на тему: «Задачи образовательной области «Физическая культура»»

    ноябрь

    Контроль зам по ВМР

    Наличие консультации

    Разработка долгосрочного проекта: «Сундучок здоровья»

    февраль

    Контроль зам по ВМР

    Наличие проекта

    Формирование картотеки игр, пальчиковой гимнастики, гимнастики пробуждения, гимнастики для глаз, упражнений на релаксацию и т д.

    Март - апрель

    Наличие картотеки

    Работа с детьми

    Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни.

    Постоянно

    Анализ показателей заболеваемости, уровень физического развития

    Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации.

    Постоянно

    Контроль зам зав по ВМР

    Создание пособий из

    бросового материала для занятий и в повседневной деятельности

    Февраль - май

    Оформление культурно – оздоровительного центра в группе

    Наличие физультурно – оздоровительного центра в группе

    Проведение «Недели здоровья»

    май

    Контроль зам зав по ВМР

    Наличие конспекта, фотоотчет.

    Проведение беседы с детьми о ЗОЖ

    Наличие конспекта бесед

    Проведение соревнований: «В здоровом теле – здоровый дух»

    апрель

    Конспект развлечений

    Разучивание стихотворений, проговаривание пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ.

    Постоянно

    Наличие пословиц, загадок, стихов о спорте и ЗОЖ

    Работа с родителями

    Периодический выпуск консультаций, посвященных ЗОЖ

    Наличие консультаций

    Анкетирование родителей: «Что мы знаем о здоровье»

    Наличие анкет

    Проведение тематического родительского собрания «Азбука здоровья»

    апрель

    Протокол родительского собрания

    Гантели

    Материал: Пластиковые бутылки, деревянная палочка для соединения бутылок между собой, цветной скотч или изолента, горох (или другой материал для заполнения)

    Разноцветные крышечки

    Материал: пластмассовые бутылки, обрезанные наполовину. Самоклеющаяся плёнка того же цвета, что и пробка, чтобы дети не забыли и не путались, какой цвет им нужно собирать.

    Задачи: развивать ловкость, координацию движений, сноровку и меткость.

    Варианты использования: пробки рассыпаем на полу и перемешиваем. По команде: «Раз, два, три», дети собирают пробки, каждый своего цвета.

    Бильбоке

    Материал: пластиковые бутылки, лента, капсула от шоколадного яйца, самоклеющаяся бумага, изолента.

    Задачи: развивать глазомер, координацию мелких движений, тренировать предплечье и кисти рук.

    Варианты использования: к ручке пластмассовой бутылки привязана тесьма


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нестандартного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении

    Если организовать физическое развитие детей с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей  и может рассматриваться как одно из д...

    «Использование нестандартного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении»

    Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов....

    «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду с детьми с 5-6 лет в группе компенсирующей направленности»

    Фотоотчёт «Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду с детьми с 5-6 лет в группе компенсирующей направленности»...

    Конспект." Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного игрового оборудования"

    Здоровьесберегающие технологии с использованием нестандартного  игрового оборудования, изготовленного своими руками для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста....

    "Использование нестандартного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении"

    Опыт многих лет работы с детьми в физкультурно – оздоровительной работе показал, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения......

    ПРОЕКТ «Использование нестандартного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе в детском саду»

    Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.Нестандартное оборудование – это всегда дополн...

    «Использование нестандартного оборудования в физкультурно – оздоровительной работе в детском дошкольном учреждении  из бросового материала своими руками»

    —Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования....