Главные вкладки

    Родительское собрание на тему «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления» в средней группе
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Молькова Вера

    Установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить  родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_kaprizy.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    на тему

    «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»

    в средней группе

                                                                                                   

    11.04.2016

    Провели: Молькова В.М, воспитатель

    Ширяева Ю.Н., воспитатель

    МБДОУ детский сад

     комбинированного вида

     «Аленький цветочек» №36

    Нижегородская область, г. Выкса

    Повестка собрания:

    1. Выступление воспитателей по теме «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявления»
    2. Выступление специалиста (психолог)
    3. Разное:
    • Летне-оздоровительный период;
    • Травматизм детей;
    • Ответы на вопросы родителей.

    Цель:

    Установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить  родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

    1. Приветствие.

        Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на сегодняшней нашей встрече.

     С вопросом  «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявления» выступит …………………………………..

        Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение - помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки - ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста.

    Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

    • Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
    • Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
    • Своеволием.
    • Недисциплинированностью.

        Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

        Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

        УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

    Проявления упрямства:

    • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
    • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

        Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

        О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

        КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

        Проявления капризов:

    • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
    • в недовольстве, раздражительности, плаче.
    • в двигательном перевозбуждении.

        Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

    В помощь родителю:

    1. Что делать если упрямое поведение и капризы сопровождаются слезами:

    • Необходимо посочувствовать ребенку и отвлечь его чем-то интересным и необычным. Но не нужно ругать ребенка за слезы или стыдить его за проявление слабости («Ты такой большой уже, а плачешь! Как не стыдно»)
    • Не наказывать за плач. Агрессия родителей ранит ребенка сильней, чем физическая боль от шлепка. Если истерика случилась в общественном месте, не нужно стыдиться этого. У многих из наблюдающих за вами людей тоже есть дети и они бывали в подобных ситуациях. Особую боль доставляет не шлепок, а враждебность папы и мамы. Плач после шлепка становится отчаянным. Это реакция не на шлепок, а на враждебность. Во многих случаях родители на публике стыдятся плачущего ребёнка. Но стоит понять, что люди, которые слышат и видят вашего плачущего ребёнка, не возмущаются из-за шума, а сочувствуют малышу.

    2. Что делать если у ребенка случилась истерика и он падает на пол, бьется руками-ногами, кричит, что есть сил?

    • Некоторые дети быстро успокаиваются, если родитель оставляет его заниматься этим «делом», не проявляя эмоций в ответ. Здесь важен контроль над действиями ребенка, чтобы он ненароком не нанес себе травму.
    • Другие, более упрямые дети будут «голосить» час-два, пока мать не сделает сама шаг навстречу. Здесь необходимо пожалеть ребенка, обнять ему и показать свой миролюбивый настрой. А затем предложить что-то интересное.
    • Если истерика случилась на улице, возьмите на руки, отнесите в более тихое место, где вы оба сможете немного остыть. Если истерика случилась в общественном месте, то возьмите ребенка на руки, говорите ему одну и ту же доброжелательную фразу многократно и спокойно. Затем постарайтесь увести дитя в более тихое место.
    • Помните о юморе. Научите своего ребенка понимать шутки. Тогда вы сможете легко разрядить обстановку шутливыми фразами «Ой, да мы с тобой зря зонт не взяли, ты ведь сейчас нас ливнем зальешь»

    3. Ребёнок просит купить игрушку (сладости, которую вы купить не можете.

    • Вам придется объяснить, что всё купить невозможно. Сыграйте с ним в игру “Магазин”. Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся, и малыш больше ничего не сможет купить, он поймёт, что не всегда желаемое бывает доступным. Необходимо объяснить, что не всегда можно покупать все, что тебе хочется. Поиграйте с ним в игру. Дайте ребенку игрушечные деньги и отправьте в магазин, чтобы купить продукты. Пусть малыш поймет, что деньги могут закончиться
    • Не сюсюкайте с ребенком и не открещивайтесь от его просьб, тогда он будет знать, что вы всегда сможете ему что-то объяснить и рассказать. Капризов и истерик в таком случае станет значительно меньше.

       Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

    1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

    • достигнуто не своим трудом.
    • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
    • из жалости или желания понравиться.

    2. НАДО ХВАЛИТЬ:

    • за поступок, за свершившееся действие.
    • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
    • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
    • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

    1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

    • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
    • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
    • во всех случаях, когда что-то не получается (пример:   когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
    • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
    • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
    • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
    • когда вы сами не в себе.

    7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

    • наказание не должно вредить здоровью.
    • если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
    • за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
    • лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
    • надо наказывать и вскоре прощать.
    • если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
    • ребёнок не должен бояться наказания.

        Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

    Как нами уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.

    Хорошо известно, что ребёнок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырёхлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребёнок станет понимать требования окружающих.

     Как вы думаете, есть ли у нас в группе капризные и упрямые дети? Конечно есть. Чтобы капризов и упрямств было как можно меньше, мы хотим подарить вам буклеты.

    1. Выступление педагога-психолога

    1. Разное


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в средней группе ДО на тему "Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления"

                           Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.На самое обычное предложение - помыт...

    Презентация «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»

    Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей.   Здесь можете ознакомиться с причинами  проявления капризов и пути  их преодоления ....

    Фотоотчет родительского собрания «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»

    Цель: установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить  родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...

    Консультация для родителей "Капризы и упрямства детей-дошкольников, причины их проявления"

    Данный материал предназначен для родителей дошкольников и воспитателей ДОУ....