Здоровячок
проект (старшая группа) на тему

Настоящий проект разработан педагогом средней группы МБДОУ  – ДСКВ №31 «Медвежонок». Участники проекта: дети, педагоги МБДОУ, родители,  социальные институты города Нижневартовска. Проект долгосрочный.            

 

 

Данный педагогический проект направлен на формирование здорового образа жизни детей старшей группы 6-7 лет  через проектную деятельность.

Проект представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой  мониторинга, системой мероприятий: перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечения, дидактические игры, наглядные пособия, планы сотрудничества с социальными партнерами, рекомендациями для педагогов и родителей. Ценность педагогического опыта представляет практическая часть, которая отражает систему работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего возраста  через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovichok.docx96.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №31  «Медвежонок»

Здоровячок

Подготовила:

                                  воспитатель первой категории

Хуснутдинова З.М

Содержание

1.    Аннотация проекта ……………………………………………....… 3

2.    Пояснительная записка ………………………………………….… 4

3.    Концептуальные основы проекта ……………………………….... 7

4.    Содержание проекта ……………………………………………….. 9

5.    Механизм реализации проекта        ……………………………………12

6.    Условия реализации проекта …………………………………….. 18

6.1  Кадровое обеспечение проекта ………………………………..…. 18

6.2  Материально-техническое обеспечение проекта        ………………. 19

6.3  Методическое обеспечение проекта        ……………………………. 20

7.    Результативность проекта …………………………………….….. 20

8.    Перспективы дальнейшего развития проекта …………………... 23

Литература        …………………………………………………………….. .24

Приложение 1 …………………………………………………………...25

Приложение 2 ………………………………………………………….. 26

Приложение 3 ………………………………………………………….. 29

Приложение 4 ………………………………………………………….. 32      

Приложение 5 ………………………………………………………….. 36


Аннотация проекта

Настоящий проект разработан педагогом средней группы МБДОУ  – ДСКВ №31 «Медвежонок». Участники проекта: дети, педагоги МБДОУ, родители,  социальные институты города Нижневартовска. Проект долгосрочный.            

Данный педагогический проект направлен на формирование здорового образа жизни детей старшей группы 6-7 лет  через проектную деятельность.

Проект представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой  мониторинга, системой мероприятий: перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности и развлечения, дидактические игры, наглядные пособия, планы сотрудничества с социальными партнерами, рекомендациями для педагогов и родителей. Ценность педагогического опыта представляет практическая часть, которая отражает систему работы по формированию здорового образа жизни у детей старшего возраста  через проектную деятельность.


  1. Пояснительная записка.

Актуальность.

На данный момент система дошкольного образования подвержена серьёзным изменениям.

С 1 сентября 2013 года введен в действие новый «Закон об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым дошкольное образование выступает как первый уровень в общем образовании. В отличие от образования общего, оно не выступает обязательным, однако изменяет существенным образом отношение к образованию дошкольному в качестве ключевого уровня в развитии детей. И действительно, дошкольное детство выступает главным и самым ответственным этапом, временем, когда закладываются основы личностного развития: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное. Это период, когда дети начинают осознавать себя и собственное место в мире, учатся общению, взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

Технологию проектной деятельности можно представить как целенаправленную деятельность в соответствии с определенным планом для решений поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Метод проектов можно представить совокупностью приёмов, действий детей в той или иной логической последовательности с целью достичь поставленную задачу — решить проблему, лично значимую для учащихся и оформленную как некий конечный продукт.

Основным предназначением метода проектов можно назвать предоставление детям возможностей для  самостоятельного приобретения знаний при решении задач практического рода, либо проблем, которые требуют интеграции знаний из разных областей. Если рассматривать метод проектов в качестве педагогических технологий, то этими технологиями предполагается совокупность методов, творческих по своей сути: исследовательских, проблемных, поисковых. Что же касается педагогов, им в рамках проектов отводят роли разработчиков, координаторов, экспертов, консультантов.

Таким образом, основу методу проектов представляет развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельного конструирования своих знаний, ориентировки в информационном пространстве, развитие творческого и критического мышления .

Метод проектов был разработан ещё в первой половине двадцатого века на основании исследований Джона Дьюи (прагматическая педагогика), так что этот метод не является новым. Использование его началось в мировой  практике обучения даже ранее, чем в свет вышла известная статья У. Килпатрика, американского педагога, под названием «Метод проектов» в 1918 году. Там он определяет понятие метода проектов как «от души выполняемый замысел». Что касается России, здесь метод проектов использовался ещё с 1905 года. С.Т. Шацкий возглавил группу педагогов, которыми занимались внедрением в образовательную практику этого метода. Также этот метод использовался в школах и после революции, однако с 1931 года был запрещен, и возвращение к нему в российской педагогике состоялось уже в 90-х годах. Сейчас – время широкого внедрения метода проектов в образовательную практику России.

Проекты могут носить различный характер: индивидуальные и групповые, локальные и телекоммуникационные и т.д.

Главной целью любого проекта выступает формирование тех или иных ключевых компетенций, то есть комплексных свойств личности, в которые включены взаимосвязанные знания, ценности, умения, и готовность к их мобилизации в необходимых ситуациях.

При проектной деятельности происходит формирование следующих компетенций:

  1. Рефлексивных умений;
  2. Поисковых (исследовательских) умений;
  3. Умений и навыков работы в сотрудничестве;
  4. Менеджерских умений и навыков;
  5. Коммуникативных умений;
  6. Презентационных умений и навыков.

К настоящему времени сложились концептуальные основы и объективные предпосылки для исследования целесообразности восстановления метода проектов в условиях современной педагогической реальности.

Среди современных работ в контексте указанной проблематики можно назвать публикации следующих авторов: С.И. Горлицкой, В.В. Гузеева, И.А. Зимней, А.П. Зольникова, E.H. Киселёвой, Р. Курбатова, H.H. Куровой, ШО. Малковой, Н.В. Матяша, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полата и др.

Пути решения проекта:

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной
  • практики и возможностей конкретного ДОУ;

оценить риски реализации проекта.

Новизна. Новизна работы - в организации проектной деятельности по формированию здорового образа жизни, позволяющая вовлечь родителей, специалистов в образовательный процесс. Опыт построен по принципу развивающего обучения с использованием инновационных технологий: информационные – коммуникационные технологии (ИКТ, позволяющие более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; интеграция (объединение нескольких видов деятельности для более успешного усвоения материала); здоровье сберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье в процессе занятий).

Цель проекта – формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Создание положительного эмоционального фона, способствующего формированию у детей здорового образа жизни.

2.Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни, доступных пониманию ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Развитие познавательного интереса к здоровому образу жизни, умение воплощать это в своей жизни и жизни своей окружающих.

4.Воспитание гуманного, эмоционально положительного опыта, заботливого отношения к себе и окружающим на базе здорового образа жизни.

5.Повышение уровня родительской компетентности по вопросам формирования здорового образа жизни.

Практическая значимость проекта состоит в:

- апробировании педагогического опыта формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность,

- в разработке и внедрении в практику работы с детьми диагностической методики определения уровня сформированности представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Объект исследования: здоровый образ жизни.

Предмет исследования: формирование здорового образа у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Субъект исследования: группа общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста.


  1. Концептуальные основы проекта

Актуальность темы проектной работы. Здоровье нации является ведущим показателем общественного развития государства, его социально-экономическим значимым феноменом, по уровню и качественному состоянию которого судят о положении дел во всех областях жизни. В современной России все очевиднее прослеживается тревожная тенденция физической и духовно-нравственной деградации граждан. Все более отчетливо осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения здоровья нации находятся в сфере духовно-нравственного воспитания, в деформации общечеловеческих ценностей и идеалов значительной части населения и особенно молодежи. Бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность – вот неполный перечень того, что ежедневно, ежечасно разрушает нашу жизнь, калечит психическое и физическое здоровье нашей нации.

Здоровый образ жизни у дошкольников зависит от многих объективных и субъективных факторов экологического, социального, экономического, культурного характера, но в первую очередь от отношения дошкольников к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к главным ценностям современной реальности.

В России особенно острой является проблема детского и подросткового здоровья. По статистике за последние пять лет в первый класс российской школы приходит все меньше и меньше практически  здоровых детей. В основном  первоклассники – это дети, имеющие родовые травмы, болезни, приобретенные в результате недоедания или переедания, гиподинамии и т.д. они  стоят на различного вида диспансерных учетах.

Причины такой тенденции заложены в образе жизни семьи, в которой воспитываются дошкольники, в образе жизни самих детей. Здоровый семейный досуг – это достаточно редкое явление в современной российской семье. Здоровье, здоровый образ жизни не являются сегодня приоритетами в ней.

Здоровье ребенка часто ухудшается при его поступлении в школу - стрессы, перегрузки, отсутствие нормальных условий осуществления учебно-воспитательного процесса, - можно и далее продолжить перечисление причин этого массового явления. В российской образовательной системе сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения провоцирует снижение показателей здоровья, развитие хронических заболеваний. Весьма часто условия обучения, образовательные программы не соответствуют физиолого-гигиеническим нормативам и не учитывают индивидуальные особенности развития ребенка. Поэтому так важно, чтобы уже к моменту поступления ребенка в школу у него были сформированы основы здорового образа жизни.

Поэтому  необходимо обратиться к пока еще в недостаточной степени  решаемой для современных старших дошкольников проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни в деятельности социального педагога.

В настоящее время у нас в стране резко возросло число детей,  подверженных курению, страдающих алкоголизмом, наркоманией, сильно «помолодела» детская проституция (по некоторым источникам в нее вовлекаются дети, начиная с пятилетнего возраста). Растет число суицидов детей, начиная уже с первой ступени обучения в школе. Увеличивается постоянно число травм, полученных учащимися в жестоких драках, а также при нарушении правил дорожного движения, правил пожаробезопасности.

Дети не ценят ни свое здоровье, ни здоровье других людей. А ведь именно в детском, дошкольном возрасте формируются основные модели поведения взрослого человека. Именно в этом возрасте на уровне сознательного и бессознательного в психике ребенка формируется модель, образ будущей жизни, который должен строиться на ценностях жизни, здоровья, красоты, гармонии и зависит от многих факторов и условий семейного воспитания, образовательно-воспитательной среды.

Эффективная работа по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников в современных условиях невозможна без участия социального педагога.

Таким образом, забота о здоровье старших дошкольников, работа по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в деятельности социального педагога представляется актуальной педагогической задачей. Сущность педагогического аспекта обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с самого раннего возраста здорового образа жизни, представлений и привычек здоровьесбережения.

Анализ педагогической практики показывает, что в современных ДОУ педагоги ведут определенную работу по формированию у старших дошкольников здорового образа жизни: ведут беседы с детьми и родителями, проводят «Уроки Здоровья», утренники, организуют профилактические встречи детей и родителей с медицинскими работниками и т.д. Но, к сожалению, эта работа чаще всего ведется от случая к случаю, не существует специальной разработанной системы.

В связи с этим обращает на себя внимание противоречие между необходимостью  разработки системы  формирования у старших дошкольников представлений о  здоровом образе жизни в деятельности  педагога как составной части образования дошкольников и отсутствием такой системы в деятельности  педагога.

Выделенное нами противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в процессе реализации специально разработанной системы в деятельности педагога.

  1. Содержание проекта

Данный проект направлен на формирование здорового образа жизни детей старшей группы 6-7лет.

Реализация образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста происходит путем основных моделей образования детей:

1.Совместной образовательной  деятельности, осуществляемой  в процессе организации различных видов деятельности детей;

- образовательной  деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

2. Самостоятельной деятельности детей.

В учебно-методический комплекс включены:

-краткосрочные и долгосрочные практико-ориентированные проекты по формированию у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни;

-информационный банк дидактического материала;

-методические разработки занятий и мероприятий;

- планы сотрудничества с социальными партнерами;

- рекомендациями для педагогов и родителей.

Проект  составлен с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.

«Познавательное развитие» -  где дети знакомятся  с основами здорового образа жизни.

 «Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями  местных авторов, основу которых составляет значимость здорового образа жизни: пословицы, поговорки, сказки, притчи, загадки, народные приметы и т.д.

В проекте значительное место принадлежит творческой деятельности: рисованию иллюстраций, изготовлению поделок из природного материала организации совместно с воспитателем выставок на тему здорового образа жизни.

Реализация проекта требует соблюдения серии педагогических условий:

- организовать целенаправленную трудовую деятельность дошкольников;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

- обеспечивать эмоциональный комфорт каждому ребенку;

- установить тактику сотрудничества, основанную на взаимодействии детей со взрослыми;

- уважать права детей и их индивидуальность;

- оптимально использовать разнообразные целенаправленные методы и формы по формирования здорового образа жизни;

- системно проводить методическую и воспитательную работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей.

Для того, чтобы обеспечить реализацию вышеперечисленных психолого-педагогических условий, необходимо внести в воспитательно-образовательный процесс ДОУ определенные изменения. Среди них выделяются:

- введение трудового аспекта в содержание воспитания старших дошкольников;

- отказ от прямых указаний и перенос акцента на косвенное воздействие путем организации здорового образа жизни;

- рациональное и эффективное использование средств трудовой деятельности старших дошкольников.

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал дается на основании серии наглядных и практических методов и приемов:

-бесед;

- игр, викторин;

- приемов для разрешения проблемных ситуаций;

- провокационных ситуаций;

Формы работы с дошкольниками в процессе проведения проектов:

- познавательные минутки;

- целевые прогулки;

- экскурсии в музеи;

- чтение художественной литературы;

- выставки детских работ;

- рисование, ручной труд;

- развлечения и досуги.

   Продолжительность проектов разная: краткосрочные проекты – от 1 занятия до 1 месяца; долгосрочные проекты – от 1  до 3 месяцев.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни должно базироваться на следующих задачах:

- наладить активное, тесное педагогическое взаимодействие с родителями дошкольников, соблюдать синхронность в нравственных и педагогических требованиях к детям;

- обеспечить позитивную основу для развития представлений детей о здоровом образе жизни;

- установить взаимные, доверительные и уважительные отношения с детьми.

- обеспечить разностороннее систематическое педагогическое просвещение родителей по вопросам  значимости здорового образа жизни и значения трудовой деятельности в его формировании;

- привлечь родителей к активному участию в процессе формирования;

- формировать у родителей потребность в самообразовании;

- знакомить воспитателей с различными методами формирования здорового образа жизни детей, отбирать и обобщать лучший опыт.

Этапы работы над проектами:

1 этап. Организационный. Включает в себя

  • Целеполагание, т.е. педагогами или детьми ставится задача на какой – либо период.
  • Определение шагов (плана деятельности) под руководством воспитателя

2 этап. Практический. Включает в себя:

  • Выполнение проекта.
  • Проведение самостоятельных исследований по проблеме, поиск и подбор материала, информации.

3 этап. Итоговый. Включает в себя?

Подведение итогов. На специальных (итоговых) занятиях или мероприятиях проводится презентация  проекта – дети  (совместно с родителями) представляют материалы своих исследований.

Таблица 1. Этапы проекта

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

 2. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)
3. Формулирует задачу

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
6. Организует деятельность.

1. Вживание в игровую
ситуацию.

2. Вхождение в проблему.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач
проекта.

5. Объединение детей
в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

II этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует
осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Продукт деятельности
готовят к презентации.

III этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

9. Представляют (зрителям
или экспертам) продукт
деятельности.

Сами результаты исполненных проектов для детей должны быть ясны и осязаемы, тогда проект будет успешным. При работе над проектами дети обучаются мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, для этой цели привлекая собственный опыт познавательной деятельности. 

  1. Механизм реализации проекта

Работа над проектом проходила в 4 этапа:

Таблица 2. Этапы работы над проектом

Этапы

Мероприятия

Формы реализации

Ответственный

1 этап

Подготовительный  этап

  • Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;
  • Систематизирование диагностического инструментария;
  • Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
  • Подбор практического материала для работы с родителями и детьми;
  • Создание  в группе зоны здорового образа жизни;
  • Проведение первого родительского собрания по теме: «Здоровый образ жизни старших дошкольников»

- изучение психолого-педагогической, методической литературы;

- анкетирование;

- разработка перспективного плана  работы с участниками проекта;

- разработка диагностического инструментария;

- родительское собрание

Воспитатель-руководитель проекта, родители.

Диагностический этап

1.Выявление у детей представлений о здоровом образе жизни

2.Выявление представлений о нормах отношения к здоровью;

3. Выявление характера отношения к здоровому образу жизни в семье.

4. Выявление у детей умений в области здорового образа жизни.

наблюдение за детьми

- мониторинг выявления представлений о здоровом образе жизни

(специально разработанная анкета, Приложение 1).

Воспитатель-руководитель проекта.

Основной этап

Организация и проведение мероприятий, конкурсов, досуги, занятия согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;

* Провести беседы, консультации, выпустить памятки для родителей и детей;

* Организовать совместные выставки;

* Привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме, умение  работать с практическим материалом по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни;

-проведение проектов;

-организация работы родительского клуба «Здоровый образ жизни»;

-проведение семинаров для педагогов «Проектная деятельность в детском саду»

Воспитатель-руководитель проекта,

-родители

Итоговый этап

*  Выявить эффективность влияния  проектной деятельности для  формирования представлений о здоровом образе жизни;

* обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, перспективы дальнейшего развития проекта.

- мониторинг по выявлению уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

после проведения различных форм и методов работы в рамках проекта;

-проведение праздника «Здоровье и радость»

-презентация проекта.

Воспитатель-руководитель проекта,

-родители

1 этап – подготовительный

Первый этап работы включал в себя изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования. Далее был систематизирован диагностический инструментарий и составлена анкета по выявлению сформированности представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста. Был составлен перспективный план работы с родителями, детьми, направленный на формирование представлений о здоровом образе жизни.

 Далее осуществлен подбор практического материала для работы с родителями и детьми: консультации, дидактические игры и упражнения, памятки, беседы, сценарии (праздники, досуги, театрализованная деятельность, викторины).

2 этап – диагностический

После изучения психолого-педагогической литературы по теме, мы приступили к диагностике. Обследование проводилось в группе общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста ДОУ № 30, в составе 28 человек (100%). Цель – выявление уровня  представлений о здоровом образе жизни.

В работе была использована специальной разработанная анкета (Приложение 1).

 При анализе психолого-педагогической литературы по теме исследования были сформулированы критерии сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни по следующим показателям:

1) представления дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»;

2) представления дошкольника о вреде, оказываемом нездоровым образом жизни на организм и психику человека.

В результате выделения критериев были сформированы показатели для выделения высокого, среднего и низкого уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни. Таким образом:

- достаточный уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни. Ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; может назвать вредные привычки, объяснить их вред, отрицательно к ним относится; настроен на здоровый образ жизни;

- близко достаточному  сформированности представлений о здоровом образе жизни. Ребенок имеет смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; может назвать 1-2 вредную привычку и объяснить их вред; не всегда стремится «настроить себя» на здоровый образ жизни;

- недостаточный уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни. Ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек и не понимает их вреда; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.

Методы исследования – комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

Наблюдение за детьми было проведено в процессе трудовой деятельности (Приложение 1). Для изучения сформированности здорового образа жизни была разработана анкета (Приложение 2).

В результате проведенного исследования были получены результаты, отраженные в Таблице 1

Таблица 1.

Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

Достаточный

12%

11%

Близко к достаточному

63%

64%

Недостаточный

25%

25%

Для большей наглядности представим данные на Диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

При анализе проведенного исследования и полученных результатов было выявлено, что  уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, как в экспериментальной, так и в контрольной группе является преимущественно близким к достаточному или недостаточным.

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость и целесообразность в проведении специальной работы по повышению уровня сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

 3 этап – основной

По результатам диагностики мы приступили к  апробированию системы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего  дошкольного возраста через проектную деятельность.

В начале было проведено родительское собрание по теме «проектная деятельность», где произошло ознакомление родителей с организацией проектной деятельности, ее целесообразностью для развития познавательного развития детей  и формирования у них навыков самостоятельной деятельности. На собрании я продемонстрировала весь материал, приготовленный для предстоящей работы. Родители активно включились в работу.

На протяжении 2014-2015 учебного года мною было организовано проведение 4 проекта: «Наши помощники - глаза», «Азбука здоровья», «Еда – жизнь и радость».

Направления работы:

Создать и поддержать условия для творческой работы педагогов;

- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта

- Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни:

- Разработать и внедрить перспективный план и комплексы упражнений по кружку «Здоровячок» (степ-аэробика для детей старшего дошкольного возраста) – 2 раза в неделю;

- Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты

- (утренняя  гимнастика по технологии Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ (танцевально-игровая гимнастика для детей), «Зверобатика» , использование некоторых упражнений стретчинга), дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, лечебная гимнастика для детей с плоскостопием), артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дифференцированная НОД для девочек и мальчиков,, опытно-экспериментальная работа, элементарное оказание первой медицинской помощи, дидактические игры, НОД по ознакомлению с окружающим во взаимодействии с воспитателями по программе краеведческо – туристской деятельности в детском саду «Родные просторы» (региональный компонент),  закаливающие мероприятия.

- Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению;

- осуществить работу по преемственности со школой и социумом

Содержание основного этапа

- Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

- Организация мини  музея «Познай себя»;

- Организация кружка степ-аэробики «Здоровячок»;

- НОД и РОС на ИО с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

- Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, УФО);

- Организация логопедической работы с детьми;

- Организация психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста;

- Организация работы с родителями и социумом.

Ожидаемый результат.

Уменьшение количества детей с морфофункциональными нарушениями в развитии. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения психофизических способностей и общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

  1. Условия реализации проекта.

Для реализации задач формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников необходимо соблюдение серии условий:

- организация развивающей образовательной среды;

  • обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала c опорой на опыт и чувства детей;
  • повышение компетентности педагогов в вопросах организации проектного метода;
  • тесный контакт c семьями воспитанников.

                                                                            Развивающая среда ДОУ                                                       Компетентность педагогов

  1. Кадровое обеспечение проекта

 Реализация проекта не предъявляет особых требований к кадровому составу. Для реализации проекта разработана система взаимодействия между воспитателями, родителями, музыкальным руководителем, которая позволяет организовать работу более эффективно.

 Партнеры

Партнеры

Предмет отношений

Воспитатель - руководитель проекта

Разработка, реализация, руководство проектом

Воспитанники

Осваивают программу

Родители

Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей. Семья является не только и не столько одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно семья является институтом первичной социализации растущего человека.

Школа

Реализация системы преемственности  образования, обучения и воспитания детей, опора на федеральные государственные образовательные стандарты.

Библиотека

Работники библиотеки выступают перед детьми, организуют выставки, презентации.

Целевая аудитория  

Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети группы общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста (28 детей), родители и воспитатели.

  1.  Материально-техническое обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение образовательного процесса в формировании здорового образа жизни у детей, является достаточным для его реализации.

Программное обеспечение: используемая рабочая программа   (образовательная область «Познание») разработана мною в полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, программой «Истоки», учитывает общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста,   опирается на учебно-методические комплексы, допущенные Министерством образования и науки РФ.

Нормативно-правовые ресурсы:  Федеральный закон  от 29.12.2012г №273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

-Техническое оснащение для деятельности в группе (мультимедийный проектор, приносной экран, ноутбук, DVD проигрыватель).

- Библиотека детской и познавательной литературы.

- Коллекция детских мультимедийных презентаций.

- Интернет – ресурсы, сайт ДОУ

Кадровые  ресурсы

Должность

  Количество

1

Заведующий   ДОУ №30

1

2

Заместитель заведующего  по ВМР

1

3

Педагог - психолог

1

4

Музыкальный руководитель

1

5

Инструктор по физкультуре

1

6

Воспитатели

2

7

Помощник воспитателя

1

  1.  Методическое обеспечение проекта

  • Программа развития МБДОУ; комплексная программа «Истоки»; образовательная программа МБДОУ;
  • разработка содержания проекта-перспективно - тематическое планирование проекта;
  • разработка конспектов занятий;
  • подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений;
  • подбор, разработка содержания диагностического инструментария;
  • организация и проведение мониторинга реализации проекта;
  • комплектование методической копилки;
  • разработка содержания рекомендаций для родителей;
  • обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, выступления на педагогических советах,  семинарах.

7. Результативность проекта.

 

        Общие сведения об уровнях формирования представлений о здоровом образе жизни можно представить в следующей таблице:

Определив уровень формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив их в Таблицах и Диаграммах.

Таблица 2.

Уровни формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Сравнение констатирующего и контрольного этапов исследования

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Уровень формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Эксперимен-

тальная

группа (%)

Контрольная группа (%)

Экспериментальная

группа (%)

Контрольная группа (%)

Достаточный уровень

12%

11%

64%

12%

Близко достаточному

63%

64%

36%

80%

Недостаточный уровень

25%

25%

0%

8%

Данные Таблицы 2. показывают, что ведение проектной деятельности в экспериментальной группе значительно уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений о здоровом образе жизни в сравнении с контрольной группой.

Как мы видим, высокий уровень на констатирующем этапе в экспериментальной группе был зафиксирован у 12% детей, на контрольном этапе  - у 64% детей. Что же касается количества детей с высоким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни в контрольной группе, оно не изменилось.

Данные, полученные в результате исследования, говорят об эффективности работы с детьми.

8. Перспективы дальнейшего развития проекта

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях, способствует формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста. В целом, эффективность здоровьеориентированной  деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду.

Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.

Опыт работы показал, что формирование здорового образа жизни детей старшей группы через проектную деятельность на сегодняшний день актуально. Проектная деятельность дает возможность осознать необходимость ЗОЖ, участниками проекта получены как новые знания, так приобретены непосредственные навыки здорового образа жизни, что особенно важно в современном обществе. Кроме того привлечение родителей к участию в проектах по формированию здорового образа жизни способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей с детьми.

Литература

  1. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. - 120 с.
  2. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. - 137 с.
  3. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2008. – 167 с.
  4. Изуткин Д.А. Формирование здорового образа жизни / Д.А. Изуткин. // Советское здравоохранение. 1984, № 11. С 12-17ю
  5. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
  6. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-метод. пособие. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.
  7. Ларионова И.С. Здоровье человека и здоровье социума (социально-философский аспект) // Социальная политика и социология. - 2004. - № 1. - С. 65-76.
  8. Ларионова И.С. К вопросу о сущности здоровья как универсальной ценности // Ученые записки РГСУ. - 2004. - № 6. - С. 104-111.
  9. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
  10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 2010.
  11. Павлова Т.А., Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения. Учебное пособие. – М.: Academia, 2010. – 96 с.
  12. Полосов А.Д., Лобанева Е.М. Критерии эффективности ЗОЖ. -  2004.
  13. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. -
  14. Социальная педагогика \ под ред. В.С. Торохтия (учебник для ВУЗ) МГППУ. – М., 2012.
  15. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2009. - 208 с..-(Высшее профессиональное образование)
  16. Угнивенко В. И. Здоровый образ жизни: здоровье души и тела. – М., 2009.
  17. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2012.
  18. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

Приложение 1

Анкета для старших дошкольников

  1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым??

5. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты плавать?

8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?

9. Что такое труд?

10. Любишь ли ты трудиться?

11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?

12. Как ты трудишься?

13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

14.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

15. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

16.Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?


Приложение № 2. Перспективный план работы  над темой «Занятия познавательного цикла с детьми дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни» в контексте годового плана

 

Месяц

Содержание мероприятия

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Знакомство с системой работы дошкольного учреждения по здоровьесбережению.

Анализ заболеваемости и посещаемости детьми ДОУ.

Распределение детей по группам здоровья.

Оформление стенда

Антропометрическое обследование детей.

Общее родительское собрание на тему: «Знакомство родителей со статистикой о состоянии здоровья детей  и системой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

Октябрь

Работа над проектом «Питание и здоровье».

Знакомство педагогов с программой «Здоровье».

Педагогический совет на тему: «Индивидуализация работы с детьми по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья».

Открытые познавательные занятия в старших группах

Развлечение для детей старших групп «Картошечка».

Организация выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия»

Ноябрь

Изучение методической литературы по теме: «Формирование познавательных представлений у детей».

Работа педагогов над разработкой циклов познавательных занятий : «Волшебное зеркало», «Дыхание», «Цветок Здоровья».

Просмотр открытого занятия  в подготовительной группе «Дыхание человека»

Выступление на родительском собрании ст. гр.инструктора по физкультуре на тему «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».

Совместный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Декабрь

Анализ двигательной активности детей в группах.

Написание модели двигательного режима по своей возрастной группе. Педсовет на тему «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».

Просмотр открытых прогулок

Родительское собрание в группе  № 4 с приглашением врача-педиатра

Знакомство родителей с данными антропометрического обследования детей.

Январь

Анализ состояния уголков эмоционального развития в группе

Анализ состояния здоровья детей(ст. мед. МБДОУ д/с № 30)

Консультация на тему: «Дискомфортные состояния детей. Создание условий для благополучного эмоционального состояния детей»

Просмотр открытого занятия по физкультуре (в игровой форме)

Оформление газеты на тему: «Здоровая улыбка».

Февраль

Работа над проектом «Моя семья» в старшей  группе

Разработка и написание цикла занятий «Цветок Здоровья»

Контроль за двигательной активностью детей на прогулке (отв. воспитатель.)

Просмотр открытого занятия в ср. гр. № 5 на тему: «Знакомство с генеалогическим деревом».

Спортивный досуг с детьми старших групп (отв. воспитатель по физкультуре).

Анализ тестового исследования «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым».

Апрель

Анализ организации питания детей.

Контроль за сервировкой стола, созданием у детей положительных эмоций во время приема пищи.

Открытый просмотр организации питания в группе

Консультация на тему: «Как обучить культурно - гигиеническим навыкам»

Май

Анализ результатов проведенной работы по здоровьесберегающей технологии.

Оформление опыта работы.

Анализ состояния здоровья детей.

Физкультурный праздник для детей среднего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!» (отв. воспитатель по физкультуре)

Оформление папки - передвижки «Азбука Здоровья».

Консультация на тему: «Воспитание опрятности»

 

Приложение №3. Конспект занятия в старшей группе «Давайте познакомимся»

Задачи:

Образовательные:

- Привлечь внимание детей  к проблеме здоровья и его сохранения;

- Сформировать понятие «культура здоровья»;

- Познакомить детей с персонажем комплекса занятий Всезнамусом;

- С возможностями пантомимы.

Развивающие:

- Уметь аргументировать свое мнение;

- Размышлять.

Воспитательные:

- Побуждать детей не бояться высказывать свое мнение;

- Стимулировать к участию в решение проблемы;

- Учить быть доброжелательными.

Речевые:

- Совершенствовать диалогическую речь;

- Способствовать словотворчеству.

Оборудование: Карта путешествий; листы белой бумаги; подкладные листы, карандаши, фломастеры, кукла Всезнамус, волшебная палочка, аудиозапись

Методические приемы: логические умозаключения, воображаемая ситуация, отдельные задания, «волшебная палочка» пантомима, анализ ситуации и по эмоциям.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети! Закончилось лето - пора путешествий. Вы, наверное, увидели много нового, неизвестного ранее для вас, часто путешествовали вместе с родителями. Что дает нам путешествие? (высказывания детей). Значит, путешествовать – это хорошо или плохо? (высказывания детей). Но сейчас ваши родители работают, и вы уже не можете поехать куда-то далеко от дома. Все мы любим сказки, а в сказочное путешествие можно отправиться в любое время. Вот и я вам сейчас предлагаю отправиться в волшебную страну, которая называется «Страна здоровья». А что такое здоровье? Как вы думаете? (высказывания детей). Отправляться в путешествие одним опасно, особенно в незнакомые места. Поэтому я предлагаю вам пригласить в путешествие того, кто знает все о здоровье и Стране здоровья и поможет нам в пути, будет все объяснять, показывать. Это может быть кто-то из сказочных персонажей. Как можно назвать того, кто все знает о здоровье?

Воспитатель показывает детям куклу, которой дети сами придумывают имя. В итоге воспитатель предлагает детям остановиться на имени Всезнамус.

- Теперь, когда мы придумали ему имя, его нужно оживить. Для этого воспользуемся волшебной палочкой. («Оживляет» куклу).

Всезнамус: Ребята, я хочу вас познакомить с волшебной Страной здоровья. Вы узнаете, что нужно делать, чтобы быть веселыми, счастливыми, здоровыми, как научиться помогать себе и другим людям, что значит быть культурно здоровыми. Для начала давайте познакомимся, для этого мы будем по кругу передавать мяч, при этом называть свое имя и желать друг другу здоровья. Например: Здравствуйте, меня зовут Дима. Я желаю вам никогда не болеть; я желаю, чтобы никогда никто не болел; я желаю, чтобы у вас было крепкое здоровье и т.д.

- Молодцы, ребята! Теперь я со всеми вами познакомился. В ваших голосах я действительно услыхал доброту. Вы действительно пожелали всем здоровья. А сейчас я познакомлю вас с маршрутом путешествия.

Всезнамус показывает детям карту путешествий по волшебной Стране здоровья, где указаны все станции (остановки) путешествий.

- А теперь, когда мы знакомы с маршрутом путешествий, можно отправлять в путь. Но не забудьте, что здесь остаются ваши близкие. Кто это?

Дети отвечают.

- С ними надо попрощаться. Представьте, что мы с вами сидим в вагоне поезда, а провожающие стоят на улице. Если мы будем им кричать: «До свидания!», то они нас не услышат. А еще что может произойти, если громко кричать?

Предположения детей: голова от шума заболит, другим будем мешать, горло заболит.

- А можно ли выразить свои чувства без слов, при помощи языка? Как?

Дети отвечают.

Пантомима:

- помахать рукой;

- послать воздушный поцелуй;

- поклониться;

-помахать платочком и т.д.

Каждый ребенок показывает.

Оздоровительная минутка:

Всезнамус: А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Представьте себе, что вы сейчас счастливы, здоровы, веселы. Вашему телу хорошо. Вам легко дышится. Ваша голова свежая, вам приятно и кажется, что сейчас вы красиво можете двигаться. Поэтому сейчас вы потанцуете и выразите свое настроение. Подвигайтесь, так, как вам хочется, под музыку и скажите себе: «Я здоров, счастлив, мне хорошо!»

По окончании музыки Всезнамус предлагает сесть на коврик и рассказать, как хорошо чувствовать себя здоровым и счастливым.

- Почему хорошо быть здоровым? Или вы не согласны?

Дети высказывают свои предположения, обосновывают свое мнение.

- Я хочу, чтобы вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько хотите, сколько вам нужно, чтобы чувствовать себя хорошо, чтобы у вас все получилось. А теперь нарисуйте свою радость, как вы себе ее представляете, и поделитесь ею со своими друзьями.

Дети рисуют и дарят рисунки друг другу.

- Молодцы ребята! В следующий раз мы продолжим. До новых встреч! Я был рад познакомиться с вами.

 

Приложение №4. Конспект занятия в старшей группе «Наши помощники глаза»

Задачи:

Образовательные:

- рассказать детям о назначении и возможности глаз;

- познакомить с внешним строением глаза: веки, ресницы, брови;

- познакомить с предметами, которые могут травмировать глаза; с правилами сохранения хорошего зрения; с ситуациями, которые могут привести к заболеванию глаз;

- познакомить с приемами оказания первой помощи.

Развивающие:

- развивать умение сравнивать;

- творческие способности.

Воспитательные:

- бережно и заботливо относиться к своим глазам.

Речевые:

- ввести в пассивный словарь слово «офтальмолог»;

- в активный словарь словосочетание «карие глаза».

Оборудование: зрительный тренажер «Улитка», заготовки лица человека из белой бумаги (не нарисованы глаза) для каждого ребенка; фломастеры для каждого ребенка; карточки с 12 квадратами (в первом квадрате изображены глаза, зачеркнутые черным фломастером, остальные пустые, на каждый пустой квадрат приклеен стикер): карточки с рисунками: палка, ножницы, телевизор, песок, грязные руки, нож, гвоздь, огонь, лампа, компьютер, лежащий ребенок (читающий книгу),  Всезнамус, карта путешествий, аудиозапись, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница», чистый носовой платок, вата.

Методические приемы: моделирование, логические умозаключения, воображаемая ситуация, речевой диалог, функциональный анализ (поиск соответствующих решений), познавательная игра, выполнение заданий, анализ по заданиям.

Ход занятия:

Всезнамус: Здравствуйте, дети! Сегодня я снова у вас в гостях, чтобы продолжить наше путешествие по волшебной Стране здоровья. Сегодня мы с вами узнаем, для чего человеку зрение, как нужно ухаживать за глазами, как можно сохранить зрение.

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете,

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

Всезнамус показывает детям карту путешествий, на которой дети находят станцию «Глаза» и переводят на нее стрелку.

Всезнамус: Представьте себе, что станция «Глаза» находится далеко, и дорога туда ведет через туннель, а в туннелях, как вы знаете, темно. Поэтому мы с вами закроем глаза и будем продвигаться медленно и спокойно.

Звучит музыка. Дети с закрытыми глазами медленно движутся к противоположной стене (под наблюдением воспитателя, который в целях безопасности направляет детей). Музыка заканчивается, дети открывают глаза.

Всезнамус: Дети, вы устали? Легко ли вам было идти? А как легче двигаться –с открытыми или закрытыми глазами? Почему легче идти, когда глаза открыты?

Объяснения детей: видно куда идешь; видно, что у тебя под ногами; можно идти быстрее, потому что не боишься на что-нибудь наткнуться и т.д.

Всезнамус: Теперь сделайте вывод, для чего человеку глаза? Нужно ли ему зрение? А если бы у человека не было глаз? Что было бы?

Дети отвечают.

Всезнамус: Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ну а если глаза так важны для человека, нужно ли их беречь.

Дети отвечают.

Всезнамус: Природа позаботилась о ваших глазах. Она оберегает их, а если пот течет со лба, то его остановят брови, если от ветра пыль попадет в глаза - ее задержат ресницы, а если несколько пылинок попадут в глаз, их тотчас слизнет мигающее веко, раньше, чем ты об этом подумаешь. Но это заботиться о ваших глазах природа. А вы сами? Что вы делаете, чтобы сберечь свои глаза и сохранить зрение?

Дети отвечают.

Например:

- когда мы играем в песочнице, мы не кидаемся песком, чтобы не попасть в глаза;

- я никогда не смотрю телевизор долго, чтобы зрение не испортить;

- мне мама не разрешает долго играть на компьютере;

- во время занятий с ножницами мы вырезаем осторожно, чтобы в глаза не попасть.

Всезнамус: А если все-таки мы не уберегли глаза, к кому мы должны обратиться за помощью?

Дети: К врачу.

Всезнамус предлагает детям пройти в «больницу» (уголок с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Больница»)

Всезнамус: В больнице много разных кабинетов, в них ведут прием разные врачи. В какой же кабинет нам обратиться за помощью? В глазной, там ведет прием офтальмолог.

Всезнамус: Глазной врач – офтальмолог. Каких еще врачей вы знаете, к каким врачам вам приходилось обращаться за помощью?

Дети отвечают.

Всезнамус: Давайте, посмотрим, что есть в кабине у офтальмолога.

Дети рассматривают инструменты, необходимые для врача – офтальмолога.

Всезнамус: Но пока врача нет, мы должны оказать своим глазам первую помощь. Ведь в нужную минуту рядом врача может не оказаться.

Всезнамус знакомит детей с правилами оказания первой помощи при болезнях глаз: соринка в глаз попала - нужен чистый платок; грязь или песок попал – промыть водой; ушибли глаз – помогут примочки мокрой ватой или мокрым чистым платком.

Оздоровительная минутка. Упражнения со зрительным тренажером «Улитка»

Всезнамус: А как вы думаете, у всех людей одинаковые глаза.

Дети отвечают.

Всезнамус предлагает детям встать парами напротив друг друга и рассмотреть, у кого какого цвета глаза. Выяснить, как дети понимают выражение «карие глаза». Всезнамус предлагает детям пройти к столам, где лежат заготовки: изображения лица человека (не изображены глаза). Нужно нарисовать недостающие части лица (глаза). Девочкам дается дополнительное задание: накрасит глаза тенями, как это любит делать мама. Объяснить, для чего глаза подкрашивают. Чтобы они стали более выразительными, чтобы привлечь к ним внимание. Все работы детей раскладываются рядом, чтобы получилась «коллективная фотография». Дети рассматривают, сравнивают, как рисунки сразу «ожили», после того как нарисовали глаза.

Всезнамус: Можно сделать вывод: глаза украшают лицо. А еще говорят: « Глаза – зеркало души».

Всезнамус предлагает детям вспомнить, какие загадки они знают про глаза.

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

Два Егорки живут возле горки, живут дружно, в лад, друг на друга не глядят.

Всезнамус: Дети, когда мы добрались до станции «Глаза» вы, наверное, не заметили (ведь у вас были закрыты глаза), что здесь растет очень много моркови. А как вы думаете, почему именно моркови здесь больше всего.

Дети вместе со Всезнамусом выясняют, что именно морковь очень полезна для сохранения зрения.

Всезнамус: Именно поэтому вам в детском саду повара готовят салаты из моркови.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Всезнамус: Оказывается, что от питания зависит здоровье ваших глаз. Дети, когда вы с родителями путешествуете, то обязательно привозите на память что-нибудь. Что же нам с собою взять на память из этого удивительного местечка волшебной Страны здоровья под названием «Глаза»?

Дети высказывают свое мнение.

Всезнамус: Давайте вспомним все, что вредит нашим глазам, нашему зрению, и составим карточку, где расположим все эти предметы, чтобы никогда не забывать о правилах сохранения хорошего зрения.

Дети вместе со Всезнамусом заполняют карточку.

Глаза

Палка

Ножницы

Телевизор

Песок

Грязные руки

Нож

Гвоздь

Ребенок читает лежа

Огонь

лампа

компьютер

Картинки приклеиваются в окошки на стикеры.

Всезнамус: Нам пора возвращаться. Я думаю, что теперь вы обязательно будете заботиться о своих глазах.

 

Приложение №5. Конспект итогового занятия в старшей группе «Азбука здоровья»

Цель: Подвести итог проведения цикла занятий по формированию понятия «культура здоровья» и основа здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о роли и назначении органов человека;

- закрепить правила ухода за органами человека.

Развивающие:

- уметь делать выводы;

- убеждать

Воспитательные:

- воспитывать у детей стремление к сохранению собственного здоровья;

- учить детей быть доброжелательными, вызвать желание помочь другим людям, сознать важность заботы о здоровье;

- учить заботиться о здоровье окружающих людей.

Речевые:

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- стимулировать употребление в речи определений, эпитетов.

Оборудование: азбука здоровья, листы ватмана, трафареты, ножницы, цветная бумага, листы подкладные, клей, карта путешествий, куклы Всезнамус и Буратино, аудиозаписи.

Методические приемы: знакомство с новым персонажем; просьбы, стимулирующие добрые дела, имитационная и релаксационная игры, игровая ситуация, игра-драматизация, чтение стихов, пословицы, поговорки, двигательные упражнения, практическая работа, анализ персонажа.

Ход занятия:

Всезнамус приходит к детям с новым гостем. Дети узнают его – это Буратино. В руках у него книга.

Всезнамус: Дети, Буратино очень хотел с вами познакомиться, поэтому я пришел вместе с ним. Папа Карло подарил ему книгу, но как она называется, он не знает, потому что еще не ходит в школу и не умеет читать.

Дети помогают Буратино прочитать название «Азбука здоровья».

Буратино: Я хочу показать вам, какие красивые картинки есть в моей азбуке. Только я не понимаю, что они означают. Может, вы мне поможете? (Буратино открывает первую страницу книги, на которой изображены органы чувств).

Дети: Здесь нарисованы нос, уши, язык, глаза и кожа. Все это называется органами чувств.

Всезнамус: Они живые, все чувствуют и передают все, что чувствуют, в мозг. Все они нужны человеку и о них нужно заботиться. Давайте, дети, представим себя одним из органов чувств и расскажем, что и как они чувствуют.

Участвуют пятеро детей, они рассказывают о своих ощущениях и показывают мимикой.

1-й ребенок: Я-уши, я слышу, как поют птицы, как разговаривают люди, кто-то смеется, кто-то плачет. Вчера я плохо слышал, о чем говорили люди, потому что меня не помыли, в меня что-то засунули, в ветреную погоду не надели шапку.

2-й ребенок: Я-глаза. Мне все видно: как светит солнце, когда темнеет и день заканчивается. Я вижу дорогу под ногами. Но недавно мне стало плохо видно, потому что мой хозяин меня не помыл, лежал читал книгу, долго смотрел телевизор и совсем не отходил от компьютера. А еще он совсем не любит морковь. Что же ждет меня впереди?

3-й ребенок: Я-нос. Я чувствую, когда вкусно пахнет. Я помогаю людям дышать (через меня легкие в воздух проходит). Но иногда, когда мой хозяин простужен, из меня капает вода, меня не вытирают, я забиваюсь, воздух через меня не проходит.

4-й ребенок: Я – язык. Я могу отличить сладкое от горького, помогаю перемешиваться пище во рту. А еще я люблю поговорить. Но иногда мой хозяин сует меня то в горячую воду, то прикладывает к холодной железке, мне бывает больно.

5-й ребенок: Я –кожа. Я прикрываю то, что находится внутри человека. Я все чувствую, через меня выходит пот, поэтому я часто загрязняюсь. Но меня не всегда моют, поэтому я иногда болею: покрываюсь прыщами, чешусь. А еще у меня бывает аллергия, если неправильно питаются.

Всезнамус: Видишь, Буратино, какая интересная у тебя картинка в азбуке.

Буратино: Я понял, что органы чувств очень важны, и нужно за ними ухаживать: нужно всегда мыть уши, глаза, кожу. Нельзя читать лежа, долго смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Нужно есть морковь, потому что она полезна для глаз; нужно всегда высмаркивать нос и иметь при себе носовой платок. В ветреную и холодную погоду я всегда буду закрывать уши шапкой, и не буду слушать слишком громкую музыку.

Буратино благодарит детей за полезные советы. Затем переворачивает страницу и показывает детям другую картинку.

Буратино: А я знаю, что нарисовано на этой картинке - это зубы. У меня уже однажды болел зуб, мне его лечили, и было очень больно.

Дети (вместе со Всезнамусом): Буратино, если хочешь, мы научим тебя играть в интересную игру, и ты поймешь, как нужно ухаживать за зубами.

Игра «Ровным кругом, друг за другом»

Звучит музыка. Дети двигаются под музыку по кругу со словами:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Дети имитируют открывание тюбика с зубной пастой и выдавливанием ее на зубную щетку.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Дети имитируют чистку зубов.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Сделаем вот так…

Дети имитируют полоскание рта водой из стаканчика.

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…

Дети смотрятся в воображаемое зеркало, улыбаются, рассматривают свои зубы.

Всезнамус: Буратино, что мы сейчас делали?

Буратино: Ухаживали за зубами.

Всезнамус: А для чего это нужно?

Буратино: Чтобы они были чистыми, не болели.

Всезнамус: Какие предметы нам для этого пригодились?

Буратино: Зубная щетка и паста, стаканчик для воды, зеркало.

Всезнамус: Дети, давайте расскажем Буратино, для чего нужны зубы.

Дети: Они пережевывают пищу, помогают человеку разговаривать.

Буратино переворачивает страницу. На ней изображены продукты питания.

Буратино: Я знаю, это еда. Я очень люблю конфеты, торты, пирожные, лимонад, мороженое.

Всезнамус: Дети, правильно ли поступает Буратино?

Дети отвечают.

Всезнамус: От правильно питания во многом зависит здоровье человека.

Буратино: А разве бывает еда правильная и неправильная?

Всезнамус: Есть такая профессия - повар. Это человек, который все знает о еде, здоровом питании. Сейчас он приготовит нам вкусный и полезный салат и расскажет, как нужно правильно питаться.

Всезнамус выбирает ребенка, надевает ему колпак и фартук. Ребенок проходит к столу, где лежат изображения фруктов и овощей, блюдечко (из картона). «Повар» готовит салат. В это время Всезнамус предлагает вспомнить стихи о здоровой и полезной пище.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения.

В этом нет сомнения.

Чистим овощи в салат,

Весь в заботах детский сад.

Перец, репку и морковку

Режем для салата ловко.

Ребенок - «повар» приносит салат.

Киви, яблоко, гранат.

Положила я в салат.

Ну а груша - просто мед.

Будет сок, коктейль, компот.

В них живые витамины,

Для детей незаменимы.

«Повар» знакомит детей с правилами питания: питаться вовремя; завтракать, обедать, полдничать и ужинать; есть овощи, фрукты, каши; есть нужно в меру; конфет и сластей есть поменьше.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу. На ней картинка, изображающая отдых.

Всезнамус предлагает детям объяснить Буратино, для чего нужен отдых.

Дети: Мозг отдыхает, все органы человека отдыхают, расслабляются, чтобы они смогли потом дальше четко работать.

Всезнамус предлагает детям показать Буратино, как они умеют расслабляться.

Релаксация под музыку.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу, на ней дети видят изображения сигареты, шприца, бутылки.

Дети объясняют Буратино, что это вредные привычки. Они вредят здоровью. Всезнамус предлагает детям вспомнить пословицы и поговорки о вредных привычках и поиграть в игру «Почему так говорят?»

Пить да курить – здоровью вредить.

Вино сперва веселит, а потом беду творит.

Вино с разумом не ладит.

Вино начинается с ручейка, а пьянство - рюмочки.

Всезнамус: Дети, а какие еще вредные привычки вы знаете?

Дети: Грызть ногти, не умываться по утрам, сосать палец, вытирать нос рукавом, ковырять в носу.

Всезнамус: Буратино, а у тебя есть вредные привычки?

Буратино отвечает, что он все понял, и не будет иметь вредных привычек.

Театр на фланелеграфе:

Всезнамус рассказывает, а дети показывают фрагмент сказки.

Всезнамус: Жил-был зайчонок, ему было грустно, потому что никто не хотел с ним играть. Все говорили, что он еще маленький. Зайчонок думал-думал и решил доказать, что он вовсе не маленький, а самостоятельный. Он достал из папиного кармана сигарету и закурил на полянке, чтобы все звери его видели. «Хотите попробовать», -спросил зайчонок – «Вы что - маленькие? Боитесь?»

Всезнамус предлагает детям объяснить, прав ли зайчонок?

Всезнамус: Как можно по-другому доказать, что ты уже большой и самостоятельный, что друзьям с тобой интересно?

Дети высказывают свои предположения.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу. На ней изображены дети делающие зарядку. Буратино говорит, что он тоже умеет так делать, только не знает зачем ему это нужно.

Всезнамус предлагает детям показать, как они умеют заниматься физкультурой.

Оздоровительная минутка.

Всезнамус: А для чего нужно заниматься физкультурой?

Дети: Будет прямая и стройная спина, человек не заболеет, будет выносливым, сильным и ловким.

Всезнамус: А какие виды спорта помогают укрепить здоровье?

Дети: Плавание, туризм, волейбол, лыжи, коньки и т.д.

Буратино: Благодарит детей и переворачивает следующую страницу, на ней изображен циферблат с пустыми кружочками. Всезнамус вместе с детьми выясняет, вместе с детьми, что это картинка про режим дня.

Всезнамус: Все, о чем мы сегодня с вами говорили, нужно делать вовремя, только тогда будет польза для здоровья.

Дети перечисляют, что они должны делать сначала, а что потом.

Дети: Утренняя гимнастика, умывание, чистка зубов, завтрак, прогулка и т.д.

Всезнамус предлагает детям помочь Буратино и составить для него режим дня, чтобы он ничего не забыл. Дети выполняют коллективную аппликацию. Рассматривают работу. Буратино объясняет, глядя на работу детей, что он будет делать, когда вернется домой, благодарит детей за очень интересный и полезный рассказ и прощается с ними.

Всезнамус: Вот и подошло к концу наше путешествие по Стране здоровья. Я надеюсь, что оно вам очень понравилось. Я думаю, что теперь вы лучше знаете, что такое здоровье, что нужно делать, чтобы его сохранить и укрепить, будете всегда помнить правила сохранения здоровья и выполнять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...

Проект Здоровячок

Физкультурно-оздоровительная работа...

Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)

Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...

Оздоровительная программа "Здоровячок"

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...

Путешествие в страну Здоровячков

Декада: " Путешествие в страну Здоровячков" способствует формированию у детей представлений о здоровье человека, составляющих здоровья. Материал представлен в виде таблицы, которая включает совместную...

Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.

Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в  дошкольном детском доме...

Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"

Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...