«Родительский театр, как средство объединения семьи и детского сада»
учебно-методический материал на тему

Фетисова Татьяна Николаевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagog.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.                                                    Фетисова. Т.Н.

«Родительский театр, как средство объединения семьи и детского сада»

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие детей, подготовку к школе и др. В какой-то степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет об объединении родителей и детского сада в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов. Для объединения семьи и детского сада, как нельзя подойдет родительский театр.

Великий русский поэт А.С. Пушкин называл театр «волшебным краем», а
родительский театр – это волшебный край для взрослых, где  родители могут стать ближе к ребенку, и где есть возможность самому стать ребенком и окунуться в мир детства, повод поиграть со своим малышом. Другим словом это театрализованная деятельность, где родители сами примеряют на себе различные роли, где являются актерами, а не зрителями, позволяет  педагогам перевести родителей  от наблюдений за  игровыми действиями к прямому включению  в процесс театральной деятельности  в детском саду;

  • к построению взаимоотношений, основанных на принципах  уважения, доверия, открытости;
  • улучшить взаимоотношения  между детьми и взрослыми;
  • перейти к систематическому , содержательному, эмоционально наполненному  досугу.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, родители знакомят детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках, что же происходит с детьми когда самые дорогие сердцу люди (родители)  совместно с ними показывают спектакль:

  • без принуждения они погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д., поскольку театр - это синтетический вид искусства;
  • рождается сотворчество, потому что театр - это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы;
  • от каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители или учителя: театральное творчество многогранно само и требует многого от участника;
  • дети учатся действием преображать словесные образы, поскольку именно этого требует сцена.
  • идет тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений...

Родительский  театр в детском  саду – особая конструктивная  форма  взаимодействия  дошкольного  образовательного учреждения  с семьёй, объединяющая  семьи с детьми  дошкольного возраста  в целях  развития воспитательного  потенциала  семьи  при поддержке педагогов; способствующая  взаимодействию детского сада  с семьей

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке? Форм работы с родителями много: Семинары – практикумы, мастер – классы, развлечения. Открытые занятия в рамках «Дня открытых дверей» Наглядная информация для родителей : консультации. Совместные праздники и развлечения. Домашнее задания. Выполняя его вместе с родителями, дети закрепляют навыки полученные на организованных видах деятельности. Выставки, презентации театров.

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (ткань, пластилин, краски, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в родительском театре осуществляется в творческих занятиях в театральных мастерских, организаторами мастерских могут выступать педагоги (воспитатели, муз. руководитель, педагог дополнительного образования), специалисты учреждений культуры (театральные режиссёры, актёры), а так же родители.

Где они будут изготавливать разные виды театров, атрибуты к постановкам, декорации, костюмы,  придумывание сценариев, проводить репетиции и т.д.  

Родительский театр является новой формой совместной  детско – взрослой театральной деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между детским садом и семьёй.

В ходе совместной театрализованной деятельности развивается адекватное восприятие, понимание взрослыми действий ребёнка; приобретается опыт совместных переживаний; происходит осознание своего места в семейно – родовых и общественных системах; изменяется характер поведения. Ребёнку театральная деятельность в семейном детско – взрослом  объединении даёт возможность удовлетворить потребности, имеющие важное значение для его развития: потребности в любви, в одобрении взрослыми, в овладении социальными способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми, в познании окружающего мира, в информационном обмене и пр.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям родительский  театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны, и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию - сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления, спектакль, поставленный родителями по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять ее главную идею и настроение.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс родительского собрания на тему:"Единство семьи и детского сада"

Конспект родительского собрания на тему: «Единство семьи и детского сада»- Здравствуйте, уважаемые родители, я очень рада вас всех здесь видеть. Сегодня я вас всех собрала для обсуждения очень важной ...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада»

На собрание обсудили признаные государством приоритеты семейного воспитания. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценива...

Родительское собрание на тему: «Партнерство семьи и детского сада в период адаптации».

В возрасте 1,5 – 3 лет  у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст - наиболее ощутимы и...

ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА.

Воспитание детей - одна из важнейших задач общества. Данная тема всегда была актуальной, и в наши дни остается таковой. Несомненно, ду­ховно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не ...