ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА.
статья (подготовительная группа)

Шведова Наталья Сергеевна

Воспитание детей - одна из важнейших задач общества. Данная тема всегда была актуальной, и в наши дни остается таковой. Несомненно, ду­ховно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей значимости, так как является основой гармоничного развития детей. Вследствие этого, конечно же, данная тема изучалась и существует боль­шое количество исследований разных авторов. Но в то же время важно отметить, духовно-нравственное воспитание как современная педагогиче­ская категория претерпевает изменения под воздействием социальных и политических преобразований в современном обществе, что привело к не­которой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспита­ния, принятого в отечественной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vasyutina.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Васютина С. А.,

Шведова Н. С.,

воспитатели МАДОУ

«Центр развития ребенка –

детский сад № 33 «Радуга»

г. Губкин Белгородская обл.

ОБЬЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитание детей - одна из важнейших задач общества. Данная тема всегда была актуальной, и в наши дни остается таковой. Несомненно, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей значимости, так как является основой гармоничного развития детей. Вследствие этого, конечно же, данная тема изучалась и существует большое количество исследований разных авторов. Но в то же время важно отметить, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория претерпевает изменения под воздействием социальных и политических преобразований в современном обществе, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого в отечественной педагогике.

Основываясь на вышесказанных противоречиях, возникает необходимость теоретического и эмпирического исследования духовно-нравственного воспитания дошкольников, которая заключается в анализе и переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, реально востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.

Прежде чем перейти к определению духовно-нравственного воспитания, рассмотрим, что же понимают разные авторы под категориями «нравственность» и «духовность».

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.» [3, с. 61].

По мнению С.И. Ожегова: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [5, с. 74].

Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что авторы близки в понимании сущности данного понятия. А вот в отношении термина «духовность», нет единого понимания, и разные авторы по-своему трактуют его. Духовность рассматривают исходя их двух стратегий: религиозное и светское представления о ней. Мы будем рассматривать духовность именно в светском понимании.

По мнению Валентина Ивановича Андреева духовность в светском понимании вбирает в себя всё лучшее, что интегрирует духовно-нравственная деятельность и духовно-нравственная личность. Духовно-нравственную, т.е. духовно здоровую, личность как цель светского воспитания можно охарактеризовать через понятия: совестливая, честная, правдивая, ответственная, милосердная, отзывчивая, тактичная, добропорядочная, сострадающая, сочувствующая личность [1, с. 363]

Исходя из вышеперечисленного, мы приходим к пониманию сущности понятия духовно-нравственное воспитание.

Для выявления уровня духовно-нравственной воспитанности детей подготовительного к школе возраста был проведен комплекс диагностических методик, который включает в себя: анкета «Нравственные понятия» (отметь картинку), «Незаконченные предложения», «10 желаний».

После проведения диагностических мероприятий был сделан вывод, что представления о нравственных понятиях, этика поведения и отношение к жизненным ценностям развита на среднем уровне.

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников являлась и является довольно острой в наши дни.

И так как духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений интеллектуальный потенциал, общее физическое и психическое развитие, то является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Стратегию нравственного воспитания в детском саду и дома мы направляем не только на осознание своих чувств и переживаний, но и на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, на развитие чувства общности с другими людьми. Именно такую задачу детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре ребенок знакомиться с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей.

Мы разработали следующие формы работы с детьми.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой и художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников, просмотр слайд-фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки, детская благотворительность, тематические вечера эстетической направленности, живопись, музыка, поэзия.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Творческие вечера, организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. В каждой семье существуют свои обычаи и традиции. В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, веселыми играми, пением. В другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными «возлияниями», пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних н завтрашних бед, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким. [2]

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, поэтому мы стараемся помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Нами разработаны следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей;
  • папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • совместное посещение богослужений и прогулки по храму;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Факультативный курс по изучению культуры православия мы проводим по желанию родителей (заявление). Необдуманный всеобщий охват детей без выяснения отношения родителей к общению ребенка с православным священником, их религиозных взглядов, обязательно заведет такую организацию духовного возрождения в конфликтный тупик. Ведь в Евангелии сказано, «Не приведите», «не притащите, чего бы это не стоило», а «ПУСТИТЕ детей приходить ко мне». Мы созданы быть свободными, и мы должны уважать семьи ребенка и его самого.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердие, правдолюбие, трудолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла.

Литература:

1. Антонова, Л И.., Цветкова, Н А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье. М: Современные гуманитарные исследования, 2006.

2.  Берниковская, Л.Ф.. Уроки в воскресной школе. Ростов-на-Дону.: 2017.

3. Марьенко И. С. Нравственное становление личности/ -М.:Педагогика, 2012. – 231 с.

4. Русская духовная проза. М.: Свет добра, 2005.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 28-е изд.перераб. – М.: Мир и образование, 2014. – 1376 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"

С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....

Протокол№2 Родительского онлайн собрания На тему ««Развитие речи в условиях семьи и детского сада».» Средней группы МДОУ «Детского сада «Улыбка» г. Надым

1. Развитие речи в условиях семьи и детского сада. Выступила воспитатель 2. О соблюдении родителями, детьми ПДД. Выступила воспитатель 3. О мерах безопасности на льду в осенне-зимний период ...

Выступление на методическом объединении на тему :«Формы работы с семьей внутри детского сада»

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...