Воспитание с учетом особенности нервной системы
консультация (младшая группа) на тему
Консультация по воспитанию ребенка с учетом типа нервной системы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
« В процессе воспитания, - писал Б.М.Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника».
Знание черт темперамента дает возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различными темпераментами воспитывать одинаково. Этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители часто в таких случаях говорят, « мы же воспитываем их одинаково». Именно – одинаково, а надо было по-разному, учитывая природный тип нервной системы.
Судить к какому типу ВНД ( высшей нервной деятельности) принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения. Типы ВНД являются врожденными, хотя под педагогическим воздействием могут в некоторой степени изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.
На сегодняшний день выделяют 4 типа ВНД:
- холерик,
- сангвиник,
- флегматик,
- меланхолик.
Холерик – ребенок возбудимого типа – имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением.
Все реакции ребенка носят ярко выраженный характер. У детей этого типа выразительная мимика, резкие порывистые жесты, быстрая громкая речь. Ребенок стремится воздействовать на все, что видит.
Дети – холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся взять на себя главную роль. Все же, что требует сосредоточенности, сдерживания собственных желаний, вызывает у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой нервной системой, как правило, с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу включается в обычный режим. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, вспыльчивы, с трудом подчиняются правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.
Рекомендации по взаимодействию с детьми холерического темперамента:
- С пониманием относиться к проявлениям активности ребенка;
- Говорить с ребенком тихим, спокойным голосом, но требовательно, без уговоров;
- Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка ( подвижные игры, телевизор и т.д.). за 2 часа до сна только спокойные игры и занятия;
- Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание ( настольные игры, но не соревновательные, конструктор, рисование, лепка), все, что требует усидчивости;
- Воспитывать у ребенка умение управлять собой ( игры с командами, в которых ребенок будет вынужден подчиняться);
- Приучать ребенка к правилам общения: говорить спокойно, не перебивая говорящего, просить, а не требовать и т.д.;
- Необходимо строго соблюдать режим дня.
Сангвиник – ребенок спокойного типа – с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой.
У ребенка – сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный режим, подчиняется распоряжениям взрослых. Эти дети легко вступают в контакт с другими детьми. Ребенок за короткое время легко осваивается в новых условиях детского сада, школы и т.д., период привыкания очень недолог. Общительность, покладистость располагает к ним взрослых.
Из-за того, что нервная система сангвиника очень податлива и пластична, они легко переключаются с одного на другое. В одних случаях это играет положительную роль (ребенок легко включается в новые виды деятельности), но в тоже время это может принести и вред ( имея много товарищей, друга , как правило, нет, за все берется и не доводит до конца начатое). Основное свойство маленького сангвиника – неустойчивость ( поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но они так же быстро и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком – сангвиником – формирование у него настойчивости.
Рекомендации по взаимодействию с детьми сангвинического темперамента:
- Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
- Обращать на мелкие нарушения со стороны ребенка ( не убрал игрушки);
- Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством;
- Небрежно выполненную работу необходимо предлагать переделать. Главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
- Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
- Учить внимательно, относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные отношения.
Флегматик – имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему.
Дети – флегматики трудно засыпают, после сна некоторое время остаются вялыми. Все реакции таких детей нечеткие: смеются негромко, мимика слабо выражена, речь неторопливая, с паузами.
Ему трудно реагировать на любые воздействия. Прежде чем начать какую – либо деятельность происходит период раскачки. Флегматик способен длительное время выполнять однообразные действия, он не устает при этом. А вот быстро остановиться и приступить к другому делу ему очень трудно.
Поведение ребенка – флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но сформировавшись, становятся очень прочными. Все новое воспринимается не сразу, малыш долго приспосабливается к режиму детского сада, с трудом расстается с родителями, неохотно знакомится с новыми людьми. Любое дело выполняет тщательно и аккуратно.
Положительные стороны – это стремление к усидчивости, добросовестности; отрицательные – вялость, низкая активность.
Рекомендации по взаимодействию с детьми флегматического темперамента:
- Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее воздействие на нервную систему ребенка;
- Не следует отстранять ребенка от деятельности, которая требует приложения усилий;
- Следует чаще хвалить ребенка за скорые действия;
- Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры – соревнования; следует побуждать ребенка к активности, к подвижным играм;
- Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Меланхолик – ребенок со слабой нервной системой – отличается повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители. Меланхолик – это такой тип ребенка, про которого говорят, что « его не видно и не слышно». Ему не свойственно активное включение в разговор, он не демонстрирует свои знания и умения. Этот ребенок склонен к одиночеству или играм с товарищами, которых хорошо знает. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, то дети быстро устают. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика.
У детей с трудом формируются привычки и навыки, но все что у них удается сформировать, отличается прочностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.
Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребенка – меланхолика. В то же время он имеет и ценные свойства: чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей. Дети с большим трудом входят в новый коллектив, плачут, отказываются от деятельности.
Рекомендации по взаимодействию с детьми меланхолического темперамента:
- Нужно ограничивать шум, новые знакомства, постепенно вводить ребенка в новые условия;
- Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, подчеркивать его недостатки;
- Целесообразно беседовать с ребенком, т.к. он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно и определенно;
- Ребенку полезно заниматься спортом;
- Необходимо разнообразить жизнь ребенка;
- Надо привлекать ребенка к совместному со взрослым труду;
- Важно развивать у ребенка общительность;
- Необходимо поддерживать у него положительные эмоции.
Рекомендуемые игры и упражнения для детей холерического и сангвинического темперамента:
- «сосредоточенность» ( этюд на регуляцию эмоций).
Путешественник сидит за столом и изучает карту. ( необходимо позой и мимикой изобразить трудный мыслительный процесс).
- «раздумье». ( этюд на регуляцию эмоций и движений ).
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился, наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? (руки сложены на груди, ребенок внимательно смотрит по сторонам).
- «Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций).
Жила девочка Галя. У нее была кукла Таня. На однажды пришел кот Васька и свалили куклу на пол. Когда Галя увидела, что наделал кот , она стала его ругать. Васька стоит перед ней, опустив голову, ему стыдно. ( показать как стыдно Ваське).
- «море волнуется» ( произвольность поведения).
Водящий говорит: «1-2-3- фигура радости (грусти, стыда и т.д.) замри.» далее он выбирает наиболее яркую фигуру.
- «тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами).
Дети сидят на стульях, замерли. Водящий проходя мимо них, должен слегка щекотать детей. Они должны не рассмеяться и сохранить неподвижность.
- «А_А_АХ» ( тренировка умения владеть своими чувствами).
Ведущий кладет руки на стол и затем поднимает их вертикально вверх, дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука А.когда руки подняты вертикально вверх надо сказать АХ и сразу замолчать.
- «да и нет» (гармонизация осознания прав и обязанностей).
Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы да и нет. Например: ты ходишь в школу? Ты бывал в лесу? А тот кто отвечает, должен обязательно ответить наоборот. Тот кто ошибается, выбывает из игры.
- «родители и дети» ( гармонизация осознания прав и обязанностей).
Представим себе, что мы превратились в родителей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтоб он был хорошим, и поэтому даем ему советы, каким ему надо быть. Но у каждого родителя должен быть свой совет. Далее выбирают одного ребенка на роль ребенка, сажают его в центр и дают советы. В конце можно обсудить советы и чувства детей в разных ролях.
- Упражнение на развитие произвольности внимания.
Ребенку дают лист бумаги просят нарисовать 10 треугольников, далее ребенка предупреждают быть очень внимательным, т.к. инструкцию дадут только 1 раз : закрась 3-красным, 5– зеленым, 10- синим карандашом.
- Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркнуть все буквы А. ( на отдельном графике можно фиксировать успехи ребенка, так чтоб ребенок наглядно видел результат).
- Упражнение на произвольность поведения.
Дать ребенку лист с геометрическими фигурами и просят закрасить их все, предупреждая, что работать надо аккуратно, время не играет роли. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работу прекращают. ( в 6-7 лет норма 15-20 фигур).
Рекомендуемые игры и упражнения для детей флегматического и меланхолического темперамента:
- «расскажи стихи руками» ( этюд на раскрепощение).
1 ребенок с помощью пантомимы пытается рассказать всем знакомый стих, а остальные пытаются угадать о чем идет речь.
- « как поступить?» (регулирование эмоций и действий).
Для этой игры нужны несколько картинок конфликтного содержания. Взяв 1 картинку, ребенок должен предложить выход из данной ситуации.
- « закончи предложение» ( упражнение на преодоление замкнутости).
Я хочу ….. я могу….. я сделаю……
Можно попросить ребенка объяснить ответ.
- Рисунок « я в будущем» (преодоление замкнутости).
Можно обсудить, как он будет выглядеть, что будет делать, как будет себя чувствовать, какие будут с кем отношения и т.д. упражнение позволяет показать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
- « я и другие» ( свободное выражение своего мнения).
Ребенку предлагают рассказать о своем друге. Важно, чтоб ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнув положительные стороны другого.
- « зеркало» (помогает раскрыться ребенку, чувствовать себя раскованно).
Ребенок должен повторять жесты и движения за другим человеком.
- « попугай» (произвольность чувств).
Ведущий говорит короткое предложение типа « Я иду гулять», а 1 игрок должен повторить его, стараясь при этом выразить задуманное чувство. Остальные отгадывают это чувство.
- « рисуем имя» (гармонизация осознания имен).
Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый представит свое имя, написанное на бумаге. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя таким, каким вы его представляли себе.
- « конкурс хвастунов» (гармонизация притязания на признание).
Сегодня мы проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше будет хвастаться. А хвастаться мы будем своими соседями. После конкурса дети выбирают победителя, делятся впечатлениями кому что понравилось больше: слушать рассказы или самим рассказывать.
- « как это можно использовать» ( упражнение на развитие сообразительности).
В этой игре необходимо придумать как можно больше вариантов использования знакомых предметов.
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В ДОУ
Изучение детей – основа для реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.
Методы определение темпераментов:
- Наблюдение (Б.С.Волков, Н.В.Волкова),
- Эксперимент: игровая методика Ю.А.Самарина « перенос кубиков».
- Опрос педагогов,
- Анкетирование родителей,
- Игры: «веревочка» -выявление скорости движений, формы и сила реакций, «так можно, так нельзя» - выявление формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов, «сумей промолчать» - выявление выдержки и торможения.
Наблюдение проводят индивидуально по следующим критериям:
- Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
- легко включается в работу,
- активно действует,
- действует спокойно, без лишних слов,
- робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания педагога:
- говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же,
- не слушает и поступает по-своему,
- выслушивает молча,
- молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
- быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других,
- быстро, со страстью, но не слушает других,
- медленно, спокойно, но уверенно,
- с большой неуверенностью.
4. Как ведет себя в непривычной обстановке:
- легко ориентируется, проявляет активность,
- активен, проявляет повышенную возбудимость,
- спокоен, рассматривает окружающее,
-робок, растерян.
Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребенка характерны реакции типа А, то модно говорить о преобладании у него черт сангвиника, Б –холерика, В – флегматика, Г – меланхолика. (таблица результатов изучения темперамента детей с помощью наблюдения).
Игровая методика Ю.А.Самарина « Перенос кубиков».
Цель: выявить характерные реакции ребенка при ряде неудач при переносе кубиков.
Дать ребенку небольшую лопатку, на поверхность которой ставят несколько кубиков, и предлагают перенести кубики держа лопатку одной рукой на расстояние = 3 м, а затем вернуться и поставить лопатку на стол, не опрокинув кубики.
Учитываются: сила нервных процессов (НП), работоспособность ( как долго ребенок может выполнять задание со стимуляцией со стороны взрослого и без нее); уравновешенность НП – в какой мере может сдерживаться при неудачах; подвижности НП – как быстро включаются в работу, приспосабливается к ней.
Организация диагностики:
- Наблюдение – воспитатель или педагог-психолог. Данные заносят в таблицу.
- Методику Самарина – педагог- психолог. 5-20 мин на ребенка индивидуально. Данные заносят в таблицу.
- Анкетирование – в саду или на дом. Данные заносят в таблицу.
- В том случае, если данные трех методик будут разными, необходимо использовать доп.методики или проанализировать причины расхождений в представлениях педагогов и родителей об особенностях поведения ребенка.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью уточнения темперамента Вашего ребенка. Анкетирование проводит педагог – психолог_____________________________________________________.
Искренность ответов поможет нам лучше понять Вашего ребенка.
Ф.И.О. ребенка - ___________________________________________________.
Возраст ребенка - __________________________________________________.
- Доводит ли ребенок начатое до конца?____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Как он реагирует на Ваши замечания?_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ребенок относится к своим удачам и неудачам? ________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Как он ведет себя в незнакомой обстановке? _______________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Легко ли ребенок вступает в контакт с незнакомыми взрослыми? Детьми?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие затруднения Вы испытываете при общении с ребенком? __________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в анкетировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-253212-1378726496.jpg)
Особенности развития нервной системы у детей
Нервная система регулирует физиологические функции организма в соответствии с меняющимися внешними условиями и поддерживает определенное постоянство его внутренней среды на уровне, обеспечивающем жизн...
Консультация для родителей «Топологические особенности нервной системы ребенка»
Консультация для родителей«Топологические особенности нервной системы ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-692236-1505475710.jpg)
1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.
1. Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/13/picture-1030746-1523586261.jpg)
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка по типу нервной системы
Знание родителей тип нервной деятельности, возрастные особенностные протекания у ребенка и учет его индивидуальных качеств, поможет воспитаниию гармонично развитой личности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-484835-1411323347.jpg)
Особенности воспитания характера в детях с любыми типами нервной системы
Тип высшей нервной деятельности чрезвычайно устойчив. Невозможно «переделать» от природы живого и очень подвижного ребенка в медлительного, или наоборот. Однако в процессе направленного во...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/07/picture-1148322-1559903607.jpg)
Особенности нервной системы детей дошкольного возраста.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения - это проблема сохранения здоровья будущего населения нашей страны. Перинатальные поражения центральной нервной системы обусловливают в будущ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-1158559-1675691566.jpg)
Особенности психомоторного развитие детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
доклад на медико-педагогической конференции...