Проблема педагогической грамотности родителей в вопросах использования художественной литературы в воспитании детей
консультация (младшая группа) на тему

Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

   Николай Морозов, русский революционер,

народоволец, ученый (1854-1946).

 

Важнейшим средством в воспитании является художественная литература. Однако, в последнее время значение художественной литературы в практике воспитания недооценено. Особенно наглядно эта тенденция прослеживается в семейном воспитании. Очень часто современные родители недооценивают воспитание посредством художественной литературы.

 

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др. [2, с.45]

 

В связи со сказанным. Мы поставили перед собой цель – изучение педагогической грамотности родителей в вопросах приобщения детей к чтению художественной литературы. Нами было проведено анкетирование родителей, воспитанников ДОО, было задействовано 50 родителей.

Посредством анкетирования были получены следующие результаты:

1.     Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:

·        ежедневно

·        несколько раз в неделю

·        редко

·        когда есть время

(большинство родителей ответили, что ежедневно)

 

2.     Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе

(большинство родителей ответили, что по просьбе ребенка)

3.     Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

(большинство ответили, что да. И были варианты ответов, что дети сами проводили анализ о прочитанном)

4.     Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

(большинство ответило родителей, что имеется)

5.     Сколько книг (приблизительно) она включает?

(в диапазоне от 10 до 20 книг, в остальном случае материал преподносится в электронном материале)

6.     Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)

(сказки, рассказы)

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

·        сказки

·        стихи

·        литературу о природе

·        энциклопедии

·        книги познавательного содержания

·        нет определённых предпочтений

(большинство детей предпочитают сказки и энциклопедии)

7.     Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

(да, с большим интересом)

8.     Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

(большинство ответили, что очень редко)

9.     Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?

(большинство ответили, что да. Если конкретизировать, то глава из книги перед сном каждый день)

10.                       Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

(«Приключения Буратино», «Конек-Горбунок», сказки А.С. Пушкина)

11.                       Читаете ли вы сами литературу?

(большинство ответили, что да)

13. Если да, то что предпочитаете:

·        периодическую литературу (журналы, газеты)

·        познавательную литературу

·        художественную литературу

 (большинство ответили – периодическую литературу)

 

С этой целью была проведена большая работа: родительские собрания - «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг, без нее как без рук», «О воспитании у детей интереса к чтению»; консультации - «Положи твоё сердце у чтения», «Ребёнок и книга»; мастер-класс «Изготовим книжку малышку своими руками»; анкетирование – «Традиции семейного чтения», В Таким образом, привлекая родителей к семейному чтению с детьми, было предложено создать семейный клуб «Читай-ка» это стало новой эффективной формой работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие родителей. Основными направлениями деятельности клуба являются оказание психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного чтения, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

 

1.                Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. – 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

2.                Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.

3.                Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.

4.                Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.

5.                Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.

6.                Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000.

7.                Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.

8.                Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ – инфо". 2000.

9.                Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема педагогической грамотности родителей в вопросах использования художественной литературы в воспитании детей

Куликова В.П. студентка ГАОУ ВО МГПУ ИППО

Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

   Николай Морозов, русский революционер,

народоволец, ученый (1854-1946).

Важнейшим средством в воспитании является художественная литература. Однако, в последнее время значение художественной литературы в практике воспитания недооценено. Особенно наглядно эта тенденция прослеживается в семейном воспитании. Очень часто современные родители недооценивают воспитание посредством художественной литературы.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др. [2, с.45]

В связи со сказанным. Мы поставили перед собой цель – изучение педагогической грамотности родителей в вопросах приобщения детей к чтению художественной литературы. Нами было проведено анкетирование родителей, воспитанников ДОО, было задействовано 50 родителей.

Посредством анкетирования были получены следующие результаты:

  1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто:
  • ежедневно
  • несколько раз в неделю
  • редко
  • когда есть время

(большинство родителей ответили, что ежедневно)

  1. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе

(большинство родителей ответили, что по просьбе ребенка)

  1. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

(большинство ответили, что да. И были варианты ответов, что дети сами проводили анализ о прочитанном)

  1. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

(большинство ответило родителей, что имеется)

  1. Сколько книг (приблизительно) она включает?

(в диапазоне от 10 до 20 книг, в остальном случае материал преподносится в электронном материале)

  1. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) 

(сказки, рассказы)

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

  • сказки
  • стихи
  • литературу о природе
  • энциклопедии
  • книги познавательного содержания
  • нет определённых предпочтений

(большинство детей предпочитают сказки и энциклопедии)

  1. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

(да, с большим интересом)

  1. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

(большинство ответили, что очень редко)

  1. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения?

(большинство ответили, что да. Если конкретизировать, то глава из книги перед сном каждый день)

  1. Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

(«Приключения Буратино», «Конек-Горбунок», сказки А.С. Пушкина)

  1. Читаете ли вы сами литературу?

(большинство ответили, что да)

13. Если да, то что предпочитаете:

  • периодическую литературу (журналы, газеты)
  • познавательную литературу
  • художественную литературу

 (большинство ответили – периодическую литературу)

 

С этой целью была проведена большая работа: родительские собрания - «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг, без нее как без рук», «О воспитании у детей интереса к чтению»; консультации - «Положи твоё сердце у чтения», «Ребёнок и книга»; мастер-класс «Изготовим книжку малышку своими руками»; анкетирование – «Традиции семейного чтения», В Таким образом, привлекая родителей к семейному чтению с детьми, было предложено создать семейный клуб «Читай-ка» это стало новой эффективной формой работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие родителей. Основными направлениями деятельности клуба являются оказание психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного чтения, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. – 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
  2. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.
  3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
  4. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.
  5. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.
  6. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2000.
  7. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.
  8. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ – инфо". 2000.
  9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы в воспитании детей

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа....

Значение детской художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

Значение и влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста...

Значение художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

     Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Проце...

«Использование художественной литературы в воспитании дошкольников в семье»

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, н...

Консультация: "Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе"

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учим детей слушать стихи, сказки, рассказы...