Дидактические игры по знакомству с окружающим и развитию речи.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Дудникова Лидия Георгиевна

Дидактические игры по знакомству с окружающим и развитию речи.

В развитии психических и речевых процессов большое значение оказывает игра. Игру не зря называют «ведущей» деятельностью дошкольников. Она действительно ведет за собой все психическое развитие и, пожалуй, нет такого психического качества, для формирования которого игра бы не была полезной.

«Поиграй со мной!» - как часто мы слышим от детей эту просьбу. И сколько радости они получают, когда мы, преодолев усталость и отодвигая все домашние дела, соглашаемся хоть несколько минут побыть больными или пассажирами, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем его желаниям: он сам рассказывает нам, что нам надо делать, а мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, подчас даже не догадываясь об этом.

«Оденем куклу по сезонам».

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Цель: развивать память, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе, развивать

речь; воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья.

Детей разделить на четыре группы и предложить каждой группе одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенной на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда нужна кукле, чтобы не заболеть и чувствовать себя комфортно. Можно использовать плоскостные и объемные варианты наглядных пособий.  Побеждает та группа, которая сделала правильный выбор и смогла его объяснить. Дети, которые выполнили задание неправильно, должны объяснить негативные последствия неправильно выбранной одежды.

«Назови три предмета»

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Цель. Развивать умение классифицировать, расширять активный словарь, развивать меткость и ловкость; воспитывать терпеливость и выдержку.

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем воспитатель называет три предмета, а ребенок называет родовое, к которому они относятся. Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь. Кто ошибается, платит фант, который потом отыгрывает.

«В продуктовом магазине».

Лексическая тема «Продукты питания»

Цель: развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, формировать интерес и уважение к профессии продавца продуктового магазина.

Педагог, в роли директора магазина, дает детям-«продавцам» задание свой отдел к открытию магазина: выбрать необходимые продукты( картинки, муляжи, коробочки, баночки из под продуктов) для молочного, рыбного, овощного, Мясного, хлебного, кондитерского, бакалейного отделов, рассказать о продаваемых продуктах, их пользе. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее оформит свой отдел, правильно назовет продукты, подобрав обобщающие слова, расскажет о продуктах.

«Кто смешнее придумает название».

Цель: развивать творческое воображение, речь.

Педагог говорит, что знает интересную игру, в которой можно не только смеяться, но и сочинять. Показывает прием образования слова из двух существительных, одно из которых становится прилагательным. Например, солнышко, дождик – солнечный дождик, дождливое солнышко. В конце дня – вручение призов самым смешливым.

«Узнай сказку по предмету».

Цель: закрепить знание содержания знакомой сказки, развивать внимание, память, воображение, мышление, речь.

Педагог достает из шкатулки или мешочка предметы, которые встречались в сказке (кранная шапочка, колосок, горшочек, рукавичка, золотая рыбка и др.) и спрашивает, из какой они сказки.

«Найди свою маму».

Лексическая тема «Домашние животные».

Цель: закрепить название домашних животных; соотносить детенышей животных с их мамами, изображать детенышей и взрослых животных; развивать внимание, память, звукоподражание, артистизм.

Детей делят на 2 группы. Дети первой группы получают карточки с изображением взрослых животных - мам, а дети второй группы – изображение их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают, как они обрадовались, что нашли маму. Мамы называют своих детенышей, показывая, как они огорчились, когда их «ребенок» пропал, и как обрадовались, когда он нашелся.

«Охотник и пастух»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, закрепить умение группировать диких и домашних животных.

С помощью считалки выбирается охотник и пастух. На фланелеграфе обозначаются места луга, где пасутся домашние животные, и место леса, где живут дикие звери. По сигналу «Ищите!» пастух отбирает домашних животных и размещает их рядом с лугом, а охотник выбирает диких зверей и размещает их рядом с лесом. По окончании отведенного времени подсчитывается количество животных и правильность выбора.

«Семья животных»

Цель: закрепить умение группировать «семью» животных, правильно называть всех ее членов, обозначая их соответствующей картинкой; упражнять в звукоподражании голосам животных; развивать внимание, память, артистизм.

Каждый ребенок получает карточку, на которой изображен кто-то из членов «семьи» домашнего животного: корова - бык - теленок;

Лошадь – конь – жеребенок и т.д.  Дети должна сначала сгруппироваться по карточкам, затем назвать себя, изобразить звукоподражанием разных членов «семьи», устроить хор из звукоподражания сразу всех членов «семьи», тот, кто ошибается – изгоняется из  чужой «семьи». Его принимают в собственную, когда члены других «семей» отгадают, где он должен быть и назовут всех членов его «семьи».

«Волшебные окна».

Лексическая тема «Человек. Части тела».

Цель: закрепить знания об органах чувств человека через практические действия по обследованию предметов; развивать восприятие, внимание; закрепить знания о свойствах и качествах предметов, знакомых детям; расширять словарный запас детей, речь.

Педагог обращает внимание детей на планшеты, на которых отдельно в квадратиках нарисованы глаза, нос, рука, ухо, язык. Говорит, что это волшебные окна. Через первое мы можем посмотреть мир, через второе – послушать, через третье – понюхать, через четвертое – пощупать, через пятое – попробовать на вкус. Проводятся игры: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Угадай инструмент по звуку», «Узнай по вкусу», Сравни предметы по величине, цвету, форме»

«Въезжаем в квартиру».

Лексическая тема «Мебель»

Цель: развивать ориентировку на плоскости, внимание, память, монологическую речь; формировать интерес к проективным играм.

Педагог, используя мотив получения квартиры и заезда в нее, предлагает детям обозначить на макете или плане помещения квартиры, отобрать из предметных картинок те, которые нужны для оборудования конкретного помещения, удобно разместить предметы мебели, рассказать, почему выбрали именно эти предметы и так расставили. Дети должны проиграть несколько вариантов планировки и интерьера и выбрать наиболее удобный.

«Путешествие по комнате».

Лексическая тема «Мебель».

Цель: развивать осязание, пространственную ориентировку; формировать доверие к товарищам по игре.

Дети встают «паровозиком». Глаза первого ребенка закрыты повязкой. «Паровозик» движется медленно, ведущий ощупывает предметы, которые ему попадаются и старается угадать, что это за предмет. Дети помогают ему подсказкой или наводящими вопросами. По ходу игры ведущий меняется несколько раз. Педагог следит за безопасностью, направляет ощупывающие движения, задает вопросы по качеству и отличительным признакам мебели и интерьера, которые узнает ведущий. Поощряется угадывание предметов по признакам.

«Найди различия и сходства»

Лексическая тема «Насекомые»

Цель: уточнить главные отличительные признаки всех насекомых; развивать речь, умение сравнивать, общаться.

Картинки с изображением муравья, бабочки, комара, пчелы.

Кузнечик Кузя с обидой обращается к детям помочь ему. Бабочка Лили не хочет признавать его насекомым, потому что у него нет таких прекрасных крыльев, как у нее.

«Новоселье куклы»

Цель: упражнять детей в понимании и употреблении обобщающих слов: мебель, одежда, посуда, обувь, игрушки.

Устройство комнаты для куклы, поиск нужных предметов. В комнату, где будет жить кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем, и складывать их в определенное место.

«Первоклассник».

Лексическая тема «Школа».

Цель: развивать собранность, аккуратность. Закрепить знание о необходимых для школьника предметах.

Соревнуются 2 человека. Их цель – собрать нужные в школе принадлежности и аккуратно их сложить.

                                                      «Кто скорее соберет»

     Лексическая тема «Сад – огород»

Цель: закрепить умение группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.

Дети делятся на 2 команды «Овощеводы и «Садоводы». У каждой команды корзинка со значком: овощ или фрукт. По команде каждая бригада собирает в свои корзинки овощи и фрукты, лежащие на полу, в соответствии со значком. Побеждает та команда, которая собрала правильно и больше. Можно увеличить количество групп предметом и команд.

«Кто чем питается?»

Цель; закрепить в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже, тренировать в составлении простых предложений с однородными членами.

Детям раздаются карточки с изображением животного, а карточки с изображением продуктов питания выставляются на наборном полотне. Детям предлагается накормить животное и объяснить, почему накормил именно этим продуктом: я накормлю белочку грибами и орехами, потому что она их любит.

«Стук да стук, найди слова, милый друг».

Цель. Развивать слуховое внимание, закрепить умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове.

У каждого ребенка карточки с изображение цветов. Задание: «Если я стукну по столу молоточком 2 раза, то те, у кого на карточке нарисован цветок, название которого состоит из 2 частей, должен громко назвать свой цветок и поставить его в верху наборного полотна, а если стукну 3 раза, то дети, у которых цветок, название которого состоит из 3 частей, называют цветок и ставят его внизу .

«Что не так?»

Цель: развивать внимательность, логическое мышление, умение анализировать, упражнять в употреблении притяжательных прилагательных

Оборудование: на доске картинки: еж с ушами зайца, волк с лапами лягушки, лиса с хвостом зайца, лось с рогами коровы, кабан с лисьим хвостом и т.д.

Посмотрите внимательно на картинки и ответьте, что неправильно изображено? По мере рассматривания уточнить: «Чьи лапы у волка? Чьи уши у ежа? Чей хвост у кабана?»

«Созрело – не созрело»

Цель: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам. Развивать мыслительные процессы, внимание.

Дети делятся на 2 группы. Оной группе раздаются зрелые фрукты и овощи, другой – не зрелые. Задача детей найти пару своим фруктам, овощам. Спелый – не спелый. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки зрелых и не зрелых плодов.

«Для чего нужен предмет?»

Цель: развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закрепить знания о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда.

Игра проводится, как соревнование в поиске предметов и рассказе о том, для чего этот предмет нужен, как его можно использовать в разных обстоятельствах. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

«Путешествие во времени».

Цель: развивать внимание, память, мыслительные процессы.

Каждой команде предлагаются набор картинок с изображением предметов. Эти картинки следует расставить на мольберте в порядке возникновения нарисованных вещей в жизни человека.

Пещера, избушка, особняк, многоэтажный дом.

Костер, лучина, керосиновая лампа, люстра.

Телега, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль.

 Набедренная повязка, платье 18-19 веков, современная одежда.

 Бревно, лавка, старинное кресло, современное кресло.

 Плот. Лодка, парусник, пароход, лайнер.

«Кто спрятался?»

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.

Выставляются карточки (от 3 до 10) с изображением животных, птиц, насекомых. Ребенок внимательно их рассматривает в течении 1 минуты, запоминает и отворачивается. Ведущий переворачивает 1 или несколько картинок, ребенок называет, какие животные спрятались. К концу игры можно перевернуть все картинки. Дети по памяти называют животных по порядку. Правильность ответов проверяется.

«Что изменилось?»

 Цель: развивать наблюдательность. Умение замечать незначительные, малозаметные изменения, связно объяснять, что изменилось.

На наборном полотне от 5 до 8 карточек с предметами. Ребенок внимательно рассматривает их, запоминает, затем закрывает глаза. Ведущий меняет картинки местами. Ребенок отгадывает, что изменилось и возвращает все в первоначальное положение.   Для закрепления умений ориентироваться на плоскости картинки можно располагать по углам и в центре.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: развивать память, мышление, речь; закрепить представления об инструментах.

На столе лежат предметы или их изображения, необходимые для людей определенных профессий: молоток, половник, шприц, фотоаппарат, фен и другие. Дети по очереди берут любой предмет по их выбору и рассказывают, кому он необходим и что им делают.

«Кто в домике живет?»

Цель: развивать внимание, память, смекалку.

Оборудование: на большой карточке животные, рядом с которыми различные геометрические фигуры – у каждого своя: животные зашифрованы. Карточка-домик, на одной стороне карточки окошко определенной формы (в соответствии с шифром), на другой – животное, которое живет в домике. 

Дети, глядя на шифр, должны отгадать, какое животное живет в том или ином домике.

«Закончи предложение»

Цель: Употребление сложноподчиненных предложений.

Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу).

Брат насыпал сахар…куда? (в сахарницу).

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (в салатницу).

Папа принес конфет и положил их…куда? (в конфетницу).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что…(заболела).

Мы включили обогреватель, потому что… (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что… (еще рано).

Мы поедем завра в лес, если… (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы (купить продукты).

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки).

                «Кто кем хочет стать?»

Цель: упражнять в употреблении трудных форм глагола.

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

- Чем заняты мальчики? (Хотят сделать макет самолета).

- Кем они хотят стать? (Они хотят стать летчиками).

Детям предлагается придумать предложение со словами «хотят», «хочу».

             «Зоопарк».

Цель: развитие связной речи.

Дети садятся в круг, получают картинку с изображением животного. Картинки не показывают друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по плану:

Внешний вид.

Чем питается?

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она показала, тот начинает рассказ. Затем снова вращают стрелку и, на кого она указала, тот отгадывает описываемое животное.

«Кто кем был и что чем было»

Цель. Расширять знания об окружающем, активизировать словарь.

Кем или чем раньше был цыпленок? (яйцом).

Лошадь – жеребенком.                                 Шкаф – доской.

Лягушка – головастиком.                        Хлеб - мукой

Бабочка – гусеницей.                                Велосипед – железом.               

Ботинки – кожей.                                        Свитер – шерстью.       

Рубашка – тканью.                                Рыба – икринкой.

Шкаф – доской.                                        шкаф – доской.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: развивать память, активизировать словарь.

Дети становятся в ряд. Им предлагается по очереди назвать предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал больше предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди.

«Подбери рифму»

Цель: развивать фонематический слух.

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает подобрать слово.

- По дороге шел жучок

 Песню пел в траве (сверчок)

Можно использовать отдельные стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

Цель: развивать умение соотносить предмет и его части. Обогащать словарь детей.

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и др. Игру можно проводить в 2 вариантах:

Дети по очереди называют части предметов.

Каждый ребенок получает рисунок и сам называет все его части.

«Назови три слова».

Цель: активизировать словарь детей.

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

- Что можно купить? (платье, костюм, брюки).

- Что можно варить?

- Что можно читать?

- Чем можно рисовать?

- Что может летать?

- Что (кто) может скакать?  И т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument13.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по знакомству с окружающим и развитию речи.

Дидактические  игры по знакомству с окружающим и развитию речи.

В развитии психических и речевых процессов большое значение оказывает игра. Игру не зря называют «ведущей» деятельностью дошкольников. Она действительно ведет за собой все психическое развитие и, пожалуй, нет такого психического качества, для формирования которого игра бы не была полезной.

«Поиграй со мной!» - как часто мы слышим от детей эту просьбу. И сколько радости они получают, когда мы, преодолев усталость и отодвигая все домашние дела, соглашаемся хоть несколько минут побыть больными или пассажирами, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем его желаниям: он сам рассказывает нам, что нам надо делать, а мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, подчас даже не догадываясь об этом.

«Оденем куклу по сезонам».

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Цель: развивать память, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе, развивать

речь; воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья.

Детей разделить на четыре группы и предложить каждой группе одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенной на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда нужна кукле, чтобы не заболеть и чувствовать себя комфортно. Можно использовать плоскостные и объемные варианты наглядных пособий.  Побеждает та группа, которая сделала правильный выбор и смогла его объяснить. Дети, которые выполнили задание неправильно, должны объяснить негативные последствия неправильно выбранной одежды.

«Назови три предмета»

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Цель. Развивать умение классифицировать, расширять активный словарь, развивать меткость и ловкость; воспитывать терпеливость и выдержку.

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем воспитатель называет три предмета, а ребенок называет родовое, к которому они относятся. Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь. Кто ошибается, платит фант, который потом отыгрывает.

«В продуктовом магазине».

Лексическая тема «Продукты питания»

Цель: развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать, формировать интерес и уважение к профессии продавца продуктового магазина.

Педагог, в роли директора магазина, дает детям-«продавцам» задание свой отдел к открытию магазина: выбрать необходимые продукты( картинки, муляжи, коробочки, баночки из под продуктов) для молочного, рыбного, овощного, Мясного, хлебного, кондитерского, бакалейного отделов, рассказать о продаваемых продуктах, их пользе. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее оформит свой отдел, правильно назовет продукты, подобрав обобщающие слова, расскажет о продуктах.

«Кто смешнее придумает название».

Цель: развивать творческое воображение, речь.

Педагог говорит, что знает интересную игру, в которой можно не только смеяться, но и сочинять. Показывает прием образования слова из двух существительных, одно из которых становится прилагательным. Например, солнышко, дождик – солнечный дождик, дождливое солнышко. В конце дня – вручение призов самым смешливым.

«Узнай сказку по предмету».

Цель: закрепить знание содержания знакомой сказки, развивать внимание, память, воображение, мышление, речь.

Педагог достает из шкатулки или мешочка предметы, которые встречались в сказке (кранная шапочка, колосок, горшочек, рукавичка, золотая рыбка и др.) и спрашивает, из какой они сказки.

«Найди свою маму».

Лексическая тема «Домашние животные».

Цель: закрепить название домашних животных; соотносить детенышей животных с их мамами, изображать детенышей и взрослых животных; развивать внимание, память, звукоподражание, артистизм.

Детей делят на 2 группы. Дети первой группы получают карточки с изображением взрослых животных - мам, а дети второй группы – изображение их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают, как они обрадовались, что нашли маму. Мамы называют своих детенышей, показывая, как они огорчились, когда их «ребенок» пропал, и как обрадовались, когда он нашелся.

«Охотник и пастух»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, закрепить умение группировать диких и домашних животных.

С помощью считалки выбирается охотник и пастух. На фланелеграфе обозначаются места луга, где пасутся домашние животные, и место леса, где живут дикие звери. По сигналу «Ищите!» пастух отбирает домашних животных и размещает их рядом с лугом, а охотник выбирает диких зверей и размещает их рядом с лесом. По окончании отведенного времени подсчитывается количество животных и правильность выбора.

«Семья животных»

Цель: закрепить умение группировать «семью» животных, правильно называть всех ее членов, обозначая их соответствующей картинкой; упражнять в звукоподражании голосам животных; развивать внимание, память, артистизм.

Каждый ребенок получает карточку, на которой изображен кто-то из членов «семьи» домашнего животного: корова - бык - теленок;

Лошадь – конь – жеребенок и т.д.  Дети должна сначала сгруппироваться по карточкам, затем назвать себя, изобразить звукоподражанием разных членов «семьи», устроить хор из звукоподражания сразу всех членов «семьи», тот, кто ошибается – изгоняется из  чужой «семьи». Его принимают в собственную, когда члены других «семей» отгадают, где он должен быть и назовут всех членов его «семьи».

«Волшебные окна».

Лексическая тема «Человек. Части тела».

Цель: закрепить знания об органах чувств человека через практические действия по обследованию предметов; развивать восприятие, внимание; закрепить знания о свойствах и качествах предметов, знакомых детям; расширять словарный запас детей, речь.

Педагог обращает внимание детей на планшеты, на которых отдельно в квадратиках нарисованы глаза, нос, рука, ухо, язык. Говорит, что это волшебные окна. Через первое мы можем посмотреть мир, через второе – послушать, через третье – понюхать, через четвертое – пощупать, через пятое – попробовать на вкус. Проводятся игры: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Угадай инструмент по звуку», «Узнай по вкусу», Сравни предметы по величине, цвету, форме»

«Въезжаем в квартиру».

Лексическая тема «Мебель»

Цель: развивать ориентировку на плоскости, внимание, память, монологическую речь; формировать интерес к проективным играм.

Педагог, используя мотив получения квартиры и заезда в нее, предлагает детям обозначить на макете или плане помещения квартиры, отобрать из предметных картинок те, которые нужны для оборудования конкретного помещения, удобно разместить предметы мебели, рассказать, почему выбрали именно эти предметы и так расставили. Дети должны проиграть несколько вариантов планировки и интерьера и выбрать наиболее удобный.

«Путешествие по комнате».

Лексическая тема «Мебель».

Цель: развивать осязание, пространственную ориентировку; формировать доверие к товарищам по игре.

Дети встают «паровозиком». Глаза первого ребенка закрыты повязкой. «Паровозик» движется медленно, ведущий ощупывает предметы, которые ему попадаются и старается угадать, что это за предмет. Дети помогают ему подсказкой или наводящими вопросами. По ходу игры ведущий меняется несколько раз. Педагог следит за безопасностью, направляет ощупывающие движения, задает вопросы по качеству и отличительным признакам мебели и интерьера, которые узнает ведущий. Поощряется угадывание предметов по признакам.

«Найди различия и сходства»

Лексическая тема «Насекомые»

Цель: уточнить главные отличительные признаки всех насекомых; развивать речь, умение сравнивать, общаться.

Картинки с изображением муравья, бабочки, комара, пчелы.

Кузнечик Кузя с обидой обращается к детям помочь ему. Бабочка Лили не хочет признавать его насекомым, потому что у него нет таких прекрасных крыльев, как у нее.

«Новоселье куклы»

Цель: упражнять детей в понимании и употреблении обобщающих слов: мебель, одежда, посуда, обувь, игрушки.

Устройство комнаты для куклы, поиск нужных предметов. В комнату, где будет жить кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем, и складывать их в определенное место.

«Первоклассник».

Лексическая тема «Школа».

Цель: развивать собранность, аккуратность. Закрепить знание о необходимых для школьника предметах.

Соревнуются 2 человека. Их цель – собрать нужные в школе принадлежности и аккуратно их сложить.

                                                      «Кто скорее соберет»

     Лексическая тема «Сад – огород»

Цель: закрепить умение группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.

Дети делятся на 2 команды «Овощеводы и «Садоводы». У каждой команды корзинка со значком: овощ или фрукт. По команде каждая бригада собирает в свои корзинки овощи и фрукты, лежащие на полу, в соответствии со значком. Побеждает та команда, которая собрала правильно и больше. Можно увеличить количество групп предметом и команд.

«Кто чем питается?»

Цель; закрепить в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже, тренировать в составлении простых предложений с однородными членами.

Детям раздаются карточки с изображением животного, а карточки с изображением продуктов питания выставляются на наборном полотне. Детям предлагается накормить животное и объяснить, почему накормил именно этим продуктом: я накормлю белочку грибами и орехами, потому что она их любит.

«Стук да стук, найди слова, милый друг».

Цель. Развивать слуховое внимание, закрепить умение делить слова на слоги и определять количество слогов в слове.

У каждого ребенка карточки с изображение цветов. Задание: «Если я стукну по столу молоточком 2 раза, то те, у кого на карточке нарисован цветок, название которого состоит из 2 частей, должен громко назвать свой цветок и поставить его в верху наборного полотна, а если стукну 3 раза, то дети, у которых цветок, название которого состоит из 3 частей, называют цветок и ставят его внизу .

«Что не так?»

Цель: развивать внимательность, логическое мышление, умение анализировать, упражнять в употреблении притяжательных прилагательных

Оборудование: на доске картинки: еж с ушами зайца, волк с лапами лягушки, лиса с хвостом зайца, лось с рогами коровы, кабан с лисьим хвостом и т.д.

Посмотрите внимательно на картинки и ответьте, что неправильно изображено? По мере рассматривания уточнить: «Чьи лапы у волка? Чьи уши у ежа? Чей хвост у кабана?»

«Созрело – не созрело»

Цель: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам. Развивать мыслительные процессы, внимание.

Дети делятся на 2 группы. Оной группе раздаются зрелые фрукты и овощи, другой – не зрелые. Задача детей найти пару своим фруктам, овощам. Спелый – не спелый. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки зрелых и не зрелых плодов.

«Для чего нужен предмет?»

Цель: развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления; закрепить знания о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда.

Игра проводится, как соревнование в поиске предметов и рассказе о том, для чего этот предмет нужен, как его можно использовать в разных обстоятельствах. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

«Путешествие во времени».

Цель: развивать внимание, память, мыслительные процессы.

Каждой команде предлагаются набор картинок с изображением предметов. Эти картинки следует расставить на мольберте в порядке возникновения нарисованных вещей в жизни человека.

Пещера, избушка, особняк, многоэтажный дом.

Костер, лучина, керосиновая лампа, люстра.

Телега, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль.

 Набедренная повязка, платье 18-19 веков, современная одежда.

 Бревно, лавка, старинное кресло, современное кресло.

 Плот. Лодка, парусник, пароход, лайнер.

«Кто спрятался?»

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.

Выставляются карточки (от 3 до 10) с изображением животных, птиц, насекомых. Ребенок внимательно их рассматривает в течении 1 минуты, запоминает и отворачивается. Ведущий переворачивает 1 или несколько картинок, ребенок называет, какие животные спрятались. К концу игры можно перевернуть все картинки. Дети по памяти называют животных по порядку. Правильность ответов проверяется.

«Что изменилось?»

 Цель: развивать наблюдательность. Умение замечать незначительные, малозаметные изменения, связно объяснять, что изменилось.

На наборном полотне от 5 до 8 карточек с предметами. Ребенок внимательно рассматривает их, запоминает, затем закрывает глаза. Ведущий меняет картинки местами. Ребенок отгадывает, что изменилось и возвращает все в первоначальное положение.   Для закрепления умений ориентироваться на плоскости картинки можно располагать по углам и в центре.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: развивать память, мышление, речь; закрепить представления об инструментах.

На столе лежат предметы или их изображения, необходимые для людей определенных профессий: молоток, половник, шприц, фотоаппарат, фен и другие. Дети по очереди берут любой предмет по их выбору и рассказывают, кому он необходим и что им делают.

«Кто в домике живет?»

Цель: развивать внимание, память, смекалку.

Оборудование: на большой карточке животные, рядом с которыми различные геометрические фигуры – у каждого своя: животные зашифрованы. Карточка-домик, на одной стороне карточки окошко определенной формы (в соответствии с шифром), на другой – животное, которое живет в домике.  

Дети, глядя на шифр, должны отгадать, какое животное живет в том или ином домике.

«Закончи предложение»

Цель: Употребление сложноподчиненных предложений.

Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу).

Брат насыпал сахар…куда? (в сахарницу).

Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (в салатницу).

Папа принес конфет и положил их…куда? (в конфетницу).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что…(заболела).

Мы включили обогреватель, потому что… (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что… (еще рано).

Мы поедем завра в лес, если… (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы (купить продукты).

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки).

                «Кто кем хочет стать?»

Цель: упражнять в употреблении трудных форм глагола.

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

- Чем заняты мальчики? (Хотят сделать макет самолета).

- Кем они хотят стать? (Они хотят стать летчиками).

Детям предлагается придумать предложение со словами «хотят», «хочу».

             «Зоопарк».

Цель: развитие связной речи.

Дети садятся в круг, получают картинку с изображением животного. Картинки не показывают друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по плану:

Внешний вид.

Чем питается?

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она показала, тот начинает рассказ. Затем снова вращают стрелку и, на кого она указала, тот отгадывает описываемое животное.

«Кто кем был и что чем было»

Цель. Расширять знания об окружающем, активизировать словарь.

Кем или чем раньше был цыпленок? (яйцом).

Лошадь – жеребенком.                                 Шкаф – доской.

Лягушка – головастиком.                        Хлеб - мукой

Бабочка – гусеницей.                                Велосипед – железом.                

Ботинки – кожей.                                        Свитер – шерстью.        

Рубашка – тканью.                                Рыба – икринкой.

Шкаф – доской.                                        шкаф – доской.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: развивать память, активизировать словарь.

Дети становятся в ряд. Им предлагается по очереди назвать предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал больше предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди.

«Подбери рифму»

Цель: развивать фонематический слух.

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает подобрать слово.

- По дороге шел жучок

 Песню пел в траве (сверчок)

Можно использовать отдельные стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

Цель: развивать умение соотносить предмет и его части. Обогащать словарь детей.

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и др. Игру можно проводить в 2 вариантах:

Дети по очереди называют части предметов.

Каждый ребенок получает рисунок и сам называет все его части.

«Назови три слова».

Цель: активизировать словарь детей.

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

- Что можно купить? (платье, костюм, брюки).

- Что можно варить?

- Что можно читать?

- Чем можно рисовать?

- Что может летать?

- Что (кто) может скакать?  И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по знакомству с окружающим и развитию речи.

В развитии психических и речевых процессов большое значение оказывает игра. Игру не зря называют «ведущей» деятельностью дошкольников. Она действительно ведет за собой все психическое развитие и...

Конспект открытой интегрированной НОД по знакомству с окружающим и развитию речи на тему: «Мой дивный град!»

Занятие -экскурсия по знакомству с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Рассчитано для детей 6-7 лет. Развивет речь, воспитывает любовь к родному городу и его жителям....

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Дидактические игры на ознакомление с окружающим и развитию речи

Занятие  «Мебель и ее назначение» разработано с учетом задач "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. На занятии...

Открытое комплексное игра-занятие (ознакомление с окружающим и развитие речи): "Дали Маше погремушку" с ребенком 1 год 11 мес.

Цель: Приучать слушать короткие, доступные по содержанию авторские произведения (стихи).Задачи: Формировать умение детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровожд...

дидактические игры по знакомству с окружающим миром

В данном материале предоставлена подборка дидактических игр по знакомству с окружающим миром в младшей гуппе. С помощью этих игр дети учатся узнавать и называть животных. у них формируется умение соот...

Дидактические игры по знакомству с окружающим миром

Картотека дидактических игр по знакомству с окружающим миром в подготовительной к школе группеЭта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:1. Игры для ознако...