Главные вкладки

    Игры как средство патриотического воспитания
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Ольга Леонидовна Васильева

    http://nsportal.ru/user/828060/page/publikatsii-v-informatsionnom-prostranstve

     

    Анализ ситуации, в которой происходит развитие личности детей младшего и среднего школьного возраста в Российской Федерации, формирование их патриотического самосознания, показал наличие трёх ключевых проблем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    Автор: Ольга Васильева, Дмитрий Васильев

    Анализ ситуации, в которой происходит развитие личности детей младшего и среднего школьного возраста в Российской Федерации, формирование их патриотического самосознания, показал наличие трёх ключевых проблем.

     Первая – собственно патриотическое воспитание ведётся сегодня не системно, не соблюдается принцип непрерывности и постоянности (как правило, всё ограничивается праздничными мероприятиями к определенным датам).

    Вторая – медиапространство (телевидение, печатные издания, Интернет) чрезмерно искажено, в нём до сих пор преобладает западная продукция и, соответственно, господствует западная (по преимуществу американская) идеология. По сути произошла информационно-психологическая экспансия, сформировавшая проблему информационной идентичности подрастающего поколения, что уже представляет угрозу ментальности нации.

    Третья – игрушки и игры, как детский инструментарий познания окружающего мира, также сегодня представлены в основном западными прототипами, пусть и изготовленными, как правило, в Китае (американские «супергерои», роботы-трансформеры, машинки-«Тачки», конструкторы «Лего», космические мутанты и т.д. и т.п.). Российских же игрушек очень мало. В последнее время наблюдается тенденция появления на рынке игрушек российских производителей, например из дерева, однако этого крайне недостаточно.

    Особое беспокойство вызывает резкий дисбаланс в медиасреде между продукцией российского и западного производства, ориентированной на детей. Так, исследование медиапредпочтений современных детей в возрасте 7-10 лет показало, что из общей массы предлагаемой сегодня этой аудитории анимационной теле-, кино-, видеопродукции и сопутствующих ей товаров (печатных изданий и игрушек) наибольшей популярностью пользуются именно западные (в основном американские) проекты: «Тачки-2», «Бен-10 – инопланетная сверхсила», «Трансформеры», «Супергерои», «Мстители». Российские конкуренты: «Маша и медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины» также востребованы данной аудиторией, но имеют заметно меньшую популярность (хотя и имеющую тенденцию к росту), поскольку, во-первых не создают героического ореола, имиджа всепобеждающей силы, эмоциональное приобщение к которым необходимо современным детям, во-вторых, практически не представлены или очень слабо представлены в виде игрушек, которые необходимы детям для развития.

    В этой ситуации совершенно логичным является насыщение медиапространства, в котором растут и развиваются наши дети, содержанием российского производства в количестве и с качеством, достаточными для того, чтобы нейтрализовать идущий с Запада поток медийного контента, ориентированного на детей.

    Успех данного мероприятия может быть обеспечен только при условии сочетания двух системных факторов:

    1. При разработке содержания нужно учитывать особенности современного поколения российских детей.
    2. Необходим выпуск комплексной продукции по всей продуктовой линейке: мультфильм, периодические и непериодические печатные издания с героями мультфильма (включая раскраски, книжки-загадки, наклейки и т.д.), игрушки с героями мультфильма, компьютерные игры, детские продукты питания и прочие товары для детей.

    При разработке концепции, стиля и персонажей анимационной и сопутствующей продукции целесообразно провести на базе нескольких пилотных образовательных комплексов опрос-задание среди школьников разных возрастов.

    Тема опроса-задания: «Нарисуйте героя (героев) мультфильма, который живет в России, про чьи приключения вам было бы интересно смотреть мультсериалы, читать журналы и комиксы. Как вы себе его представляете? Как его зовут? Расскажите о его характере, свойствах и особенностях. Чем он занимается? Есть ли у него помощники?»

    Опрос предполагается провести с 1-го по 8-й класс включительно с учетом дифференциации предпочтений по возрастным группам.

    Необходимо также осуществить ряд комплексных анимационно-медийно-издательских проектов. В качестве одного из таких «многофункциональных комплексов» можно предложить, например, проект «Самолетики».

    Практика показывает, что наибольшим успехом у современных детей пользуются западные анимационные фильмы, в которых одушевляются различные машины, механизмы и т.д. Тем не менее, родоначальником этой идеи, по всей видимости, был советский мультфильм «Паровозик из Ромашкова». В отличие от западной традиции, предлагается концептуально смешанный вариант сюжета мультсериала «Самолётики», в котором присутствуют и пилоты – герои мультфильма, и одушевленные, наделенные человеческими чертами, самолёты.

    Замысел и краткое описание идеи сценария

    На одном из аэродромов в Центральной России живут «самолётики»: пассажирские, транспортные, малой авиации, спортивные, военные истребители и бомбардировщики и вертолеты. У каждого самолётика есть свой пилот. Самолётики, как и их пилоты, обладают собственными характеристиками, у каждого из них есть имя, своя история жизни и путь на этот аэродром. При этом самолётики общаются только друг с другом, а пилоты – только между собой, прямого общения между человеком и его летающим другом не происходит, хотя они понимают и уважают друг друга.

    Ключевой сюжетной линией являются подвиги и приключения истребителей и их пилотов. Все остальные сюжетные линии являются второстепенно-вспомогательными. Главные герои мультфильма – три пилота и три их крылатые машины. Всего в звене – шесть истребителей. Внешний вид самолетов-истребителей – фантастический, но с чётким обозначением российской принадлежности: изображением флага России на хвостовом оперении и красных звезд на крыльях. Это истребители восьмого поколения, умеющие летать в космосе и под водой, становиться невидимыми, набирать гиперзвуковую скорость, обладающие фантастическим вооружением, включая лазерное, импульсное и т.д. При этом у каждой из машин звена истребителей есть своя характерная особенность, в том числе в предпочтительном использовании того или иного вида оружия.

    Герои-истребители борются со злом , угрожающим России и планете в целом: террористами, природными катаклизмами (смерчами, ураганами), астероидами, метеоритами, агрессивными инопланетными существами и т.д.

    Одновременно с выходом первых пилотных серий мультфильма «Самолётики» запускается в печать детский ежемесячный познавательно-развлекательный журнал «Самолётики», содержащий комиксы, логические игры, загадки, описание летающих машин на доступном для детей уровне, наклейки и пр.; выпускается серия игрушек с персонажами «Самолётиков», DVD с первой частью показанных серий и компьютерные игры.

    Цель комплексного воздействия – создать моду на мультсериал и его героев у детей в возрасте от 5 до 15 лет.

    Реализация комплексного проекта вроде «Самолётиков» и последующих медиапроектов аналогичного типа создаст в нашей стране соответствующую медиасреду, которая позволит успешно формировать и воспитывать патриотическое самосознание у детей младшего и среднего школьного возраста и нейтрализовать воздействие западной идеологии на детские умы.

    «Высший пилотаж» во влиянии на умонастроения общества, и в первую очередь – подрастающего поколения, заключается не в отдаче грозных приказов и распоряжений, а в незаметном воздействии на сознание и мировосприятие человека.

    Ольга Васильева, Дмитрий Васильев

    http://www.dmvv.ru/index.php/newanalitic/society/42-igry-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей.

    игра как способ выражения своих чувств и эмоций. С помощью игры мы воспитываем маленьких граждан своей большой Родины....

    Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

    Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

    Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

    laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ  ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ...

    «Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

    laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

    Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"

    Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....

    Опыт работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

    Любовь докольника к своей Родине начинается  с отношений к своей семье , любви к своему дому, детскому саду, городу, стране. И  эти дидактические  игры решают задачи по патриотическому ...