Главные вкладки

    Дидактические игры и упражнения для старшей группы.
    картотека (старшая группа) на тему

    Ерохина Алла Анатольевна

    Дидактические игры и упражнения для старшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_dlya_starshey_gruppy.docx20.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры и упражнения для старшей группы.

     Дидактическая игра «Магазин»

     Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

     Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

    Дидактическая игра «Звуковое лото»

     Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

     Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой.

    Дидактическая игра «Закончи слово»

     Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

     Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

    Дидактическая игра «Угадай слово»

     Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

     Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

    Дидактическая игра «Путешествие в страну звуков»

    1 вариант

     Цель: Развивать фонематический слух.

     Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять .

    2 вариант

     Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух.

     Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона.

    3 вариант

     Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги.

     Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д.

    4 вариант

     Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах.

     Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего.

    Дидактическая игра «Автобус»

     Цель: Развивать фонематический слух детей.

     Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

    Дидактическая игра «Ворота»

     Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

     Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) .

    Дидактическая игра «Подними нужную карточку»

     Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

     Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук.

    Дидактическая игра «Слова – друзья»

     Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова.

     Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) .

    Дидактическая игра «Звуковые часы»

     Цель: Учить детей измерять длину слов.

     Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

    Дидактическая игра «Найди общий звук»

     Цель: Развивать фонематический слух детей.

     Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах.

    Дидактическая игра «Назови звук»

     Цель: Развивать фонематический слух детей.

     Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

    Дидактическая игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука»

     Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков.

     Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек.

    Дидактическая игра «Цветочки – лепесточки»

     Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

     Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) .

    Дидактическая игра «Третий лишний»

     Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

     Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) .

    Дидактическая игра «Найди ошибку»

     Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.

     Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) .

    Дидактическая игра «Братцы – акробаты»

     Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

     Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.

    Дидактическая игра «Назови слова»

     Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

     Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

    Дидактическая игра «Кто придумает конец, то и будет молодец».

     Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

     Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

     Солнце светит очень ярко,

     Бегемоту стало (жарко) .

     Вдруг небо тучей затянуло,

     Из тучи молния (сверкнула) .

     Я сегодня утром рано

     Умывалась из под (крана) .

     Наша старшая сестра

     Вяжет с самого (утра) .

     Мы с Тамарой ходим парой,

     Санитары мы с (Тамарой) .

     Я не бегаю к врачу,

     Я сама его (лечу) .

     Мы не ели, мы не пили,

     Бабу снежную (лепили) .

     Как у нашей дочки

     Розовые (щечки) .

     Солнце светит очень ярко,

     Бегемоту стало (жарко) .

     А рядом бегемотики

     Схватились за (животики) .

     А слониха вся дрожа,

     Так и села на (ежа) .

    Дидактическая игра «Назови последний звук слова»

     Цель: Развивать фонематический слух детей.

     Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]) .

    Дидактическая игра «Найди пару»

     Цель: Развивать фонематический слух детей.

     Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце)

    Дидактическая игра «Найди домик 1»

     Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

     Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и упражнения в старшей группе

    Игры для развития математических способностей...

    Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения в средней группе для развития слухового внимания и фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи»

    Одним из важных факторов в социализации ребенка является речь. Формирование естественной устной речи важно не только для обеспечения ее благозвучия, но и для того, чтобы ребенок успешнее воспринимал р...

    Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе

    Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОСНОВЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»

    Картотекадидактических игр и упражненийв старшей группе«Основы первоначальной грамоты»...

    Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников по теме «Цветы»

    Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяла на заметку в различных источниках, оформила на карточки. В нужную минуту ...