"Труд хлеборобов Кубани"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Дудникова Лидия Георгиевна

НОД: Тема: Знакомство с трудом хлеборобов на Кубани.

Цель :

Формировать у детей конкретные представления, откуда берётся хлеб, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.

Расширять  и углублять знания детей о труде хлеборобов Кубани.

Расширять знания о сельскохозяйственной технике.

Задачи:

Поддерживать  естественный интерес и любознательность детей, речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный интерес к окружающему миру,

Словарная работа:

Обогащение словаря: хлеборобы, злаки.

Активизация словаря:  зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

 Воспитывать бережное отношение к хлебу, любовь к родной земле, уважение к людям, работающим на земле и выращивающим хлеб. 

ХОД НОД 

 Дети  заходят и встают полукругом.

Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

«Я – колосок. В родном поле наливался. В теплых дождиках купался. Золотистый и душистый получился из меня хлебушек. В нем здоровье ваше, сила. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. И вы, ребята, берегите хлеб. Ведь хлеб – наше богатство. И чтобы он попал на ваш стол, потрудилось много людей»

Кто же прислал нам это письмо?

О чем он рассказал нам в своем письме?

 

– Ребят вы знаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине?

Вы хотите узнать, кат трудятся люди, которые его выращивают.?

   – Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.)

 А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.

– Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)

На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

   – А как выглядят эти растения? (Ответы детей)

 Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

   – Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.

– А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)

   – Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Как вы думаете ,кто этим занимается? (хлеборобы.)

Когда казаки заселили кубанские земли, они начали выращивать на них хлеб. Земли у нас плодородные, просторы широкие.  Урожаи зерновых были богатые. Хватало и для своих нужд и на продажу.

- Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот именно долго и упорно.

Давайте  ребята посмотрим на наш экран.

(Показ презентации труд хлебороба в наши дни)      

дети садятся на стулья В какое время года много дел у хлебороба?

слайд.1 ремонт техники.

 Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой? Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики.

слайд.2 снегозадержание

 Зимой хлеборобы проводят снегозадержание, чтобы в поле в почве сохранялось много влаги.

слайд.3 агроном

 Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.

 слайд.4.  (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.)

– Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.) в наши дни хлеб выращивать помогают десятки умных и сильных машин.

Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

- Всегда ли была такая техника?

 - Как же раньше пахали землю?

Слайд.  5 хлебопашец.

В старину пахарь делал это при помощи лошади и деревянного плуга. Запряжет казак в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

 

 

слайд. 6 сеялки и сеятель.

Зерна пшеницы и ржи в старину сеяли вручную. Очень непросто распределять семена равномерно, разбрасывая их руками.

– В наши дни на распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Они сеют зерна в землю.

Слайд 6  колосящееся поле пшеницы

Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время, и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.

Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.

Ребята , давайте немного отдохнем:

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. ( Дети садятся на корточки)

-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли,  росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

-Колоски тянутся к солнышку.  (Дети напрягают руки)

-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки , плечи, туловище опускается на пол.)

-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки  плавно разводят  в стороны )

Дети садятся.

 

-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

Слайд 7- 8 уборка урожая  в старину и наши дни.

И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит»

Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми  и зерно осыплется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям.

В былые времена на уборку урожая выходили семьями. Мужчины косили зерновые косами, а женщины жали их при помощи вот таких серпов. Собирали сжатый хлеб в снопы, где он просушивался, а затем обмолачивали зерно цепами.

В наши дни хлеборобам помогает вот такая чудо-техника

На поле выходят комбайны. От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы — нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» – есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.)

 Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

 

 слайд 9– работа на току

От комбайнов на грузовых машинах зерно увозят на ток. Там его очищают, сортируют и отвозят в зернохранилище.

 

Слайд 10  зернохранилище. Мельница

Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

 -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – перемалывают.. Получается мука. А работает  на мельницы (Мукомол)

Слайд 11 хлебозавод

 Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь)

слайд 12 –хлебобулочные изделия

 Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

– Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.

В наши дни кубанские хлеборобы трудятся с помощью такой замечательной техники.

Игра с мячом «”Откуда хлеб пришел»

(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

Хлеб пекут из чего? (из муки);

 Из чего получают муку? (из зерна);

Откуда зерно? (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

 Как называется круглый хлеб? (каравай)

НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА  КАРАВАЙ .Мы поздравляем наших ребят в день рождения

Воспитатель:

 Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.

На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба , Воспитатель

предлагает детям съесть по кусочку  хлеба.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_i_boevaya_slava_g.temryuka.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС КВ №3 муниципальное образование Темрюкский район

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим

в подготовительной к школе группе

Трудовая и боевая слава г.Темрюка

Воспитатель Дудникова Лидия Георгиевна

Трудовая и боевая слава г.Темрюка

Цель:

Закреплять знания о родном крае, городе. Вызвать интерес  к истории строительства порта «Темрюк», судьбе города в годы Великой  Отечественной войны.

Обобщить сведения о создании «Военной горки», что она символизирует.

Задачи:

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Прививать любовь к «малой Родине»

Материал к занятию.

Карта Краснодарского края, экспозиции «В порту»  «Военная горка» компьютерная презентация « Темрюк в годы ВОВ» мультимедийное оборудование.

Ход занятия.

-Ребята, хотите посмотреть на карту Краснодарского края?

Вот она перед вами. На ней нанесены все города. Поселки, станицы. И везде живут люди, которых называют кубанцы.

-А кто знает, почему так называют  наших земляков? (ответы детей)

Да. Через всю территорию нашего края протекает река Кубань.

-А  через наш город эта река протекает?

Впадает Кубань в Азовское море, которое раскинулось вблизи нашего города. Азовское море соединяется с другим, более глубоким и широким.

-Как оно называется? (Черное)

Мы с вами живем в удивительном районе. Берега его омывают два моря. Летом вы часто ездите с родителями на море  отдыхать.

По Черному морю проходит водная граница нашей страны. Вдоль  границы курсируют военные пограничные корабли, которые охраняют наши водные просторы.

 - Вы хотели бы отправиться в путешествие на корабле?

Ну тогда занимайте места.

Капитан: (ребенок) Все по машинам! Полный вперед!

Штурман:  Есть полный вперед!

(На мультимедийном экране морской пейзаж)

Капитан: Стоп машина!

Штурман:  Есть стоп машина!

- Дорогие путешественники, мы с вами прибыли в порт «Темрюк»  

Слайд       №1 -портовые сооружения

Легкая зыбь у причала Темрюкского порта. Распластав  длинные крылья, с криком проносятся над прибоем чайки. Где-то гудят пароходы. Они везут хлеб, руду цемент, нефть, рыбу, фрукты. Везут в разные города нашей большой страны и заграницу.

-Всегда ли так было?

Хотели бы вы узнать историю Темрюкского порта?

Не сразу в нашем городе появились корабли.

Хлеб, мясо,  вкуснейшую рыбу, которой было у нас очень много, овощи и фрукты увозили из города на телегах целыми обозами.

Слад №2  -обозы с телегами

По повелению царя русского Александра 2 в Темрюке началось строительство причала, доков. Но местные жители-казаки всячески сопротивлялись началу строительства. Объясняли они это тем, что при погрузке и выгрузке происходит шум, стук и брязгание цепями. И это мешает свободному проходу рыбы из моря в реку Кубань на нерест.

Строительство было приостановлено. Загруженные баржи подходили к месту порта и все грузы выгружали вручную на пароход.

Слайд 3.начало строительства порта

Только через 15 лет порт был достроен. Так с большим трудом,  но в Темрюке открылись морские ворота.

Сейчас Темрюкский порт принимает не только грузовые суда, но и пассажирские и пограничные катера.

К причалам подведена железнодорожная ветка

Слад № 4 Темрюкский порт в наши дни.

Во время Великой Отечественной войны фашисты взрывали портовые сооружения. Они хозяйничали здесь 400 дней. Город находился в оккупации.

В 1943 году советская армия начала наступление и в ожесточенных боях освободила наш город. При отступлении затопили поперек канала 80 метровую баржу, что бы доступ к порту был закрыт. Целый год трудились водолазы, чтобы освободить проход кораблям. По частям распиливали баржу и поднимали на поверхность. В ходе работ были обнаружены еще три баржи. Одна из них была затоплена со снарядами. Все они были подняты. Дно канала очистили.

Слад № 5 Темрюкский порт в годы ВОВ

Сейчас  наш Темрюк – портовый город.

В порту нас ждет автобус, чтобы продолжить наше путешествие по городу.

Вы готовы? Тогда в путь.

Слад №6 Военная горка.

-Куда это мы с вами приехали?

-Почему это место называют « Военная горка»?

-Где расположена «Военная горка»?

 Это самое высокое место. Отсюда виден весь наш город.

Начало войны нарушило мирную жизнь кубанцев. Почти все мужчины ушли на фронт. В городе был сформирован батальон, который нес охрану военных и гражданских объектов. А женщины, старики и дети трудились на полях, выращивали хлеб для нашей армии, шили одежду для солдат, рыли траншеи, окопы, что бы защитить наш город. В глубь страны вывозили заводское оборудование, станки, скот. В августе 1942 года наш Темрюк был оккупирован фашистами. Моряки до последнего сражались с немецкими танками и самолетами. Но силы были не равными и наши войска отступили, взорвав мост.

400 дней - больше года немцы хозяйничали в нашем городе. Угоняли в Германию маленьких детей, забирая их у родителей, жгли посевы, разрушали город. Мирных жителей гнали на принудительную работу, заставляя рыть противотанковые рвы. Темрючане стойко выносили все тяготы оккупации. Создали подпольные отряды, которые всячески вредили фашистам, вели партизанскую войну, приближая нашу победу. Фашисты безжалостно расстреливали мирных жителей за малейшее подозрение в связях с партизанами.

 Слад № 7 город  во время оккупации,

 Жила в нашем городе девушка-разведчица Катя Виноградова.  До войны она окончила учительские  курсы, где изучала немецкий язык. По заданию партизан она устроилась работать в немецкую управу. Там она узнавала ценные сведения и передавала их в штаб фронта. Когда фашисты ее вычислили, то зверски пытали ее и расстреляли. В честь этой самоотверженной девушки в нашем городе названа одна из улиц.

Слад № 8  фото Кати Виноградовой.

В сентябре 1943 года советские войска начали наступление. Немцы не хотели уходить из города. Они заняли эту высоту и отчаянно отстреливались. Много советских солдат погибло у этой горки. Несмотря на отчаянное сопротивление фашистов, советским войскам все же удалось войти в город. Немцы бежали.

В память о подвигах советских солдат на горе Миска был создан музей военной техники. Здесь проходят военные парады. В день Победы  устраиваются концерты, работает полевая кухня, где каждый желающий может отведать солдатской каши. А на площади Труда  запускают салюты в честь дня освобождения, проводятся праздники

Показ слайдов экспонатов музея, мероприятий, проходящих на «Военной горке».

Вот и подошло к концу наше путешествие.

-Где мы сегодня побывали?

-Что вам понравилось больше всего?

-Какой транспорт помогал нам в пути?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважительное отношение к труду хлеборобов

Программное содержание:Цель: Уточнить представления детей о труде хлеборобов, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.Задачи:Упражнять в правильном употреблении наз...

Познание: знакомим детей с трудом хлеборобов

Воспитывать к труду взрослых, бережное отношение к хлебу....

Воспитание уважения к труду хлебороба и любви к хлебу у старших дошкольников

С незапамятных времен - хлеб один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов хлеб олицетворяет собой жизнь. О хлебе слагают гимны, песни, легенды. О нем говорили, ка...

Труд хлебороба

Программное содержание: уточнить представления детей о труде хлеборобов;закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба;упражнять в правильном употреблении названий основных проф...

Познавательное развитие. Конспект образовательной деятельности.Ознакомление с миром природы. Тема: "Знакомство с трудом хлеборобов".

Вид ОД: Ознакомление с миром природы Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.Задачи:Расширить и уточнить...

Конспект занятия по теме: «Слава труду хлеборобов и животноводов родного села Арзгир»

Ø  Воспитывать  патриотические   чувства – любовь  и  гордость  за  Ставропольский  край,  родной  Арзгир.Ø  Воспитывать  положит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"...