Труд хлебороба
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Программное содержание: уточнить представления детей о труде хлеборобов;

закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба;

упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона;

воспитать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны;

отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх;

развивать связную речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_trud_khleborobov.docx63.53 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие "Уважительное отношение к труду хлеборобов"

Программное содержание:

уточнить представления детей о труде хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). Воспитать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб - самое главное богатство страны. Отражать знание о труде хлеборобов в последующих играх. Развивать связную речь детей.

Методические приемы: 
иллюстрации, рассказ-беседа воспитателя, вопросы-ответы, ТСО, художественное слово, продуктивная деятельность, релаксация.

Материалы к занятию: 
хлебные изделия, колоски пшеницы и ржи, иллюстрации о труде хлеборобов, рассказ И. Токмаковой «Кем быть?», цветная бумага для аппликации «Колосок».

Предварительная работа:
чтение: С.Я. Файнштейн «Наш колхоз», С. Шуртаков «Зерно упало в землю», Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», журнал «Веселые картинки» № 7, 1979 г., Т. Иса-Заде «Хлеб»; дидактическая игра «Откуда на стол хлеб пришел», «От зернышка до булочки»; драматизация сказки «Колосок»; целевая прогулка к хлебному полю, наблюдение за пахотой, севом озимых культур; беседа о работе трактористов на тракторах разных видов.

Ход занятия:

На столе у воспитателя в тарелках лежит белый и черный хлеб, мука, хлебные колосья, булочки, пирожки.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на стол, что вы видите?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
- Да, сегодня мы будем говорить о том, кто и как выращивает хлеб!
- Кто расскажет, из чего пекут хлеб?
- Из чего получают муку?
- Посмотрите внимательно на колоски пшеницы и ржи.
- Какой хлеб пекут изо ржи?
- А из пшеницы?
- Что нужно сделать, чтобы выросли колоски? 
Дети:
- Сначала спахать землю.

Игра «Расставь правильно» 
Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности.
Воспитатель:
- Правильно, Саша! Найди и поставь в картинку, где пашут землю.
- Кто пойдет и поставит следующую картинку?
- Что нужно сделать потом? (засеять).
- Вспахали землю, теперь нужно засеять её.
- Почему именно эта картинка должна быть следующей? Почему нельзя после картинки, на которой изображена вспаханное поле, поставить картинку, где колоситься рожь? и т. д.…
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать, как же выращивают хлеб?
(затем воспитатель сам повторяет рассказ).
Воспитатель:
- Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ Ирины Токмаковой «Кем быть?». (Чтение рассказа)
- Почему в рассказе сказано, что «сама машина ничего не сделает, пока не поведет её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутолимая рука комбайнера»? (машиной управляет человек)
- Кто же вспахивает землю и убирает урожай? (люди - хлеборобы - механизаторы)
- У меня в руках 2 картинки на них 2 человека (на фоне вспаханного поля - тракторист, на поле с созревшим хлебом - комбайнер). Как вы думаете кто они по профессии?
Воспитатель:
- Почему в рассказе «Кем быть?» сказано: «Нелегкая работа у хлеборобов - механизаторов. Нелегкая, но радостная». Почему радостная?

Игра «Каравай приехал к детям»

Воспитатель:
- Каравай приехал к детям
Как его, ребята, встретим?
Дети:
- Пышной коркой  похрустим
Всех на свете угостим
В круг вставай, Каравай,
Кого хочешь - выбирай!
Каравай:
- Пекаря!
Он не грел на печке бок-
Каравай ребятам пек
В печь – перепелкой,
Из печи – коростелкой.
Пекарь, с нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
Пекарь:
- Мельника!
Не молол он чепуху,
А молол зерно в муку.
Мельник! С нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
Мельник:
- Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал.

Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашец:
- Рабочего!
Он без дела не скучал
Хлебопашца выручал.
Он сюда пришел с дарами
С тягачами – тракторами
Без машины худо,
А с машиной – чудо!
Рабочий:
- Мы работы не стыдились
Мы работаю гордились
А награда – урожай
Всех на праздник приглашай!
Все вместе:
- Слава урожаю в закромах
Слава караваю на столах
Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава труженикам!
Воспитатель:
- Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, в счастливый час!

Воспитатель:
- Мы знаем много загадок о хлебе. Сейчас я загадаю, а вы попробуйте отгадать:
- Какой конь землю пашет, а сено не ест?
- Вырос в поле дом, полон дом зерном.
- Он идет - волну сечет, Из трубы зерно течет.
- Он и черный, он и белый. 
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошо вы сегодня отвечаете.
- Теперь я задам вам очень трудный вопрос. Постарайтесь ответить и на него. (воспитатель показывает фотографию повара детского сада)
- Кого вы видите на этой фотографии?
- Правильно, это наш повар Зоя Петровна.
- Как вы думаете, можно поставить её фотографию рядом с картинками тракториста и комбайнера? (если дети затрудняются, обратить внимание на стол, где лежат пирожки, испеченные З.П.)
- Кто пирог ребятам пег, ну, конечно, не пилот!!!
- Много людей трудится, чтобы вырастить хлеб и испечь из него кондитерские изделия.
- Кто скажет, как мы должны относиться к хлебу? (не крошить во время еды, нельзя надкусывать и оставлять, бросать на пол....)
Воспитатель:
- Сегодня почтальон принес в детский сад необычное письмо, это письмо звуковое. Послушайте его внимательно.
Звучит запись:

«Я - колосок.
В родном поле наливался,
В теплых дождиках купался.
Золотистый и пушистый получится из меня хлебушек.
В нем здоровье ваша, сила,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
И вы, ребята, берегите хлеб, труд многих людей.
Хлеб - наше богатство».

Воспитатель:
- Кто нам прислал письмо?
- О чем рассказал он в своем письме?
Физминутка «Из зернышка - колосок». 
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). 
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски калышатся. Поспел урожай. Приезжай, убирай!

Воспитатель:
- Дети, а кто из вас знает пословицы и поговорки о хлеб?
Дети:
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Зернышко к зернышку - будет мешок.
- Хлеб - всему голова.
- Нет хлеба, так нет и обеда.
Воспитатель:
- Дети, мы тоже можем отблагодарить всех тех, кто растил для нас хлеб, сделать приятное для поваров, хлеборобов - механизаторов. Предлагаю наклеить колоски из бумаги.

Аппликация «Колосок»

Воспитатель складывает работы детей в конверт.
- Подпишем и отнесем на почту. Молодцы! Вы сегодня потрудились на славу.

Геометрическая аппликация Геометрическая аппликация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважительное отношение к труду хлеборобов

Программное содержание:Цель: Уточнить представления детей о труде хлеборобов, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.Задачи:Упражнять в правильном употреблении наз...

Познание: знакомим детей с трудом хлеборобов

Воспитывать к труду взрослых, бережное отношение к хлебу....

Воспитание уважения к труду хлебороба и любви к хлебу у старших дошкольников

С незапамятных времен - хлеб один из самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Для многих народов хлеб олицетворяет собой жизнь. О хлебе слагают гимны, песни, легенды. О нем говорили, ка...

Познавательное развитие. Конспект образовательной деятельности.Ознакомление с миром природы. Тема: "Знакомство с трудом хлеборобов".

Вид ОД: Ознакомление с миром природы Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.Задачи:Расширить и уточнить...

"Труд хлеборобов Кубани"

НОД: Тема: Знакомство с трудом хлеборобов на Кубани.Цель :Формировать у детей конкретные представления, откуда берётся хлеб, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.Расширять  ...

Конспект занятия по теме: «Слава труду хлеборобов и животноводов родного села Арзгир»

Ø  Воспитывать  патриотические   чувства – любовь  и  гордость  за  Ставропольский  край,  родной  Арзгир.Ø  Воспитывать  положит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"...