Познавательное развитие. Конспект образовательной деятельности.Ознакомление с миром природы. Тема: "Знакомство с трудом хлеборобов".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вид ОД: Ознакомление с миром природы

 Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.

Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.

Задачи:

Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.

Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны.

Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.

Воспитывать уважение к людям труда.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Самарцева С.В.

Вид ОД: Ознакомление с миром природы

 Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.

Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.

Задачи: 

Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.

Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны.

Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.

Воспитывать уважение к людям труда.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: сформированы у детей представления о ценности хлеба;знают о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; знают о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; бережно относятся к хлебу.

Наглядные средства обучения:– Колоски пшеницы и ржи (можно картинки), демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный хлеб; презентации о хлеборобах и хлебе.

Методы и приёмы: наглядные (просмотр презентации о хлебе); словесные (чтение стихотворения, загадок, пословиц, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассказы детей); игровые (физминутка, игра); практические ( угощение)

Словарная работа:

Обогащение словаря: хлеборобы, злаки.

Активизация словаря:  зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

План НОД

- Сегодня на занятии вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.

   - Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)

На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

   - А как выглядят эти растения? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

   - Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.

- А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)

   - Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова, подумайте какие … – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?

 "Хлеб" Я.Аким

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

(Показ презентации)

1 слайд.

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой. Есть такая поговорка « Как в мае дождь, так и будет рожь». 

- Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)

  2 слайд.  (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

3 слайд  

- На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Посевы зерновых  культур, посаженные весной называются - яровые. 

5 слайд 

Когда яровые посевы прорастают, на помощь хлеборобам приходит самолёт. 

- Какую работу выполняет самолёт? (Удобряет землю, опыляет поле от вредителей).

- Зачем нужно удобрять поле? (Поле необходимо удобрять для того, чтобы урожай был больше). 

Психогимнастика. «Колосок растёт»

-Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. ( Дети садятся на корточки)

-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли,  росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

-Колоски тянутся к солнышку.  (Дети напрягают руки)

-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются роняют голову, опускают руки , плечи, туловище опускается на пол.)

-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки  плавно разводят  в стороны )

Дети садятся.

6 слайд 

-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

7 слайд 

И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. 8 слайд - Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор - это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

9 слайд   -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – мелют. Получается мука.

 10 слайд   - Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.)

11 слайд - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.) А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

  12 слайд  - Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.

 13 слайд   - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.

Кроссворд «Хлебороб»

Вспомните пословицы о хлебе: (дети называют пословицы)

- Хлеб всему голова.

   - Без хлеба нет обеда.

   - Не шуба греет, а хлеб.

   - Хлеб – батюшка, вода – матушка. 

К кроссворду

Как в давние времена называли человека, который пахал землю? (Пахарь)

    Он сыплет в мельницу зерно

     Ты назови  скорей его…  (Мельник)

    Встанем мы, когда вы спите,

     И муку просеем в сите,

    Докрасна натопим печь,

    Чтобы хлеб к утру испечь.

                                                (Пекарь)

      Все дороги мне знакомы,

     Я в кабине словно дома.

      Мне мигает светофор,

      Знает он, что я - …(Шофёр)

     Он науку изучил.

     Землю — словно приручил,

     Знает он, когда сажать,

     Сеять, как и убирать.

     Знает всё в краю родном

     И зовётся ...    (Агроном)

     

       Упрятав чёлку под фуражку,

       Веду я с папой в поле вспашку.

       Я горд работой на земле,

       От пота вымокла рубашка.

       Зато ладони – на руле.   (Тракторист)

         В желтом море корабль плывет.

         Кто корабль по морю ведет?   (Комбайнер)

         Есть такие слова:

        "Он всему голова"

       Хрустящей корочкой одет

       Мягкий черный, белый…  (Хлеб.)

Игра с мячом «"Откуда хлеб пришел» 

(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек пашет землю – ПАХАРЬ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

Хлеб пекут из чего? (из муки);

 Из чего получают муку? (из зерна);

Откуда зерно? (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

 Как называется круглый хлеб? (каравай)

-С давних времён  на Руси встречали хлебом гостей, с хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.

 Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

К 70 летию   Победы в Великой Отечественной войне, хочется вспомнить, как ценен, был хлеб для людей в осаждённом  Блокадном Ленинграде.  (показ презентации)

    14 слайд   - Блокада Города Ленинграда длилась почти 900 дней с

 сентября 1941 по  январь 1944 года.

15 слайд   К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива.

16 слайд   В результате, начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

  17 слайд      - В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода.

18 слайд   20 ноября — в пятый раз населению и в третий раз войскам — пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки; рабочие — 250 граммов; служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, — 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод.

     19 слайд   -Таня Савичева жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Всё это она записала в своём дневнике. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни

20- 21 слайд     - За массовый героизм и мужество в защите Родины  городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

Воспитатель:

 Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб. 

Предлагает детям съесть по кусочку чёрного хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по познавательному развитию с детьми II младшей группы по теме «Знакомство с трудом работников медицины»

Тема: «Знакомство с трудом работников медицины»Цель: Продолжать формировать у детей понимания ценности здоровья.  Задачи:Образовательная: Познакомить детей с медицинским кабинетом, его оснащением...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Труд хлеборобов"...

ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".

Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...

ОО «Познавательное развитие» Конспект ООД по социальному миру на тему: «Зимние забавы»

Интеграция ОО: ПР, С-КР, ФР, РР.Возрастная группа: старшая, 5-6лет.     Цель- формировать представление детей о зимних забавах, играх и развлечениях.Задачи:Образовательные:§...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе «Спасибо за ваш труд».

Конспект непосредственно-организованной деятельности по познавательному развитию  детей  в подготовительной к школе группе. Тема: «Спасибо за ваш труд»....