Родительское собрание в ДОУ на тему:"Обучение детей правилам поведения за столом".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Скрынникова Лариса Владимировна

Выступление к родительскому собранию на тему: "Обучение детей правилам поведения за столом", целью которого является знакомство родителей с ситемой работы в ДОУ по формированию норм культурного повеения ребёнка во время еды. К выступлению прилагается презентация на тему:"Столовый этикет" Анализируются анкеты родителей. В конце собрания раздаются памятки от психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_dou.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Обучение детей правилам поведения за столом».

Цель. Познакомить родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды.

Материал.

  1. Столовые приборы и предметы для сервировки стола.
  2. Угощения для чаепития.
  3. Памятка «Советы психолога».

Предварительная работа.

  1. Анкетирование родителей (см. приложение 1).
  2. Составление памятки  «Советы психолога»(см. приложение 2).
  3. Приготовление каждой семьей угощения для чаепития.

План проведения собрания:

  1. Выступление воспитателя (об актуальности проблемы), демонстрация презентации.
  2. Задания для родителей.
  3. Загадки для детей.
  4. Конкурс «Сервировка стола».
  5. Подведение итогов.
  6. Чаепитие взрослых и детей.

Выступление воспитателя

     Мы живём в обществе, в котором существуют определённые правила и нормы поведения. Естественно, мы им подчиняемся.

Уважаемые родители, как вы думаете, нужны ли дошкольникам знания норм культурного поведения и соответствующие навыки и какую роль в их формировании играет пример семьи?

     Родители высказывают свое мнение, приводят конкретные примеры поведения детей в разных ситуациях.

     Следовательно, на формирование навыков культурного поведения ребенка влияют не только общепринятые нормы и правила, но и традиции, сложившиеся в семье. Сегодня мы поговорим об этикете, в частности об умении вести себя за столом. Ведь это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе, как воспринимают его окружающие. И мы, взрослые, должны научить ребенка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение.

 Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребенок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?

     В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приема пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные умения стали привычкой, потребностью ребенка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной, спокойной беседой, должны стать ежедневной семейной нормой.

     Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребенок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать ему есть только ложкой, не будет знать, что делать с салфеткой, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий вы должны терпеливо вырабатывать у ребенка навыки поведения за столом.

Демонстрация презентации.

Содержание презентации на тему "Столовый этикет»:

1- ый слайд:  Столовый этикет.  

2-ой слайд:  Существует большое количество видов этикета. Сегодня я предлагаю вам поговорить о столовом этикете, то есть о правилах поведения за столом.

3-ий слайд: С какого возраста следует начинать обучение этикету?

4-ий слайд: Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста.

5 -ый слайд:  Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что

  • принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.
  • для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

6-ой слайд:

       В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • в начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • кушать следует с закрытым ртом

  7-ой слайд: 

  • за столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу

  • большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно

8-ой слайд:

  • запрещается класть локти на стол
  • если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует

попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол

  • в конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

9 -ый слайд: Мы часто говорим детям: "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно?

10-ый слайд:   Дети могут поддерживать разговор, но они должны усвоить некоторые правила ведения застольной беседы:

  • нельзя разговаривать, если во рту еда;
  • надо уметь слушать, не перебивая других.

11-ий слайд: Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребенок?
Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?

12-ий слайд:  Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребенок?
Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?

13 -ий слайд: А вот, что советуют психологи

   Всем известно пожелание "Приятного аппетита!". Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка - все это создает психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом.

14-ий слайд:  Ребенок учится обращаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте прием пищи в военные действия по воспитанию. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.

15-ий слайд:  Давайте помнить, что очень важно научить ребенка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение.

16 -ий слайд:  Спасибо за внимание.

Воспитатель проводит с родителями и детьми конкурсы. Победители получают призы.  Чаепитие взрослых и детей.

1.Задания для родителей:

Как называется посуда

Для чая … чайная

Для кофе …кофейная

для приготовления пищи на кухне… кухонная

та, которую ставят на стол для завтрака, обеда или ужина …столовая

Что нужно для

для салата …салатник

для масла … маслёнка

для чая … чайник

для сахара … сахарница

для соли … солонка

для молока … молочник

для конфет … конфетница

для хлеба … хлебница

для супа … супница

2. Загадки для детей:

1.  Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая ... (ложка)

2. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ... (чашка)

3. Если б не было её,

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить. (тарелка)

4. Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (нож)

5. Для питья он предназначен,
Хрупок, из стекла, прозрачен,
Можно сок в него налить,
С удовольствием попить,
Воду можно из-под крана.
Нет нужней чего? (стакан)

6.Без чего за стол не сесть,
Без чего салат не съесть?
Как киношная страшилка,
В салат топырит пальцы ... (вилка)

7.Мишка пьет горячий чай
И сосет конфетку,
Не облейся невзначай,
Не забудь ... (салфетку)

8.  Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита:
“Ешьте! Приятного вам ...(аппетита!)

3. Конкурс «Сервировка стола».

     Все знают, что перед тем, как принять гостей, мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать, и объясните, для чего нужен каждый предмет сервировки. (Вызываются две семьи: мама с ребёнком)

Приложение 1

Анкета

Нужные ответы подчеркнуть.

1.  Как Вы считаете, умеет ли Ваш ребенок правильно вести себя за столом? ("Да"; "не всегда"; "не умеет".)

2.  Есть ли у Вашего ребенка постоянное место за обеденным столом? ("Да"; "нет".)

3.  Существует ли в Вашем доме традиция семейных обедов? ("Да"; "нет"; "семья собирается вместе за столом только по праздникам".)

4.   Какой посудой и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребенок во время еды: тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюда, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, чайная ложка (при необходимости дополнить).

5.  Пользуется ли Ваш ребенок салфеткой во время еды? ("Часто"; "иногда"; "никогда".)

6.  Часто ли Ваш ребенок спрашивает, как правильно вести себя за столом? ("Часто"; "иногда"; "никогда".)

7.  Кому из близких он задает такие вопросы?                                  

8.  Есть ли дома книги по вопросам этикета? ("Да", "нет".) Укажите, пожалуйста, какие.

     Благодарим Вас за сотрудничество!

Приложение 2

Памятка для родителей «Советы психолога»

Ребенка следует:

- кормить в строго установленное время;

- не торопить во время еды, дать возможность тщательно пережевывать пищу;

-  не кормить насильно;

-  не отвлекать во время еды чтением или игрой;

-  не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за несъеденное.

Надо поощрять:

- желание ребенка есть самостоятельно;

-  стремление участвовать в сервировке и уборке со стола.

Надо приучать:

-  перед едой тщательно мыть руки;

-  есть только за столом;

-   правильно  пользоваться  столовыми приборами;

-  есть аккуратно, бесшумно, жевать с закрытым ртом;

-  после еды благодарить;

- убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым.

   И помните, что для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребенку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Обучение детей правилам поведения за столом

Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребенку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи....

Родительское собрание "Обучение детей правилам поведения за столом"

Знакомство родителей с системой работы в ДОУ по формированию норм культурного поведения ребенка во время еды....

Памятка для родителей по обучению дошкольников правилам поведения за столом.

Материал по работе с семьями дошкольников  "Памятка для родителей по обучению дошкольников правилам поведения за столом."...

Памятка для родителей по обучению детей правилам поведения на дороге

Памятка для родителей по обучению детей правильному поведению на дороге ( о том, как оградить ребёнка от несчастных случаев на дороге, сохранить его жизнь и здоровье)...

Родительское собрание (мастер-класс) на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросу обучение грамоте детей дошкольного возраста....