Реализация системы патриотического воспитания детей посредством детско-родительских проектов
методическая разработка (старшая группа) на тему

Из опыта работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системы патриотического воспитания детей

        посредством детско-родительских проектов        

        Миягашева Л.В.,

воспитатель,

                                                                           МДОУ «Центр развития

ребёнка -    детский сад

«Росинка», город Абакан

          Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина. Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать  утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувства любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

         Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью формирования гражданского самосознания и любви к Родине у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями интеграции ДОУ и семьи посредством организации детско-родительских проектов.

          Задачи, стоящие перед педагогами в этом направлении:

  • пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей те черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
  • воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  • развивать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии;
  • формировать культуру межличностных и межнациональных  отношений;
  • сохранять, распространять и развивать национальную культуру.

          Для успешного решения данных задач необходимо включение родителей  в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства осознания   их роли в воспитании гражданственности у детей. Тесное сотрудничество с родителями воспитанников необходимо так как:

  •  решение вопроса по патриотическому воспитанию не может быть успешным  без согласованной работы с родителями, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой, – обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания;
  • социализация ребенка осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколений к поколению.

     Разрешение заявленной проблемы требует создания определенных организационно – педагогических условий. В качестве необходимых и достаточных условий нами рассматривается создание и развитие единого образовательного пространства, где субъектами выступают дети, их родители, педагоги детского сада. Базовой ценностью и принципами организации единой образовательной среды является личная инициатива и интеграция всех её субъектов.

         С целью организации единого образовательного пространства,  нами используется проектный метод как современная инновационная педагогическая технология, которая способствует развитию исторической преемственности поколений,  формированию гражданской ответственности и правового самосознания.

         Для активизации совместной работы детского сада и семьи по патриотическому воспитанию в начале года планируются  детско-родительских проекты.  

       Основная цель проектов – это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей, т.е.  развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и детским садом.

     На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит корректировка направлений проектов, обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах реализации предлагаемых проектов. Содержание проектов может быть самым разнообразным. Чаще всего тематика  согласовывается  с международными, российскими, региональными праздниками, а так же праздниками времен года. В каждом проекте определяются цели, задачи, формы совместной работы с родителями с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

     В подготовке и организации проектов нами используются 2 подхода:

  • информационный (поиск и обмен информацией в процессе подготовки и проведения проекта  о творческих возможностях семьи, о семейных традициях);
  • деятельностный  (индивидуальная, групповая, совместная деятельность с детьми и родителями по формированию культуры, умений и отношений).

А так же учитываются принципы:

  • преемственности, согласованностей действий;
  • гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада;
  • открытости;
  • индивидуального подхода к каждой семье.

     Содержание каждого  проекта представлено 5 блоками. Каждый блок имеет свое назначение и содержание. Реализуется через совместную творческую деятельность детей, родителей и воспитателей.

                                         1 блок «Я - гражданин»

          Основные задачи: развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; повысить образовательные, теоретические и практические знания родителей  и педагогов по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

          Участие родителей в:

  • организации тематических экскурсий по историческим и культурным местам родного города;  
  • посещении библиотек;
  • подборе игр, литературы, фотографий;
  •  утренниках, в занятиях, театральной пятнице, совместной деятельности;
  • разработке проекта, сценариев, занятий;
  • организации встреч со знаменитыми людьми.

                                         2 блок «Мини-музей»

Основные задачи: расширять круг интересов детей при помощи экспозиции музейного уголка; формировать проектно - исследовательские  умения и навыки; помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе поиска и подбора материалов для музея.

Участие родителей в:

  • подборе фотоматериалов, исторических документов;
  • нахождении и пополнении музейной экспозиции;
  • организации экскурсии в музеи;
  • оформлении тематических альбомов;

                                       3 блок «Семейные традиции»

       Основные задачи: побуждать интерес к культурным ценностям и традициям своей семьи, воспитывать уважение к старшим, доброту и любовь друг другу.

    Участие родителей в:

  • построении и изучении родового древа;
  • проведении семейных праздников;
  • организации семейных выставок, посвященных: национальному  костюму, кухне, семенным увлечениям, знаменитым родственникам;
  • обмене и  передаче опыта,  традиций семейного воспитания.

                                        4 блок «Семейная мастерская»

       Основные задачи: формировать эстетическое восприятие, развивать художественно - творческие способности  детей и родителей.

      Участие родителей в:

  • подготовке стенгазеты, фотовыставок;
  • оформлении группы и приемной;
  • изготовлении атрибутов к играм, театральной деятельности, к утренникам и развлечениям;
  • изготовлении подарков - сюрпризов своими руками;
  • изготовлении экспонатов для музейного уголка.

                               5 блок «Музыкальная шкатулка»

  Основные задачи:  формировать и развивать музыкальную культуру детей и родителей.

Участие родителей в:

  • поиске песен и мелодий;
  • записи аудиоматериалов;
  • заучивании песен и мелодий дома и в группе;
  • подборе музыкальных игр;
  • музыкальных занятиях.

    С целью реализации всех  5 блоков проводится подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической  и исторической литературы; анкетирование родителей;  оформление информационного стенда;  подбор игр, литературы, наглядностей; материала к поделкам  и т.д.

     Все вышеперечисленные виды деятельности родителей по подготовке проектов осуществляются совместно с детьми. Это является не только средством подготовки  и реализации проекта, но и  ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, заучивание стихов, просмотр и выбор фотографий способствуют достижению необходимых результатов в патриотическом воспитании, а также  единению семьи и детей,

     После реализации каждого проекта нами проводится анкетирование, и собираются отзывы родителей. На основании  их анализа можно сделать вывод: родители с удовольствием принимают участие в проектах, им нравится общение со своим ребенком в условиях детского сада, родители отмечают и то, что совместная подготовка к проекту сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка. Для себя мы тоже сделали выводы: согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по патриотическому и нравственному  воспитанию ребенка. А самое главное - родители несут положительный опыт семейного воспитания в детский сад.

Детско-родительский проект «Как сделать город чистым»

Матрица проекта

1

Название проекта «Как сделать город чистым»

2

Тема проекта «Эффективное использование бытовых отходов»

3

Проблемное поле проекта: привлечение детей и родителей к активным действиям по защите окружающей среды

4

Цель

Создание условий для патриотического воспитания посредствам детско-родительского проекта

5

Задачи

Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, собирать совместно взрослыми необходимую информацию, делать первые выводы и умозаключения

Развивать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов

Развивать умение детей представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакаты, фоторепортаж)

Воспитывать активную гражданскую позицию, желание заботиться о своём городе

6

Сценарий совместной деятельности по решению задач

Подготовительный этап 

- Выбор темы, обозначение проблемы.

- Определение цели и задач проекта.

- Разработка проекта совместно с детьми и  родителями, выбор возможных источников информации.

- Во время целевых прогулок, экскурсий, повседневных наблюдений участники проекта изучают и анализируют экологическое состояние объектов ближайшего окружения.

Практический этап         

- Изучение  информационных источников по вопросам (общая работа участников проекта).

- Сбор и систематизация  материалов.

- Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта (познавательная, экспериментальная и творческая деятельность детей в группе и за пределами детского сада).

- Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд).

- Оформление и подбор необходимых материалов для исследования (игры, альбомы, фотографии, картинки, видеосюжеты по теме)

Завершающий этап 

- Рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

- Подготовка к защите проекта.

- Привлечение СМИ

7

Событийность проекта

Конкурс поделок и плакатов «Чистый город»  

 Цель: использование дополнительных возможностей интеграции педагогов, детей и родителей для формирования экологической культуры

8

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный

9

Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, родители,

педагоги ДОУ

Деятельность детей и взрослых в проекте

Дети

Родители

Педагоги

Экспериментирование с разными материалами

- Составление плана действий по уборке территории детского сада.

 - Поиск сведений о вторичном использовании бытовых отходов.

- С/Игра «Интервью»,

(рассуждений о чистоте улиц и дворов)

- Составление текста для листовок.

- Знакомство с профессиями людей, участвующими в уборке и переработке мусора

- Посильная помощь дворнику.

- Исследовательская деятельность: выявление проблемы загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье человека.  

- Изготовление плакатов «Чистый город»

- Изготовление поделок из бросового  материала.

- Организация экскурсий по городу

 - Совместное оформление плакатов, листовок  «Мы любим свой чистый город».

-  Изготовление поделок из бросового  материала.

- Организация и изготовление оборудования и инвентаря для трудовой деятельности.

-  Участие в субботнике по уборке и благоустройстве участка.

- Проведение фотосъемок всей значимых этапов проекта.

- Расклеивание плакатов и листовок

- Создание условий для проведения проекта.

- Подбор литературы, игр, наглядности.

- Организация   продуктивной, исследовательской,

экспериментальной    деятельности.

- Проведение экологическое просвещение.

- Организация и проведение родительской гостиной «Роль родителей в воспитании гражданина своей страны»

- Организация трудовой деятельности

- Проведение беседы о правилах безопасности при уборке территории

Литература:

  1. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.96-98.
  2. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //
  3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

Выступление на педсовете по теме самообразования " Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурных компонентов"

Выступление на педсовете по теме:Отчет по самообразовательной работе «Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурного развития»...

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры.

Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. Одной из базовых основ гармоничного развития личности является нравственно – патриотическое во...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры.

В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание.Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственн...