Реализация системы патриотического воспитания детей посредством детско-родительских проектов
методическая разработка (старшая группа) на тему
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemy_patrioticheskogo_vospitaniya_detey.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системы патриотического воспитания детей
посредством детско-родительских проектов
Миягашева Л.В.,
воспитатель,
МДОУ «Центр развития
ребёнка - детский сад
«Росинка», город Абакан
Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина. Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувства любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью формирования гражданского самосознания и любви к Родине у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями интеграции ДОУ и семьи посредством организации детско-родительских проектов.
Задачи, стоящие перед педагогами в этом направлении:
- пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей те черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
- воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- развивать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии;
- формировать культуру межличностных и межнациональных отношений;
- сохранять, распространять и развивать национальную культуру.
Для успешного решения данных задач необходимо включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства осознания их роли в воспитании гражданственности у детей. Тесное сотрудничество с родителями воспитанников необходимо так как:
- решение вопроса по патриотическому воспитанию не может быть успешным без согласованной работы с родителями, которые, с одной стороны, являются непосредственными заказчиками образовательных услуг, с другой, – обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания;
- социализация ребенка осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколений к поколению.
Разрешение заявленной проблемы требует создания определенных организационно – педагогических условий. В качестве необходимых и достаточных условий нами рассматривается создание и развитие единого образовательного пространства, где субъектами выступают дети, их родители, педагоги детского сада. Базовой ценностью и принципами организации единой образовательной среды является личная инициатива и интеграция всех её субъектов.
С целью организации единого образовательного пространства, нами используется проектный метод как современная инновационная педагогическая технология, которая способствует развитию исторической преемственности поколений, формированию гражданской ответственности и правового самосознания.
Для активизации совместной работы детского сада и семьи по патриотическому воспитанию в начале года планируются детско-родительских проекты.
Основная цель проектов – это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и детским садом.
На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит корректировка направлений проектов, обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах реализации предлагаемых проектов. Содержание проектов может быть самым разнообразным. Чаще всего тематика согласовывается с международными, российскими, региональными праздниками, а так же праздниками времен года. В каждом проекте определяются цели, задачи, формы совместной работы с родителями с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В подготовке и организации проектов нами используются 2 подхода:
- информационный (поиск и обмен информацией в процессе подготовки и проведения проекта о творческих возможностях семьи, о семейных традициях);
- деятельностный (индивидуальная, групповая, совместная деятельность с детьми и родителями по формированию культуры, умений и отношений).
А так же учитываются принципы:
- преемственности, согласованностей действий;
- гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада;
- открытости;
- индивидуального подхода к каждой семье.
Содержание каждого проекта представлено 5 блоками. Каждый блок имеет свое назначение и содержание. Реализуется через совместную творческую деятельность детей, родителей и воспитателей.
1 блок «Я - гражданин»
Основные задачи: развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; повысить образовательные, теоретические и практические знания родителей и педагогов по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.
Участие родителей в:
- организации тематических экскурсий по историческим и культурным местам родного города;
- посещении библиотек;
- подборе игр, литературы, фотографий;
- утренниках, в занятиях, театральной пятнице, совместной деятельности;
- разработке проекта, сценариев, занятий;
- организации встреч со знаменитыми людьми.
2 блок «Мини-музей»
Основные задачи: расширять круг интересов детей при помощи экспозиции музейного уголка; формировать проектно - исследовательские умения и навыки; помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе поиска и подбора материалов для музея.
Участие родителей в:
- подборе фотоматериалов, исторических документов;
- нахождении и пополнении музейной экспозиции;
- организации экскурсии в музеи;
- оформлении тематических альбомов;
3 блок «Семейные традиции»
Основные задачи: побуждать интерес к культурным ценностям и традициям своей семьи, воспитывать уважение к старшим, доброту и любовь друг другу.
Участие родителей в:
- построении и изучении родового древа;
- проведении семейных праздников;
- организации семейных выставок, посвященных: национальному костюму, кухне, семенным увлечениям, знаменитым родственникам;
- обмене и передаче опыта, традиций семейного воспитания.
4 блок «Семейная мастерская»
Основные задачи: формировать эстетическое восприятие, развивать художественно - творческие способности детей и родителей.
Участие родителей в:
- подготовке стенгазеты, фотовыставок;
- оформлении группы и приемной;
- изготовлении атрибутов к играм, театральной деятельности, к утренникам и развлечениям;
- изготовлении подарков - сюрпризов своими руками;
- изготовлении экспонатов для музейного уголка.
5 блок «Музыкальная шкатулка»
Основные задачи: формировать и развивать музыкальную культуру детей и родителей.
Участие родителей в:
- поиске песен и мелодий;
- записи аудиоматериалов;
- заучивании песен и мелодий дома и в группе;
- подборе музыкальных игр;
- музыкальных занятиях.
С целью реализации всех 5 блоков проводится подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической и исторической литературы; анкетирование родителей; оформление информационного стенда; подбор игр, литературы, наглядностей; материала к поделкам и т.д.
Все вышеперечисленные виды деятельности родителей по подготовке проектов осуществляются совместно с детьми. Это является не только средством подготовки и реализации проекта, но и ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, заучивание стихов, просмотр и выбор фотографий способствуют достижению необходимых результатов в патриотическом воспитании, а также единению семьи и детей,
После реализации каждого проекта нами проводится анкетирование, и собираются отзывы родителей. На основании их анализа можно сделать вывод: родители с удовольствием принимают участие в проектах, им нравится общение со своим ребенком в условиях детского сада, родители отмечают и то, что совместная подготовка к проекту сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка. Для себя мы тоже сделали выводы: согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по патриотическому и нравственному воспитанию ребенка. А самое главное - родители несут положительный опыт семейного воспитания в детский сад.
Детско-родительский проект «Как сделать город чистым»
Матрица проекта | ||||
1 | Название проекта «Как сделать город чистым» | |||
2 | Тема проекта «Эффективное использование бытовых отходов» | |||
3 | Проблемное поле проекта: привлечение детей и родителей к активным действиям по защите окружающей среды | |||
4 | Цель | Создание условий для патриотического воспитания посредствам детско-родительского проекта | ||
5 | Задачи | Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, собирать совместно взрослыми необходимую информацию, делать первые выводы и умозаключения | ||
Развивать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов | ||||
Развивать умение детей представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакаты, фоторепортаж) | ||||
Воспитывать активную гражданскую позицию, желание заботиться о своём городе | ||||
6 | Сценарий совместной деятельности по решению задач | |||
Подготовительный этап - Выбор темы, обозначение проблемы. - Определение цели и задач проекта. - Разработка проекта совместно с детьми и родителями, выбор возможных источников информации. - Во время целевых прогулок, экскурсий, повседневных наблюдений участники проекта изучают и анализируют экологическое состояние объектов ближайшего окружения. | ||||
Практический этап - Изучение информационных источников по вопросам (общая работа участников проекта). - Сбор и систематизация материалов. - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта (познавательная, экспериментальная и творческая деятельность детей в группе и за пределами детского сада). - Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд). - Оформление и подбор необходимых материалов для исследования (игры, альбомы, фотографии, картинки, видеосюжеты по теме) | ||||
Завершающий этап - Рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. - Подготовка к защите проекта. - Привлечение СМИ | ||||
7 | Событийность проекта | |||
Конкурс поделок и плакатов «Чистый город» Цель: использование дополнительных возможностей интеграции педагогов, детей и родителей для формирования экологической культуры | ||||
8 | Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный | |||
9 | Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ | |||
Деятельность детей и взрослых в проекте | ||||
Дети | Родители | Педагоги | ||
Экспериментирование с разными материалами - Составление плана действий по уборке территории детского сада. - Поиск сведений о вторичном использовании бытовых отходов. - С/Игра «Интервью», (рассуждений о чистоте улиц и дворов) - Составление текста для листовок. - Знакомство с профессиями людей, участвующими в уборке и переработке мусора - Посильная помощь дворнику. - Исследовательская деятельность: выявление проблемы загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье человека. - Изготовление плакатов «Чистый город» - Изготовление поделок из бросового материала. | - Организация экскурсий по городу - Совместное оформление плакатов, листовок «Мы любим свой чистый город». - Изготовление поделок из бросового материала. - Организация и изготовление оборудования и инвентаря для трудовой деятельности. - Участие в субботнике по уборке и благоустройстве участка. - Проведение фотосъемок всей значимых этапов проекта. - Расклеивание плакатов и листовок | - Создание условий для проведения проекта. - Подбор литературы, игр, наглядности. - Организация продуктивной, исследовательской, экспериментальной деятельности. - Проведение экологическое просвещение. - Организация и проведение родительской гостиной «Роль родителей в воспитании гражданина своей страны» - Организация трудовой деятельности - Проведение беседы о правилах безопасности при уборке территории |
Литература:
- Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.96-98.
- Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей посредством изучения достопримечательностей Нижнего Новгорода
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ...
Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края
Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...
Выступление на педсовете по теме самообразования " Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурных компонентов"
Выступление на педсовете по теме:Отчет по самообразовательной работе «Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурного развития»...
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры.
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. Одной из базовых основ гармоничного развития личности является нравственно – патриотическое во...
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...
Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством игры.
В настоящее время большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны имеет нравственно-патриотическое воспитание.Дети недостаточно осведомлены о своей семье и родственн...
Методическая разработка: «Патриотическое воспитание детей, посредством приобщения к искусству живописи, через картины В.М.Васнецова»
Знакомство детей подготовительной к школе группы с картинами В.М. Васнецова....