Главные вкладки

    Проект "Родина бывает разная, но у всех она одна!"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Нетребская Наталья Савельевна

    Патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной к школе группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

    «РОДИНА БЫВАЕТ РАЗНАЯ, НО У ВСЕХ ОНА ОДНА».

    (подготовительная группа)

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


    Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»

    Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. 

    Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за нее.

    Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране.

    В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

     При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

    Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

    Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

    «Ты вспоминаешь не страну большую,

    Которую изъездил и узнал.
    Ты вспоминаешь Родину такую,

    Какой её ты в детстве увидал.»

    И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

    ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
    Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического материала.

    Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре своего края, России.

    Задачи проекта:
    - закрепить знания о государственной символике РФ;
    - воспитывать чувство гордости за свою страну;
    - воспитывать интерес к истории своей Родины;
    - расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
    - закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
    - расширять знания о малой родине;
    - прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
    - расширять предметно-развивающую среду;
    - воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
    - воспитывать активную жизненную позицию;

    расширять словарный запас.

    Участники проекта
    - дети подготовительной группы
    - воспитатель
    - родители

    Срок реализации

    январь – май 2017г. учебный год

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

    Ожидаемый результат:
    Для детей: 
    Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
    Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины – Донского края.
    У детей более глубокие знания о России.

    Для родителей:

    Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

    Для педагогов: 
    Повышение уровня педагогического мастерства

    Формы работы:

    Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздникичтение художественной литературы, беседыигры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество,  наблюдение, прогулки.

    Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений.

    ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 

    I. Информационно-накопительный:

      - Изучение интереса детей для определения целей проекта.

    - Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

    II. Организационно-практический 

     - НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,

    - Совместные мероприятия,

    - Целевые прогулки по поселку, посещение достопримечательных мест,

    - Пополнение развивающей среды,

    - Проведение мероприятий совместно с родителями,

    - Выставки детских работ.

     III. Итоговый 

    - Выставка продуктов детской деятельности.

    - Оценка этапов реализации проекта детьми.

    - Вывод

                     ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

    I БЛОК

    Семья.

    Детский

    Сад.

    1.Беседы:

     «Права ребёнка на имя».

    Дать знания о праве  ребенка на имя.

    О значении имен детей группы.

    «Традиции моей семьи».

    Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    «Мамочка моя» 

    Воспитывать любовь и уважение к матери, о ее роли в семье.

    Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

    «Детский сад – мой второй дом».

    Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

    Закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

    Воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

    2.Проектная

    деятельность

    Создание

    альбома рисунков:

     «Что в имени моем?» 

    Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    3.Рассматривание фотоальбомов

     с семейными фотографиями.

    Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    Продолжать работу по изучению своей семьи, своего детского сада;

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

    4.Наблюдение:

    За лекарственными

    травами на участке детского сада.

    Труд на огороде.

    Продолжать воспитывать любовь к своему детскому саду; интерес к благоустройству своего участка.

    5.Художественное творчество:

    Рисование:

     «Дом, в котором я живу»,

     

    «Моя семья»,

    «Моя улица».

    «Мой любимый детский сад».

    Учить детей использовать разные
    изобразительные средства для получения выразительного образа;

    гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги.

    Развивать чувство композиции.

    Воспитывать любовь
    и уважение к семье,
    ее традициям, к своему поселку, к любимому детскому саду.

    6.Чтение художественной литературы: 

    Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине»,

    ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

    Учить понимать образное содержание произведений разных жанров; понимать и оценивать характеры персонажей.

    Воспитывать интерес к семейным ценностям посредством чтения художественной литературы.

    II БЛОК

    Россия

    1.Беседы:  

    «История возникновения России»

    «Государственные символы России», 

     «Президент России»,   «Москва – столица России», «Башни Кремля» 

    «Богатства России»

    «Праздники России»,

    «23 февраля – День защитника Отечества».

    «День космонавтики – 22 апреля».

    «День Победы»

    Уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

    Познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

    Формировать представление детей о богатствах природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

    Расширять и углублять знания детей о государственных праздниках.

    Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

    Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

    Воспитание чувства гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ.

    2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

    Фотоальбом «Россия – моя страна»,

    Карта России, работа с глобусом.

    Иллюстрации «Символика РФ»,

    «Правители Росси»,

     «Народы России».

    «Природа России»,

    «Военно-воздушные силы России»,

    Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

    Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

    Познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

    Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

    Узнавать и называть президента страны.

    Расширять знания о многонациональности нашей Родины.

    Познакомить детей с картой природы России.

    Расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

    Воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

    3.Художественное творчество:
    Рисование «Спасская башня Кремля»
    Рисование по сказкам А.С. Пушкина. Аппликация: «Государственные символы России. Флаг».

    Рисование и аппликация: «Космические просторы».

    Закреплять навыки
    рисования в нетрадиционной технике.

    Воспитывать эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям
    окружающего мира.

    4.Целевые прогулки:

    «К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ».

    Воспитывать чувство восхищения красотой истинно  русского дерева.

    Развивать чувство  интереса к родной природе, к символу России – березке.

    Расширять знания детей о ВОВ, о памятных местах, о городах – героях России.

    5.Чтение художественной литературы: 

    Чтение и разучивание стихотворений о России.

    Чтение и разучивание стихотворений о праздниках.

    Чтение произведений российских писателей.

    Разучивание стихов и песен об армии и военных.

    Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу. 

    Учить детей воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.

    Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений.

    Подвести к пониманию идеи произведений.

    Развивать точность,
    выразительность, ясность изложения мысли.

    Развивать интерес
    и любовь к произведениям патриотического содержания.

    6.Работа с родителями:
    Консультации:
    «Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников».

    Формировать знания родителей о своей роли в воспитании нравственного человека.    

    III БЛОК

    Народное творчество

    1.Беседы: 

    «Народные промыслы»

    «Устное народное творчество»,

     

    «Русская матрёшка».

    «Русские народные праздники».

    Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, гжельская)

    Знакомить детей с устным народным творчеством песнями, сказками, играми, потешками, пословицами и поговорками.

    Формировать знания о русском сувенире – матрешке.

    Знакомить детей с традицией празднования православных праздников: Масленицы, Пасхи; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

    Воспитывать интерес к народным русским праздникам.

    2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:

    Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись),

    «Русская матрёшка»,

    «Русский народный костюм»,

    «Народы России».

    Познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

    Расширять знания о русской матрешке, ее росписи.

    Называть национальности, населяющие нашу страну.

    3.Художественное творчество:
    Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская дощечка», роспись «Русской матрешки».

    Учить проявлять интерес к истории
    народных промыслов, испытывать чувства уважения и гордости к труду народных мастеров.

    Продолжать учить создавать узоры по мотивам народных росписей.

    4.Чтение художественной литературы: 

    «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Русские народные сказки «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, сказках, играх, потешках.

    Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    Формировать интерес к культуре своего народа.

    5.Работа с родителями:
    Консультации:
    «Какие русские народные сказки читать детям?»

    Формировать представление  родителей о значимости русских народных сказок в патриотическом воспитании ребенка.

    IV БЛОК

    Малая Родина

    1.Беседы:

    «Мой посёлок» 

    «Ростов и Ростовская область»,

    «Национальности Донской земли»,

    «Казачий Дон». 

    Вызвать интерес к истории возникновения поселка;

    Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка, района;

    Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита).

    Расширять знания о Ростовской области и ее столице.

    Познакомить детей с картой Ростовской области;

    Закрепить знания детей о городах и национальностях Донского края;

    Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

    О зарождении казачества;

    Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

    Воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

    2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов

    Ростовской области, поселка Орловского.

    Рассматривание символики городов Ростовской

    области, своего поселка.

    Создание фото коллажа  

    «Достопримечательности моего поселка».

    Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками поселка, области.

    Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному поселку, желание сделать его еще красивее.

    Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

    Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с родителями;

    Продолжать работу по изучению своего поселка;

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.

    3.Экскурсии:

    Посещение комнаты Донского казачества.

    Расширять знания детей об истории родного края.

    4.Знакомство с Ростовским заповедником. 

    Природа нашего края.

    Красная книга Ростовской области.

    Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

    Расширять знания детей о природе родного района;

    Познакомить детей с рекой Дон и ее расположением на карте.

    Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

    Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

    Расширять и систематизировать знания детей о Заповеднике Ростовской  области;

    Уточнить знания детей о правилах поведения в природе;

    Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

    5.Работа с родителями: Родительское собрание:

    «Духовно — патриотическое воспитание, как основа нравственно-здоровой личности ребенка.

    Расширять и систематизировать знания родителей о потребности детей совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

    ВЫВОД:

    В ходе проекта по патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста развились патриотические качества: гуманизм, гордость за свою страну, желание сохранить и приумножить богатство малой Родины.

    Модель взаимодействия с родителями воспитанников способствовала вовлечению субъектов образовательного пространства в мероприятия патриотической направленности.

    У воспитанников и их родителей проявляется любовь к Родине, родным местам, уважение к прошлому своей страны, сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма.

    Дети познакомились с историческими событиями, государственной символикой страны, региона, посёлка. Воспитанники проявляют своё отношение к родному краю, стране.

    У детей сформировались представления о национальной культуре русского народа, они познакомились с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.

    Проведение музыкальных праздников и досугов: государственно-гражданских «День защитника Отечества», «День победы»; фольклорных- «Масленица»-всё это способствовало вовлечению детей и их родителей в мероприятия по  патриотическому воспитанию.

    Расширились  представления детей о природных ресурсах родного края. Дети почувствовали ответственность, бережное отношение к ближайшему природному окружению.

    Проявили чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вкусы бывают разные (занятие по социально-эмоциональному воспитанию с детьми I мл.гр.)

    Задачи занятия: формировать представления детей о вкусах; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; учить детей входить в образ персонажа в игре....

    МИНИ – ПРОЕКТ «МЕДВЕДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»

    среднесрочный фронтальный творческо-информационный проект для детей 5-6 лет о медведях....

    "Родина бывает разная,но у всех она одна"

    Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста,посвященный Дню Народного Единства....

    Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».

    Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...

    Семейный творческий проект : " Родина бывает разная , но у всех она одна."

    В настояВ настоящее время воспитание патриотических чувств у детей является важной задачей дошкольного образования. Очень важно знакомить детей с его малой Родиной , воспитать чувство уважения и гордо...

    Родина бывает разная, но у всех она одна

    Обобщить и систематизировать знания детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия росси...

    Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"

    Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...