Знакомство старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми как средство формирования социально-коммуникативного развития.
методическая разработка (старшая группа) на тему

СТРЕЛКОВА ИННА НИКОЛАЕВНА

Обращение к проблеме формирования социально-коммуникативного развития, любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора материала. Одним из таких материалов  является почти трехвековая история Перми и ее архитектурное наследие.

Именно этот региональный компонент, имена великих земляков, принявших участие в создании неповторимого облика нашего города помогают маленьким пермякам ощутить и осознать свою принадлежность к "Малой Родине". 

    В своей работе по знакомству старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми я использую цикл НОД "История Перми в архитектурных памятниках города".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми как средство формирования социально-коммуникативного развития.

                                                         Стрелкова Инна Николаевна

                                                   Педагог I квалификационной категории

                                    МАДОУ "Центр развития ребенка " Детский сад №272"

                г. Пермь

        В законе РФ "Об образовании" (ст.12,64) установлены общие требования к программам и содержанию образования, которые должны ориентироваться на  "...формирование и развитие... личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями...". Одной из форм работы по социализации, формированию уважительного отношения и чувства гражданской принадлежности к своей "Малой Родине", к Пермскому краю, может стать цикл НОД по знакомству дошкольников с историей и архитектурой родного города.

       В дощкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада, с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности маленького гражданина. Содержание регионального компонента дошкольного образования способствует не только социально-коммуникативному развитию, но и формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

     Родной край, любимый город, милые сердцу названия поселков и речушек мы узнаём с детства. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании маленьких пермяков. Мы  гордимся и бережём то историческое и культурное наследие, которое оставили нам наши предки. Работая в детском саду, у педагога есть возможность передать свою любовь и знания истории родного края детям.

     Обращение к проблеме формирования социально-коммуникативного развития, любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора материала. Одним из таких материалов  является почти трехвековая история Перми и ее архитектурное наследие.

     Именно этот региональный компонент, имена великих земляков, принявших участие в создании неповторимого облика нашего города помогают маленьким пермякам ощутить и осознать свою принадлежность к "Малой Родине".

    В своей работе по знакомству старших дошкольников с историей и архитектурой города Перми я использую цикл НОД "История Перми в архитектурных памятниках города".

Организация такой деятельности происходит непосредственно в группе.  Тема: "История Перми в архитектурных памятниках города".  

Цель:  С помощью системы занятий формировать у  дошкольников знания о истории родного города и его памятниках архитектуры.

   Задачи:         - Вызвать интерес к искусству архитектуры;

- Воспитывать гордость за художественный талант своих соотечественников – архитекторов;

- Познакомить с названиями архитектурных стилей и элементов;

- Активизировать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности детей;

- Воспитывать любовь к своему городу, бережное отношение к его культурно-историческому наследию.

Методы и формы работы:

1.Ознакомление с окружающим:

Тема 1. «Как город Пермь родился» - занятие в виде презентации, просмотр слайдов, ознакомление детей с историей основания города Перми.

Тема 2. «Достопримечательности города» - занятие в виде презентации, просмотр слайдов, ознакомление с особенностями города, архитектурными и скульптурными памятниками.

Тема 3. «Архитектор - Иван Свиязев», краткий рассказ о жизни и создании им некоторых зданий нашего города с просмотром слайдов.

Тема 4. « Архитектор – Александр Турчевич», краткий рассказ о жизни и создании им некоторых зданий города Перми с просмотром слайдов.

Тема 5. «Деревянный этнографический музей – Хохловка» (деревянная история Прикамья).

Тема 6. « Кама – главная речная артерия Прикамья», быль-сказка о богатыре Каме,  краткий рассказ о реке-труженице, реке-кормилице, реке-красавице.

Тема 7. «Пермь современная» - знакомство детей с архитектурным обликом сегодняшней Перми, слайд - картинки с изображениями достопримечательностей города в прошлом; сравнение с новым городом Пермь, схожесть и различия.

2. Изобразительная деятельность детей:

Тема 1. «Достопримечательности города» - раскраска картинок, передача точного цвета, выделение архитектурной особенности.

Тема 2. «Пермская художественная галерея» - рисование гуашевыми красками.

Тема 3. «Ротонда в Горьковском саду» - рисование графическими художественными материалами - карандашами, фломастерами.

Тема 4. "Театр юного зрителя" - аппликация из цветной бумаги.

3. Игровая деятельность детей

• Дидактические игры:

- «Узнай наш флаг (герб) »;

- «Архитектурные детали»;

- «Я назову, а ты угадай»;

- «Угадай картинку».

• Настольные игры:

- «Лабиринт»;

- Игра-ходилка «Путешествие по Перми»;

-Кубики "Собери здание, построенное архитектором И.Свиязевым", "Собери здание, построенное архитектором А.Турчевичем".

• Подвижные игры:

- «Львы из камня»;

- «Горелки»;

- «С кочки на кочку».

4. Чтение художественной литературы:

- «Сказ о том, как Кам-богатырь землю спас»;

- Е.Власова «Сотни лет солнца нет».

5. Конструирование из строительного материала:

- «Пермская художественная галерея»;

- «Ротонда в Горьковском саду»;

- "Театр юного зрителя".

6.  Участие родителей :

- сбор материала для оформления фотовыставки

«Достопримечательности нашего города»;

- сбор раскрасок на тему: «Мой город Пермь»;

- участие в организации автобусной экскурсии по  городу "Путешествие по Перми".

В результате данной работы дети проявляют стойкий интерес к истории города Перми, знают и называют имена известных архитекторов, узнают здания и сооружения, построенные ими. Дети  знают имя основателя города Перми  историю образования Егошихинского завода (первое название нашего города), проявляют бережное отношение к архитектурным памятникам, проявляют желание поделиться своими знаниями с родными и близкими. Наш Пермский край богат самобытными памятниками культуры и искусства, на основе которых можно продолжать формировать патриотические чувства, любовь к  своей «Малой Родине», воспитывать уважение и гордость к своему краю, к своей Отчизне, тем самым способствовать социально-коммуникативному развитию юных россиян.  

Литература:

1. Верхоланцев В.С. "Город Пермь, его прошлое и настоящее: краткий историко-статистический очерк" г.Пермь, 1913г.

2. Гилев П. "Река Кама" г.Пермь, 1909г.

3. " Национальная доктрина образования в Российской Федерации"

    Правительство РФ, Постановление от 04.10.2000г. №751,  г.Москва

4. Терехин А.С. "Пермь. Очерк архитектуры" г.Пермь, 1980г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство старших дошкольников с историей и архитектурой г. Перми Из опыта работы педагога Стрелковой И.Н.

Слайд 2

Цель : Формировать систему знаний об истории родного города и его памятниках архитектуры Задачи:

Слайд 3

1 блок: Я и мой город

Слайд 4

2 блок: История города Перми

Слайд 5

3 блок: Архитектура моего города

Слайд 6

Свиязев Иван Иванович - архитектор Ротонда Спасо-преображенский кафедральный собор Дом благородного собрания Обелиски сибирской заставы Дом пароходчика Мешкова

Слайд 7

Турчевич Александр Бонавентурович Дом купца Любимова Торговый дом Ижболдиных Дом купца Грибушина Дом братьев Тупициных Женское епархиальное училище

Слайд 8

Формы работы : Конструирование Настольно-печатные игры Чтение художественной литературы НОД и беседы Экскурсии Изобразительная деятельность Развивающая среда Выставки

Слайд 9

Мы – Пермяки! Результаты работы: -проявляют интерес к истории города; -знают и называют имена архитекторов, узнают здания и сооружения, построенные ими; -знают имя основателя города, историю образования Перми; -проявляют бережное отношение к памятникам истории и архитектуры; -проявляют желание поделиться знаниями с родными и близкими. Детско-родительский проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место приз...

Интегрированная развивающая деятельность как средство формирования социально-коммуникативных и речевых умений у детей дошкольного возраста

«Целесообразно использовать преимущество интегрированныхзанятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дняразличные виды детской деятельности…»   Минобразования РФ...

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников

В нашем саду  уже не один год ведется работа по ознакомлению детей  со сказками народов Поволжья.   Разработан план ознакомления детей шестого года жизни (старший дошкольный возрас...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.

Отчёт по методической  теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 2.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»....

Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 3.

Отчёт по методической  теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...