"Здравствуй, Лето! цикл летних познавательных мероприятий" 23.06.2017
план-конспект занятия на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

для воспитателей старших дошкольных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuy_leto.doc547 КБ

Предварительный просмотр:

Лето – лучшее время для наблюдений, мероприятий, творчества и игр на природе. Проведите его с пользой. Во время прогулок понаблюдайте с дошкольниками за жизнью насекомых и цветов, расскажите им об особенностях некоторых видов. Чтобы воспроизвести многообразие летних красок, познакомьте воспитанников с необычными видами аппликаций. А провести цикл летних познавательных мероприятий поможет веселый персонаж Солнечный зайчик.

В этом цикле дошкольники узнают о летних погодных явлениях, отдельных видах растений и насекомых, как живут, чем питаются и кормят детенышей дикие и домашние животные. В ходе прогулок воспитанники наблюдают за шмелями, пчелами, бабочками, стрекозами, муравьями, ростом и многообразием цветов.

Цели познавательных мероприятий «летнего цикла»:

  • расширить представление детей о времени года – лето;
  • рассказать о его характерных явлениях;
  • пополнить словарь новыми понятиями (день летнего солнцестояния, белые ночи, ультрафиолетовые лучи, витамин D, энтомолог и др.);
  • обучить новым техникам аппликации;
  • развить навыки художественного творчества;
  • сформировать интерес к чтению, желание узнавать новое;
  • воспитать усидчивость, умение слушать друг друга, работать в команде.

Общая структура мероприятий

Изучение каждой темы воспитатель планирует по алгоритму:

  • ставит перед дошкольниками проблему;
  • формулирует с детьми тему для изучения в процессе совместного обсуждения;
  • организует совместную продуктивную или познавательную деятельность.

Во вступительной части мероприятия воспитатель проводит с детьми беседу об объекте исследования, задает детям вопросы. Далее с помощью словесного приема ставит перед воспитанниками проблему.

В основной части мероприятия, чтобы раскрыть тему, воспитатель использует наглядно-иллюстративный, художественный (картинки, стихи и т. д.) и демонстрационный материалы. Дети выполняют задания. Вопросы, загадки, дидактические карточки, игры помогают определить, насколько успешно они усвоили тему.

В заключение мероприятия воспитатель проводит рефлексию. Для этого с помощью наводящих вопросов предлагает детям:

  • вспомнить и пересказать содержание занятия;
  • оценить то, что они делали: например, понравилось – не понравилось; было понятно или не очень, что особенно запомнилось и т. д.

В ходе совместного обсуждения воспитатель подводит дошкольников к выводам: что они узнали нового, чем занимались, чему научились.

Рефлексия проводится не только в конце мероприятия, но и в начале, и середине – для установления эмоционального контакта с детьми.

Содержание мероприятий «летнего» блока

  •  «Время года – лето»;
  • «Звери летом»;
  • «Птицы летом»;
  • «Насекомые летом»;
  • «Растения летом».

Какие оборудование и материалы понадобятся для мероприятий?

• Игрушка или картинка с изображением сказочного персонажа Солнечный зайчик (или с помощью зеркальца поймать на стене солнечного зайчика).

• Оборудование для изодеятельности: краски, бумага; материал для лепки; подручный материал; изолента и пуговицы разных цветов, цветная бумага, клеящий карандаш.

• Карточки с изображением различных природных явлений, диких и домашних зверей, разных видов птиц и насекомых, птенцов-слеток, цветов.

• Аудиозаписи с пением птиц.

• Картинка-схема строения насекомого.

Педагоги объясняют детям материал в доступной для их восприятия форме. Для этого используют сказочного персонажа.

Роль веселого солнечного зайчика играет воспитатель. С помощью куклы или нарисованного изображения или пойманного солнечного зайчика он объясняет дошкольникам, почему вслед за весной приходит лето, что меняется в природе, как живут в это время года звери, птицы, насекомые, какие цветы растут в поле, лесу, на лугу.

В ходе мероприятий воспитатель предлагает выполнить поделки с помощью интересных техник аппликации: плоскостной («Веселая изолента»), объемной («Пуговичный мир»), а также из природных материалов ( ракушек, камешков, дерева, сухой травы и др).

Каждое мероприятие включает разные виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная, физическая. Педагоги используют различные методы и приемы:

  • словесные: беседа, ответы детей, чтение стихотворений, загадок;
  • наглядные: рассматривание иллюстраций, игра с Солнечным Зайчиком;
  • практические: выполнение заданий, детское творчество.

Дети слушают рассказы воспитателя (от лица Солнечного зайчика), отвечают на его вопросы, приводят примеры из личного опыта общения с природой. Научную информацию педагог чередует с чтением веселых стихов по теме, предлагает отгадать загадки, вспомнить эпизоды из сказок и мультфильмов.

Рассматривая готовые поделки, дошкольники предлагают свои варианты создания зверей, птиц, насекомых, цветов из предложенных материалов. Например, делают пуговичную собаку из белых, черных, коричневых, оранжевых пуговиц. Пуговицы крепят обычным клеящим карандашом на основу из картона по заранее обведенному контуру, раскраске. Цвета подбирают сами, следуя собственной фантазии или воспроизводя окрас любимого домашнего питомца.

Во время прогулок дети закрепляют материал. Если позволяют условия: погода, разнообразие растительного мира, возможность сходить на речку, луг, лес, они узнают новую информацию. Например, знакомятся с разными видами цветов. Педагог предлагает дошкольникам рассмотреть полевые и садовые растения, вспомнить, чем они полезны и чем вредны человеку.

Особое значение имеют наблюдения за животными. Они не только развивают у детей наблюдательность, сообразительность, но и учат правилам поведения на природе: воспитатель объясняет, когда можно брать в руки птенца, что нельзя трогать насекомых, разорять муравейники и т. д.

Зимой во время образовательной деятеьности дошкольники рассматривали животных и цветы лишь на картинках, а теперь у них появляется возможность понаблюдать за ними в реальности. Это важно: можно осторожно потрогать, погладить листочки, стебелек, почувствовать запах цветка, увидеть насекомых, которые кружатся около него, садятся на цветок, пьют сладкий нектар. Летние впечатления ничем не заменить, они обогащают познавательный и эмоциональный опыт детей.

Подробно содержание познавательных мероприятий «Время года – лето», «Звери летом», «Птицы летом», «Насекомые летом», «Цветы летом» для детей старшего дошкольного возраста представлено в приложениях 1–5.

В чем преимущества разных техник аппликации

Плоскостная аппликация из изоленты

Изолента – податливый материал, легкий в обращении. В работе с изолентой не нужен клей, который всегда пачкает руки, пересыхает. Данная технология избавляет детей от неуверенности и боязни ошибиться, ведь всегда можно поправить то, что не получилось сразу. Занятия аппликацией развивают моторику пальцев рук, глазомер. Дети закрепляют знание цветов, получают эмоциональное удовольствие от разнообразия оттенков. Работа с изолентой воспитывает усидчивость, т. к. даже для самой простой аппликации нужно подготовить много полосок изоленты.

Объемная аппликация из пуговиц

Чтобы сделать аппликацию из пуговиц, дети используют готовые раскраски, силуэты насекомых, зверей, цветов. Они подбирают пуговицы по цвету и размеру и прикрепляют их к картону с помощью клеящего карандаша. Эта техника развивает моторику пальцев рук, глазомер.

Объемная аппликация из природных материалов

Для данного вида аппликации используются разноцветные стеклышки, камушки, ракушки, кусочки дерева, сухой травы и другие материалы, которые дети собирают на прогулке. Попросите воспитанников принести собранные во время отдыха на море гладкие прибрежные камушки. Обточенные морским прибоем и сохранившие свежий аромат моря, они вызовут у дошкольников много положительных эмоций и станут основой интересных поделок.

Приложение 1

Конспект познавательного мероприятия «Время года – лето»

Задачи:

  • рассказать детям об особенностях лета, объяснить, чем оно отличается от других времен года;
  • закрепить название летних месяцев;
  • рассказать, как влияет солнце на человека: что оно дарит полезного и почему его нужно опасаться;
  • объяснить, что такое белые ночи и день летнего солнцестояния;
  • развить внимательность, умение развернуто отвечать на вопросы.

Оборудование: Солнечный зайчик; карточки с изображениями явлений природы разных времен года; краски в соответствии с цветами радуги; подручный материал для изготовления рамки для портрета Солнечного зайчика.

Ход мероприятия:

Вступительная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? Что мы видим и слышим за окном?

Дети называют время года и перечисляют то, что видят за окном:
светит солнце, на небе – радуга, идет дождь или слышны трели птиц,
цветут цветы, плещется речка (озеро, море). Затем воспитатель предлагает
им послушать песню «Вот оно какое, наше лето»
из м/ф «Дед Мороз и лето» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).

Основная часть

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях волшебный гость. Почему волшебный? Потому что он пришел из сказки. А как его зовут, вы скажете сами. Послушайте!

Рефлексия

Воспитатель читает стихотворение «Песенка Солнечный зайчик»2 или исполняет песенку на импровизированную мелодию.

Познакомьтесь-ка с курносым,
Пестрым человечком.
Это я хожу по росам
И плыву по речкам.

Припев:
Будто тоненькие нити,
Льются лучики – взгляните!
Я, волшебный добрый зайчик,
Шлю от солнышка приветик!

Землю лучики согрели,
Мне тепла не жалко.
Подарю вам птичьи трели,
Пляжи и рыбалку.
Я не птенчик, не кузнечик,
И не еж, не змейка –
Теплый мягкий человечек
Из большой семейки.
Близко бродит Осень.
Я уйду почти что на год,
Но вернусь с улыбкой,
Принесу корзинку ягод
И ведерко с рыбкой.
Вспомните зимой, ребята,
Чудо-человечка.
Были яркими закаты,
Говорливой – речка.
До свиданья! Не грустите!
Час придет – в оконце
Снова лучики, как нити,
Вам опустит солнце!
Припев.

Воспитатель показывает куклу или картинку с изображением Солнечного зайчика.

Воспитатель: Как зовут нашего гостя?

Дети: Солнечный зайчик

Воспитатель подносит каждому ребенку Солнечного зайчика и от его имени здороваетсяс детьми.
Они отвечают на приветствие. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения.

Вопросы для обсуждения:

  • Кто такой Солнечный зайчик?
  • В каком месяце он приходит?
  • Какие летние месяцы следуют за июнем?

Воспитатель: Ребята, Солнечный зайчик очень умный и наблюдательный. Он пришел, чтобы поговорить с вами о самом теплом и светлом, радостном и счастливом времени года.

Солнечный зайчик: Лето! В это время года солнце рано восходит и поздно заходит. 21 июня – самый длинный день в году. Его называют «день летнего солнцестояния». А за полярным кругом летом бывают белые ночи, когда темнота не наступает, а ночь похожа на сумерки. Летом солнце приносит нам самую большую котомку света и тепла. Оно дарит загар и румянец, ультрафиолетовые лучи, благодаря которым в организме вырабатывается полезный витамин D. Летом полезно загорать и греться на солнышке. Но помните: во всем важна мера. Перегрев может привести к солнечному удару. В жаркую солнечную погоду нельзя выходить из дома без головного убора – кепки или панамки.

Вопросы для обсуждения:

  • Откуда на нашей планете тепло и свет?
  • Какой витамин вырабатывается у человека под действием ультрафиолетовых лучей?
  • Как называется самый длинный день в году? Когда он бывает?

Дидактическая игра

Солнечный зайчик показывает дошкольникам карточки с изображением различных природных явлений: снег, радуга, дождь, листопад, гроза, молния, солнце, солнечный пляж, цветочный луг и др. Дети выбирают те, на которых изображены летние явления природы.

Воспитатель повторно читает 3-е четверостишие «Песенки Солнечный зайчик»
и просит детей ответить на вопросы.

Вопросы для обсуждения:

  • О каких природных явлениях говорится в стихотворении? (Ответ: о солнечных лучах, птичьих трелях, плеске рыбы в реке, сочной траве и шуме листвы деревьев.)

Воспитатель: Ребята, помогите выбрать краски, чтобы нарисовать радугу. Вы знаете, какие для этого нужны цвета? Как появляется летняя радуга?

Дети высказывают различные мнения.

Воспитатель: Давайте попробуем объяснить, откуда берется радуга.

Солнечный зайчик: Когда летнее солнышко встречается с капельками после дождя, на небе расцветает семицветная радуга. Солнечные лучи преломляются в капельках. Капельки делят, как бы расплетают косички лучей на составные разноцветные пряди, – на семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Совместная изобразительная деятельность

Дети подбирают семь красок в соответствии с цветами радуги и вместе рисуют портрет  Солнечный зайчик.

Заключительная часть

Солнечный зайчик: Какой портрет вы мне нарисовали! Спасибо, ребята!

Воспитатель: И тебе спасибо,  Солнечный зайчик, за твои интересные рассказы.

После занятия дошкольники из подручного материала делают рамку
для портрета Солнечный зайчик, выбирают место, где его повесить:
в группе, спортивном или музыкальном зале.

Воспитатель: Кто к нам приходил сегодня? Чем мы занимались?

Дети отвечают и делятся впечатлениями.

Воспитатель: Мы не прощаемся с Солнечным зайчиком – впереди нас ждут увлекательные занятия.

                                                                                                                                                                                                                                                           

Приложение 2

Конспект познавательного мероприятия «Звери летом»

Задачи:

  • рассказать детям о том, как живут летом дикие и домашние животные, как они обустраивают норы, обзаводятся потомством;
  • объяснить, чем и как питаются звери, как играют, купаются;
  • расширить словарь новыми понятиями: «фауна», «травоядные», «плотоядные»;
  • развивать умение составлять развернутые рассказы;
  • научить делать плоские аппликации из изоленты и объемные аппликации из пуговиц;
  • развивать наблюдательность, внимательность, умение слушать друг друга.

Оборудование: изоленты и пуговицы разных цветов; шаблоны животных (для разных видов аппликаций).

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: На предыдущем занятии к нам в гости приходил веселый Солнечный зайчик. Сегодня он снова с нами. Солнечный зайчик расскажет о том, как живут летом звери.

Солнечный зайчик: Лето для животных самое благоприятное время. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают различные версии.
Солнечный зайчик обобщает и дополняет их.

Солнечный зайчик: Зелень вокруг сочная, ее много. К середине лета созревают ягоды, а к концу – лесные орехи. Вы знаете, каких зверей называют травоядными?

Дети: Тех, которые питаются растениями, травой.

Солнечный зайчик: Верно. Так как летом растительности много, травоядные звери ведут себя очень активно. До холодов и осени далеко, скапливать жировые отложения рано. Но можно обеспечить пищей своих деток, ведь им надо подрасти и окрепнуть до конца лета. Даже северные животные в летнее время активны, хотя за полярным кругом холодно. На севере летом солнце почти не садится. Как называют ночи, когда светло?

Дети: Белые ночи.

Солнечный зайчик: Правильно. Благодаря им обитатели севера много охотятся и хорошо питаются.

Основная часть

Солнечный зайчик: Летом особенно активны белки, волки, медведи, грызуны и другие представители фауны. Вы знаете, что означает слово «фауна»? (Дети отвечают.) Фауна – это животный мир. Слово происходит от имени греческой богини Фауны, покровительницы животных. Давайте вместе составим рассказ о том, что делают летом медведи.

Дошкольники по очереди рассказывают, что знают о жизни медведей.
Солнечный зайчик по необходимости поправляет их и дополняет рассказ.

Солнечный зайчик: Медвежата, рожденные зимой, летом уже ходят без мамы, самостоятельно едят ягоды, грибы, стебли травянистых растений. В середине июля поспевает малина, и медведи ею лакомятся. А к концу лета наведываются на поля, где едят поспевающие злаки. Медведи не только умеют, но и любят плескаться, плавать. Особенно нравится им купаться в жаркий день. В воде бурый медведь может преодолевать расстояние в несколько километров то вплавь, то вброд. Вот только нырять медведи не любят. Погружаясь в воду, они оставляют голову на поверхности.

Рефлексия

Воспитатель показывает поделку «Мишка из изоленты», которую он заранее изготовил для проведения занятия.

Вопросы для обсуждения:

  • Из ленты какого цвета сделаны река, деревья, медведь, рыбы?
  • Чем заняты медведи в реке?
  • Каких еще зверей видно на берегу? (Ответ: заяц, волк, белка, лиса.)

Солнечный зайчик: А вот и всем вам знакомый ежик. В каких книгах, сказках и мультфильмах вы его встречали? А вы знаете, как выглядят маленькие ежата? (Дети отвечают.) Вес новорожденного ежонка составляет около 20 граммов, и на нем нет ни одной иголки. Но зверек торопится обзавестись первой «растительностью», и мягкие белые иголочки, от 100 до 150 штук, у ежат появляются уже через несколько часов после рождения. В первые дни мама-ежиха согревает детенышей своим теплом. Через 36 часов у ежат вырастают настоящие темные иглы. А в возрасте 11 дней крошки уже умеют скатываться в клубок, но глазки открывают лишь на 14–16 день. Через 18 дней после рождения малыши уже полностью покрыты темными жесткими колючками. Вы кормили когда-нибудь ежат молоком?

Дети рассказывают о своем опыте общения с ежами.

Солнечный зайчик: Друзья, имейте в виду, что новорожденные ежики – почти единственные в мире существа, способные погибнуть от переедания. Поэтому, если малютка вскармливается не мамой, а «усердным» натуралистом, его может погубить чрезмерное количество молока. Иглы ежа – измененные природой волосы. И поэтому мысль сводить ежика к парикмахеру – не только фантазия сказочников. А что в мультфильмах и сказках ежик носит на своих иголках?

Дети: Яблоки и грибы. Он их очень любит.

Солнечный зайчик: Действительно, но это только в сказках. Еж, даже если захочет, не сможет наколоть яблоко на иголки – они для этого слишком мягкие и просто погнутся. Иголки могут удержать лишь опавшие листья. Но и они цепляются сами, а не еж специально собирает «гербарий». Любимые блюда ежей – насекомые, гусеницы, дождевые черви, а вовсе не грибы и не растения. Но фантазировать ведь никто не запрещает! Вот послушайте!

Воспитатель читает стихотворение «Кто такой самокат?».

Вышел в рощу самокат,
Крепко запер норку.
Покатился наугад
С теплого пригорка.
У него немало дел,
Посудите сами:
Подосиновик поддел –
Пригодится маме.

Приспособил, как седло,
Пестрый лист осинки.
Покатал, пока светло,
Двух жучков на спинке.
Млеет розовый закат,
Согревает пятки.
И вернулся самокат
К маме-самокатке.

Рефлексия

Воспитатель показывает поделку «Ежик из изоленты», которую он заранее изготовил для проведения занятия.

Вопросы для обсуждения:

  • Из ленты какого цвета сделаны ежик и листики?
  • Этот ежик «летний» или «осенний»? Почему вы так думаете?
  • Как сделать «летнего» ежика?

Дети: На ежике пестрые листья, которые бывают только осенью во время листопада. Летнего ежика можно сделать из зеленой изоленты.

Воспитатель: Правильно. Но сейчас Солнечный зайчик покажет нам, как можно сделать ежика из пуговиц.

Дети по показу воспитателя делают ежей с помощью объемной пуговичной технологии.

Воспитатель: Солнечный зайчик, расскажи нам, что делают летом домашние животные.

Солнечный зайчик: Домашние животные летом много находятся на улице, бегают, играют. А вы знаете, каких животных называют плотоядными?

Дети: Хищников, которые едят мясо.

Солнечный зайчик: Правильно. Домашние хищные животные, например кошки и собаки, охотятся на мелких грызунов и птиц. А ведь зимой кошки в основном грелись на печке. Зимой и ранней весной травоядные лошади находились в стойле, а коровы в хлеву. Но летом они все время гуляют на свежем воздухе.

Рефлексия

Воспитатель показывает поделки «Пуговичная кошка», «Пуговичная лошадка».

Вопросы для обсуждения:

  • Чем жизнь домашних животных – кошки и лошади – различается летом и зимой?
  • Каких еще домашних зверей можно собрать из пуговиц? Пуговицы какого цвета для этого нужны?

Заключительная часть

Воспитатель спрашивает дошкольников:

  • что они узнали на занятии (звери летом активны, находятся на свежем воздухе);
  • что научились делать (плоские аппликации из изоленты и объемные аппликации из пуговиц).

Приложение 3

Конспект познавательного занятия «Птицы летом»

Задачи:

  • рассказать детям о жизни птиц летом, гнездовании, выведении потомства, птичьем пении;
  • научить правильно заботиться о птицах: строить для них домики, понимать, когда птенец попал в беду, а когда просто покинул гнездо, и что в обоих случаях надо делать;
  • учить рассуждать, высказываться, делать выводы, слушать ответы сверстников.

Оборудование: карточки с изображениями разных видов птиц (ворона, кукушка, сова, скворец); материалы для лепки или рисования; аудиозаписи звуков «Кукование кукушки», «Перестук дятла», пьес П. Чайковского и И. Стравинского «Соловей»; картинка с изображением птенцов-слеток.

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: На прошлом занятии Солнечный зайчик рассказал о том, как летом живут дикие и домашние животные, о ежатах и медвежатах, кошках, собаках, коровах, лошадках. Сегодня он познакомит нас с жизнью птиц летом.

Солнечный зайчик: Ребята, вы наблюдали за птицами летом? Вспомните, что они делают?

Дети: Поют песни, ищут червяков.

Солнечный зайчик: Правильно. Летом птицы, как и звери, ведут активную жизнь. Но песни они поют в основном по утрам и вечерам, а днем заняты поисками насекомых и их личинок для себя и птенцов. Они ищут насекомых и червячков в траве и стволах деревьев. Давайте поможем им обустроиться: сделаем домики для птиц. Но сначала вспомните, как называется домик для скворца?

Дети: Скворечник.

Солнечный зайчик: А что служит домиком для совы или кукушки?

Дети: Дупло.

Солнечный зайчик: Правильно. А какой домик нужен для вороны?

Дети: Гнездо из веток и травы.

Солнечный зайчик: Молодцы! Давайте для разных птиц сделаем разные домики.

Совместная изобразительная деятельность

Дети рисуют или лепят из пластилина «домики» для разных птиц. Затем делятся на две группы. Участники одной группы берут карточки с изображениями птиц, участники второй группы – поделки или изображения птичьих домиков.
По сигналу воспитателя они подходят друг к другу и образуют пары (берутся за руки) по принципу подходящего птице домика.

Основная часть

Солнечный зайчик: Ребята, мы помогли птицам. А как вы думаете, птицы помогают людям? Как?

Дети высказывают различные мнения.

Солнечный зайчик: Птицы уничтожают вредителей сада и огорода. Например, синицы и скворцы съедают за день столько насекомых, сколько весят сами. Большая синица более 300 раз в день приносит птенцам корм. Каждая пара птиц, живущих в саду, очищает от насекомых-вредителей около 40 яблонь. Ласточка вылавливает за лето до 1 млн мошек, комаров и тлей. Серая мухоловка ежедневно ловит около 350 мух. А кукушка за час съедает до 100 гусениц. Воробьи не только клюют крошки и зернышки, одна пара истребляет несколько тысяч гусениц в неделю. А чем питаются хищные птицы – совы, сычи?

Дети: Они едят грызунов.

Солнечный зайчик: Правильно. И тем самым спасают урожай зерна. Ведь каждая мышка может съесть за лето до 1 кг зернышек, а сова уничтожает за это время до 1000 мышей. Вот как много урожая она может спасти, целую тонну!

Рефлексия

Воспитатель показывает поделки «Сова из изоленты» и «Птичка».

Вопросы и задания:

  • Из ленты какого цвета сделаны перья, клюв, лапы и глаза совы?
  • Из чего сделана «Птичка»? (Из стеклышек, ракушек, камешков, обточенных морских прибоем, дерева, сухой травы.)
  • Найдите похожие материалы или подберите свои варианты для изготовления поделок с птицами.

Солнечный зайчик:
Отгадайте, о какой птице говорится в загадке:
Вот пернатый сел на сук
И колотит – тук-тук-тук!
Ищет мошек под корой
Он голодною порой.

Дети: О дятле.

Солнечный зайчик: В лесах нетрудно найти пестрого дятла. Цепляясь лапками за кору и упираясь хвостом в ствол, он перемещается по дереву, стучит по нему крепким длинным клювом, выгоняет из-под коры насекомых.

Дети слушают аудиозаписи звуков «Кукование кукушки», «Перестук дятла»,
затем в исполнении музыкального руководителя (или в записи)
пьесы «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года.
Март» П. Чайковского и «Соловей» И. Стравинского.

Воспитатель: Отгадайте, о каких птицах идет речь в загадках.

В небе, синем и высоком,
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: «Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!»
                                  (Ответ: орел.)

Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами.
Глазки, как у кошки,
И горят, как плошки.
(Ответ: сова.)

Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(Ответ: лебедь.)

Солнечный зайчик: Ребята, скажите, если, гуляя в парке, лесу или около речки, вы найдете одинокого птенчика, что вы будете делать?

Дети высказывают предположения, фантазируют,
делятся опытом.

Солнечный зайчик:  Может показаться, что птенчик потерял родителей, и у вас появится желание подобрать малыша и приютить у себя дома. Но не всегда так можно поступать. Птенцы многих певчих птиц, обитающих в нашей стране, покидают гнездо тогда, когда еще не умеют летать. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают предположения.

Солнечный зайчик: В это природа вложила большой смысл. Ведь если бы все птенцы долго оставались вместе в гнезде, нападение на него хищника стало бы роковым для всего выводка. А вот если птенцы уже покинули гнездо и спрятались поодиночке, то у каждого из них намного больше шансов, чтобы спастись. Поэтому птенцы покидают гнездышко как можно раньше. Такие малыши называются слетками.

Солнечный зайчик показывает картинку с изображением слетков,
дети рассматривают птенцов.

Солнечный зайчик: Слетки бесхвостые, желторотые, перышки у них только появились. Но у слетков уже открыты глазки. Малыши могут сидеть на ветке или стоять на почве, опираясь лапками. Испугавшись, детеныши замирают неподвижно, затаиваются, поэтому их легко взять в руки. Но если вы нашли такого птенчика, отойдите подальше и не беспокойте его. Родители обязательно найдут птенца и покормят. Хотя, если место кажется опасным, например, вблизи проезжей части, можно отнести малыша подальше, в кусты, или посадить на самую низкую ветку дерева. Но как же нам узнать: птенчик просто покинул гнездо или попал в беду?

Дети высказывают предположения.

Солнечный зайчик: Когда птенцы попадают в беду и нуждаются в помощи, это всегда заметно. Например, рядом находится поврежденное ветром, дождем или хищником гнездо. В этом случае взять на себя заботу о птенце – значит, сохранить ему жизнь. Но делать это надо правильно: отнести птенчика взрослым, которые смогут узнать, детеныш какой птицы попал в беду, и уже после этого с помощью специалиста определить, как содержать и кормить пернатого.

Заключительная часть

Воспитатель спрашивает детей, что они делали на занятии:

  • повторили, где живут летом птицы;
  • узнали, что птицы помогают спасти урожай, уничтожая вредителей-насекомых;
  • прослушали голоса разных птиц;
  • запомнили, что не всегда можно подбирать одинокого птенчика.

Приложение 4

Конспект познавательного мероприятия «Насекомые летом»

Задачи:

  • сформировать представление о том, что насекомые – самый многочисленный класс животных;
  • рассказать о жизни насекомых летом, чем они вредны человеку и чем полезны;
  • объяснить правила взаимодействия с насекомыми: не дотрагиваться до них, некоторых остерегаться, не разорять их жилища;
  • рассказать об отдельных видах насекомых: пчелах, бабочках, божьей коровке;
  • пополнить словарь новыми понятиями: «членистоногие», «шестилапые», «беспозвоночные», «энтомолог»;
  • сформировать умение складывать простые числа;
  • развивать наблюдательность, стремление узнавать новое.

Оборудование: картинка-схема строения насекомого; изображения разных видов насекомых; пуговицы разных цветов; раскраски или контуры насекомых (для коллективного творчества).

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: Ребята, о чем нам рассказал Солнечный зайчик на прошлом занятии?

Дети: О птицах.

Воспитатель: А кто еще, кроме зверей и птиц, ведет летом активную жизнь?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Правильно. Давайте узнаем об их жизни.

Солнечный зайчик: Лето – любимое время года для насекомых! Как вы думаете, почему?

Дети: Летом тепло, у насекомых много еды: лепестков, травы, нектара.

Солнечный зайчик: Правильно. Именно летом из куколок выводятся бабочки, муравьи строят муравейники, а труженицы пчелки собирают мед. Насекомых очень много. По мнению ученых, существует около 3 миллионов видов насекомых, хотя описано и изучено пока около 1 миллиона. А кто скажет, по каким признакам можно узнать насекомое?

Дети: У насекомых есть усы, много ног.

Солнечный зайчик показывает картинку-схему строения насекомого.

Солнечный зайчик: Правильно. Отличительные признаки насекомых – одна пара усиков, три отдела тела – голова, грудь и брюшко, три пары ног. Запомните, ребята, у насекомых три пары ног, то есть шесть ног (лапок).

Основная часть

Солнечный зайчик: Когда на растениях раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра они копошатся в цветках. Их привлекают нектар и пыльца, аромат и окраска цветка. Но вот кто кого выбирает – насекомое цветок или цветок насекомое, – большой вопрос! Многие цветы хотят быть опыленными только определенными насекомыми.

Летик показывает карточку с изображениями разных видов насекомых.

Солнечный зайчик: Часто цветы «хитрят» для того, чтобы привлечь насекомое. Например, некоторые цветки устроены так, что насекомое не может выбраться наружу из «лабиринта», минуя место, где на лапки обязательно приклеится пыльца. Есть совпадение между устройством цветка и насекомыми, которые на него прилетают. На цветках клевера чаще других можно встретить шмеля и пчелу. Лишь шмель своим длинным хоботком может добыть нектар, спрятанный на дне трубочек-венчиков, а пчелам для этого приходится прокусывать цветки. А как насекомые помогают людям?

Дети: Пчелы дают мед.

Солнечный зайчик: Правильно, но не только. Хищные насекомые (жужелицы, божьи коровки) поедают вредителей садов, полей и огородов. А гусеница тутового шелкопряда плетет кокон, оболочка которого состоит из непрерывной шелковой нити длиной от 300 до 1500 м. Ее используют для производства шелка. А чем полезны пчелиный воск и мед? (Дети отвечают.) Мед вкусный, сладкий и целебный. Пчелиный воск применяется в медицине. А могут насекомые нанести человеку вред?

Дети высказывают предположения, основываясь на личном опыте
(например, комары, слепни кусаются).

Солнечный зайчик: Есть насекомые, которые поедают посевы и даже деревянные постройки. Почти все насекомые – летающие животные, совсем не летающих насекомых мало. А изучают всю эту мошкару ученые-энтомологи.

Дети несколько раз повторяют словосочетание «ученые-энтомологи».

Солнечный зайчик: Какие насекомые самые красивые, разноцветные?

Дети: Бабочки.

Солнечный зайчик: Каких бабочек вы знаете? (Дети отвечают.) Самые красивые бабочки: павлиний глаз, названная так за пятнышки на крыльях, адмирал, махаон.

Коллективное художественное творчество

Дети вместе с воспитателем рассматривают поделки насекомых из разноцветных пуговиц. Затем они пытаются самостоятельно, по готовому контуру, раскраске, собрать из пуговиц насекомых.

Рефлексия

Воспитатель: Сколько у насекомых лапок?

Дети: Три пары лапок.

Воспитатель: Три пары – это сколько всего? Как узнать?

Дети: Надо сложить три раза по два. Всего получается шесть лапок.

Воспитатель: Правильно. У насекомых всегда шесть лапок. Найдите среди поделок гусеницу и рассмотрите ее. У нее шесть лапок?

Дети: Нет. Больше.

Воспитатель: А гусеница – насекомое? (Дети высказывают предположения.) Солнечный зайчик, подскажи!

Солнечный зайчик: Гусеница – это куколка (личинка) насекомого, например, бабочки. И когда внутри куколки полностью сформируется бабочка, она выйдет наружу и будет прекрасным насекомым. С шестью лапками.

Воспитатель: Ребята, найдите среди поделок божью коровку.

Дети рассматривают поделку «Божья коровка».

Воспитатель: Как вы думаете, почему это насекомое так необычно называется? (Дети высказывают свои предположения.) Солнечный зайчик, подскажи!

Солнечный зайчик: В саду, огороде, в лесу, на лугу и в поле встречается много божьих коровок. Этого красного жучка с черными точечками на спинке любят и дети, и взрослые. Насекомое приносит большую пользу: очищает посевы от тлей. Назвали жучка так благодаря биологической способности «давать молоко», как коровы: насекомое в случае опасности выделяет молокообразную жидкость, но не белого, а рыжего цвета. Божьих коровок избегают птицы и лягушки, ими не питаются даже пауки-тарантулы. Если же какая-то неосторожная птица рискнет проглотить божью коровку, то сильно обожжет свое горло этой ядовитой жидкостью. Но почему «божья»? (Дети высказывают предположения.) По народным поверьям, божья коровка обитает на небесах и спускается на землю изредка, в качестве доброго посланника, чтобы подсказать, какая будет погода или урожай зерновых. Она может спуститься на ладошку, чтобы услышать и исполнить заветную мечту человека. А что мы говорим, отпуская божью коровку?

Дети произносят закличку: «Божья коровка, улети на небо…».

Солнечный зайчик: В Германии божью коровку называют «жук Святой Марии Девы», в Англии – «Леди птичка». А еще в давние времена слово «божья» обозначало «безобидная, кроткая, мирная». Именно такими чертами наделена вызывающая чувство доверия и умиления божья коровка. Послушайте веселое стихотворение про этого жучка.

Солнечный зайчик читает стихотворение «Божий бычок».

Солнечный зайчик:
Коровкою божьей
Считают меня.
Мы с нею похожи,
Она мне – родня.
Да, в черненьких пятнах
Мой красный сюртук.
Коровке, понятно,
Я братец и друг.
Короткая стрижка,
И нравом я крут.
Зачем же мальчишку
Коровкой зовут?
Подбитая бровка
И мятый бочок.
Какая ж коровка?
Я – божий бычок!

Совместная игровая деятельность

Под музыку Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля» дети бегают по группе (залу или площадке на территории ДОО), имитируя хлопотливые движения шмеля. Затем слушают сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и разыгрывают мини-представление по ее сюжету или отдельным эпизодам. Во время выступления показывают пуговичную поделку или картинку со своим персонажем.

Наблюдения на прогулке

Воспитатель во время прогулки предлагает дошкольникам понаблюдать за жизнью насекомых.

Дети рассматривают, как ползают и летают жуки, обращают внимание на божью коровку: как она ползет по руке, расправляет крылышки, улетает искать пищу. Затем смотрят за полетами бабочек: как они порхают, складывают крылышки, садятся на цветок.

Наблюдают за стрекозой: как она парит, зависает, подобно вертолету. Смотрят, как пчелы исследуют цветок, забираются внутрь лепестков за нектаром. Воспитатель еще раз напоминает им, какую пользу приносят пчелы, опыляя множество цветов.

Изучают муравейник. Воспитатель спрашивает, из чего он сделан. (Из веточек, хвоинок, коры, комочков почвы.) Говорит, что крошечные шестилапые муравьи – большие труженики. Маленькие дырочки в муравейнике – это ходы лабиринта. Муравьи беспрестанно снуют и трудятся. Они живут дружно, не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи – мирные строители. Они никого не обидят, если не трогать их муравейник. А если его разрушить, могут облить виновника муравьиной кислотой. Воспитатель просит детей не мешать муравьям трудиться и обустраивать большой общий дом.

Заключительная часть

Вопросы для закрепления:

  • что такое нектар;
  • почему всех насекомых называют шестилапыми;
  • кто такие энтомологи.

Дети вспоминают, как надо вести себя с насекомыми: с осторожностью, чтобы не нанести вред животному и не пострадать самим; не обижать и не разорять их строения и домики.

Приложение 5

Конспект познавательного мероприятия «Цветы летом»

Задачи:

  • рассказать, как цветут летом лесные, луговые, полевые, садовые цветы;
  • развивать наблюдательность, внимание.

Оборудование: материалы для рисования, пуговичной аппликации или аппликации из природного материала; карточки с изображениями цветов.

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель: Вы уже знаете, как живут летом звери и птицы. На прошлом занятии Солнечный зайчик познакомил нас с миром насекомых. О чем он расскажет нам сегодня?

Солнечный зайчик: Ребята, а какие вы знаете цветы? Какие видели на лугу, в поле?

Дети: Ромашки, одуванчики, васильки, колокольчики, незабудки.

Солнечный зайчик: Сегодня вы узнаете, как они цветут.

Основная часть

Солнечный зайчик приглашает детей на прогулку.

Солнечный зайчик: Напоенные жарким солнцем, дождями и летними росами, на полях распускаются цветы. Давайте рассмотрим их поближе.

Дети поочередно подходят к цветам, о которых рассказывает Солнечный зайчик,внимательно рассматривают их, осторожно трогают и вдыхают их аромат.

Солнечный зайчик: Вот одуванчик. Он вам давно знаком. Его цветок сначала желтый, а потом становится белым и выбрасывает множество парашютиков с семенами. Одуванчик может предсказывать погоду. Знаете как? (Дети высказывают предположения.) Он, конечно, не умеет говорить, но общается с нами на цветочном языке. Перед дождем желтый одуванчик закрывает лепестки и опускает головку. А если он уже белый, пушистый, то перед дождем складывает парашютики – сам прячется и нас предупреждает, что скоро начнется дождь. Посмотрите на цветок и скажите, будет ли дождь.

Дети рассматривают одуванчики и сообщают «прогноз погоды».
Затем подходят к колокольчикам.

Солнечный зайчик: Колокольчики растут на лугу, лесной полянке, в поле. Они бывают синие и лиловые. Это изящные, нежные цветы. На одном стебельке может быть один цветочек или букетики из нескольких цветов. Колокольчик тоже может рассказать о погоде. В пасмурную погоду и ночью он опускает свою головку. А в венчике колокольчика, как в теремке, прячутся мелкие насекомые – жучки, мушки. Им уютно и тепло в гостеприимном домике, и дождь не страшен.

Совместная творческая деятельность

Дети вместе с воспитателем сочиняют сказку «Теремок в колокольчике» и разыгрывают ее по ролям, представляя себя разными мелкими насекомыми. Затем рисуют отдельные эпизоды сказки или выполняют плоскостную аппликацию с помощью изоленты или объемную с помощью пуговиц или природных материалов.

Дошкольники подходят к цветку иван-да-марья.

Солнечный зайчик: У иван-да-марья цветки необычные, двух цветов: желтого и лилового. Поэтому цветок такой красивый. Как вы думаете, почему он так называется? (Дети высказывают свои предположения.) С названием цветка связана старинная легенда: Иван и Марья, не зная, что они брат и сестра, полюбили друг друга и поженились. А когда узнали о своем родстве, чтобы не разлучаться, превратились в цветы. Поэтому этот цветок стал символом любви и верности. Но не нужно его рвать: он очень нежный и сразу завянет. Лучше просто любоваться им на лугу.

Дошкольники подходят к ромашке.

Солнечный зайчик: Ромашку все хорошо знают, но иногда путают с другим цветком – поповником. Запомните, ребята, чем они отличаются: у ромашки стебелек разветвляется и на одном растении много мелких цветочков с желтыми сердцевинками и белыми лепестками. А если вы видите один крупный цветок на одном стебле – это поповник. Почему ромашку считают лекарственным растением?

Дети: Она помогает от многих болезней. Например, настоем из ромашки полощут горло, если оно заболит.

Дошкольники подходят к незабудке.

Солнечный зайчик: Ребята, какого цвета незабудка?

Дети: Голубого.

Солнечный зайчик: А что еще в природе голубого цвета?

Дети: Небо, ручеек, река, море.

Солнечный зайчик: У незабудки крошечная желтая сердцевина. На что она похожа?

Дети: На солнышко.

Солнечный зайчик: Верно! Желтая сердцевина как будто говорит: «Не забудь, не забудь о солнышке! Даже если дождь и непогода». Как вы думаете, долго цветет незабудка? (Дети высказывают различные версии.) Незабудка цветет почти до самой осени.

Дошкольники подходят к васильку.

Солнечный зайчик: Василек тоже сине-голубого цвета. На что похоже его название?

Дети: На имя мальчика: Вася, Василий.

Солнечный зайчик: Правильно.

Если в группе есть дети с именами Василий, Василиса,
Солнечный зайчик ласково называет их васильками. Далее дошкольники подходят к лютику.

Солнечный зайчик: Расскажите, как выглядит лютик, на что он похож.

Дети: Лютик желтый, как солнышко, нежный, красивый.

Солнечный зайчик: Пофантазируйте, на что похоже поле, в котором растет много-много лютиков?

Дети высказывают различные варианты (например, на золотой плед, ковер и т. д.).

Солнечный зайчик: Знаете, почему этот цветок так называется? (Дети высказывают свои догадки.) Название происходит от слова «лютый». Вы знаете, что это значит? (Дети отвечают.) Несмотря на красоту и нежность, это растение ядовито. Характер его, как у лютого зверя или разбойника. У растения ядовитый сок. Попадая на кожу, он может обжечь.

Дошкольники подходят к гвоздике.

Солнечный зайчик: Гвоздика из леса похожа на свою садовую родственницу, которую мы видим в цветочном магазине. А чем же они отличаются?

Дети: Лесная гвоздика меньше по размеру.

Солнечный зайчик: Правильно. И из нее цветоводы вывели сорта крупной гвоздики.

Дошкольники подходят к клеверу.

Солнечный зайчик: В мае–июне зацветает на лугах клевер – ярко-красные, бледно-розовые и белые соцветья. Во многих странах клевер называют трилистник, так как лист его состоит из трех маленьких листочков. Но если вы найдете клевер с четырьмя листиками, считается, что он принесет счастье. Рассмотрите красный клевер: головка цветка состоит из отдельных цветков. Они распускаются не одновременно, краевые раньше, и иногда на полностью отцветшей головке можно видеть 1–2 цветка, оставшиеся неопыленными и ждущие шмеля или пчелу. Значит, клевер – медонос.

Солнечный зайчик  предлагает детям понаблюдать, как пьют нектар из красного клевера пчела и шмель,
и рассказать об отличии в поведении насекомых.

Солнечный зайчик: Шмель опускается на головку клевера, хватается за нее лапками и проверяет длинным хоботком все цветочки: ищет, в какой трубочке больше нектара. Пчелы ведут себя около клевера совсем не так. Они долго летают над цветком, будто раздумывая. А если сядут на цветок, то совсем ненадолго: проверят одну-другую трубочку и летят дальше. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) Для короткого пчелиного хоботка эти трубочки длинные, и пчелам трудно достать нектар. Они летают около головки клевера и выбирают трубочки покороче. А у шмелей хоботки длиннее пчелиных. Но иногда хитрые пчелы подбираются к нектару сбоку, проделывая дырочку в трубочке. Поэтому в головках клевера бывают цветки с дырочками. А кто еще любит сладкий клевер?

Дети: Коровы, козы, овцы.

Солнечный зайчик: Правильно. Поэтому белый клевер еще называют душистой кашкой – «кашей» для домашнего скота. Он не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного, покороче и трубочки его цветков. Поэтому над лугом, где растет белый клевер, много пчел. Как вы думаете, клевер полезен для людей?

Дети: Да!

Солнечный зайчик: Действительно, клевер используется в медицине, в кулинарии в качестве приправы для супов. Высушенные и измельченные листья размалывают в муку и добавляют в хлеб. Из молодых стеблей и листьев готовят салат.

Дидактическая игра «Цветочные загадки»

Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с изображениями цветов, которые они встретили во время прогулки. Затем читает загадки о цветах. Дошкольники выбирают карточку-отгадку.

Воспитатель:
Мы грибы несли в корзине
И еще цветочек синий.
Этот полевой цветок –
Тонкий нежный…
(Ответ: василек.)

Желтая бабочка долго летела
И на цветке отдохнуть захотела.
Словно на желтый пушистый диванчик,
Села на желтый цветок…
(Ответ: одуванчик.)

На прогулке видел я
Фиолетовый цветочек.
Это вырос у ручья
Тонкий нежный…
(Ответ: колокольчик.)

Поле, словно в синих точках,
В нежных маленьких цветочках.
Будто глазки у Анютки,
Нам мигают…
(Ответ: незабудки.)

Дидактическая игра «Цветы-медоносы»

Воспитатель показывает детям карточки с изображением цветов: клевер, шиповник, мать-и-мачеха и др. Дошкольники выбирают те, которые, по их мнению, медоносы. Воспитатель спрашивает, почему они решили, что данный цветок – медонос. (Вариант ответа: над этими цветами дети часто видели пчел и шмелей.)

Совместная творческая деятельность

Дети с воспитателем рассматривают поделки цветов: бумажную аппликацию, аппликацию из ракушек, стеклышек, камешков, дерева. Затем пробуют самостоятельно, по готовому контуру или раскраске, «собрать» свои любимые цветы из подручных материалов.

Заключительная часть

Дети показывают Солнечному зайчику свои поделки цветов, обмениваются впечатлениями.
Затем с помощью воспитателя размещают работы в группе или вестибюле детского сада.
Дошкольники благодарят Солнечного зайчика за интересные и познавательные мероприятия и прощаются с ним.

Солнечный зайчик: До свидания, ребята! Желаю вам хорошо и весело отдохнуть летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект летнего спортивного праздника "Здравствуй, лето!" Старший дошкольный возраст.

Праздник способствует созданию  атмосферы  дружелюбия, радости, положительных эмоций. Игры и игровые задания дают возможность проявить детям высокую двигательную активность, закрепить умения...

Сценарий летнего музыкально-спортивного праздника "Здравствуй, лето!"

Сценарий летнего музыкально-спортивного праздника "Здравствуй, лето!"...

Сценарий летнего праздника «Здравствуй лето красное, здравствуй лето жаркое»

Сценарий летнего праздника  для детей старшего дошкольного возраста...

Учебно-методический материал.Сценарий летнего праздника "Здравствуй солнце! Здравствуй лето!"

Сценарий летнего  праздника "Здравствуй солнце! Здравствуй лето!"...

Сценарий летнего праздника для детей старшей и средней групп «Здравствуй, лето красное! Здравствуй, лето жаркое!»

В сценарии много летних песен, танцев и сюрпризов от главных гостей Кисточки и Лета....

Развлечение в разновозрастной группе ДОУ: Здравствуй, лето! Сценарий летнего развлечения в разновозрастной группе в детском саду

   Развлечение в разновозрастной группе ДОУ: Здравствуй, лето!Сценарий летнего развлечения в разновозрастной группе в детском саду...

«ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!» сценарий летнего спортивного праздника в младшей и средней группах

laquo;ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!» сценарий летнего спортивного праздника в младшей и средней группах...