«Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) на тему

Работа с родителями по ФЭМП с детьми дошкольного возроста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_femp.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 24 "Радуга" с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления воспитанников»

г. Невинномысска

Выступление  на семинаре:

«Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

                                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                             Ноженко Е.Н.

г. Невинномысск

2017г.


«Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

В самом начале учебного года на первом родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Рассказываю, на что следует обратить внимание, именно, в этой возрастной группе. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года, именно, по этому разделу программы. Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут ориентироваться во времени и пространстве.

Я объясняю родителям необходимость больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами; застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке.

Предлагаем родителям чаще использовать в занятиях с детьми счётные палочки.

Игры со счётными палочками.

1. «Игра с палочками»

на столе ставятся коробки со счётными палочками по числу играющих. По сигналу надо правой рукой выкладывать по одной счётной палочке из коробки придерживая её при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке убирать обратно.

Во время игры нужно спрашивать у ребёнка: какой рукой он работал? Сколько палочек на столе? Сколько палочек в руке? И т. д.

2. Игра «Построй колодец».

Предложить ребёнку выложить в беспорядке 10-15 палочек. С помощью двух пальцев ребёнок может сначала построить «колодец», а затем разобрать его.

Игра «Кто больше? ».

Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течении минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить задание: откладывать пуговицы левой рукой, откладывать пуговицы с закрытыми глазами.

Если ребёнок не справляется с освоением какого-либо раздела па математике, я занимаюсь с ним индивидуально, а родителям объясняю и рассказываю, как закрепить знания ребёнка в игровой форме дома, что для этого необходимо делать. С родителями детей, не справляющихся с программой такие консультации я провожу еженедельно, рассказывая о том, чем занимались на занятиях и на что им следует обратить внимание, рекомендуем различные игры.

I Игры на развитие внимания.

Игра «Что изменилось? »

Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.

Игра «Чего не стало? »

Поставить в ряд 10 игрушек (картинок, а в средней группе меньше. Предложить ребёнку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Убрать 1 или любые две игрушки, после этого ребёнок открывает глаза, а взрослый задаёт вопросы:

- игрушек стало больше или меньше?

- какие игрушки исчезли?

- за какими игрушками они стояли?

- какая игрушка была первой? и т. д.

Я рекомендую развивать наблюдательность у ребёнка. Это очень важно. По дороге из детского сада обращать внимание на то, какие изменения произошли.

II Счёт

Я всегда говорю родителям, что считать можно всё что угодно, если ребёнку это интересно, используйте для счёта любой подходящий повод: пересчитывайте ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или голубей во время прогулок. Ребёнок может не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество. Это очень удобно делать накрывая на стол. Родитель может предложить ребёнку : «Давай посчитаем, сколько человек сядет за стол? Сколько нам нужно тарелок? Разложи столько вилок, сколько тарелок стоит на столе. Поставь столько же чашек, сколько на столе блюдец. Положи по одной салфетке возле каждой тарелки. Посчитай сколько салфеток положили и т. д. » Можно считать фрукты в вазе, да всё что угодно.

Хорошим помощником в овладении счётом являются всевозможные настольные игры: лото, домино, игры-ходилки (с кубиком). Домино лучше «как взрослое» с точечками. Игры- ходилки дети очень любят и вместе с игрой легко осваивают счёт.

Можно играть с детьми в математический вариант игры «Холодно-горячо». Спрятать в комнате игрушку, и пусть ребёнок попробует её отыскать, выполняя словесные инструкции, например такие: «два шага вперёд, три шага влево и т. д. 2 В данной игре ещё развивается и закрепляется ориентировка в пространстве.

Для закрепления навыков счёта я рекомендую родителям поиграть с детьми в следующие игры:

1. «Найди пару»

Надо взять карточки с нарисованными на них мелкими предметами или кругами. Называть ребёнку разные числа и просить его найти соответствующую карточку, затем можно поменяться ролями. При этом хорошо будет, если взрослый будет иногда допускать как бы ошибки.

2. «Назови число» или «Назови соседей»

Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3, 5) Аналогично проводится

игра «Какое число пропущено? », «На один больше – меньше», «Предыдущее число», «Последующее число».

3. Для овладения счётом хороши словесные игры;

«Я задумал число»

Взрослый говорит ребёнку «Я задумал число, оно на 1 больше 6. Какое число я задумал? »

Или другой, более сложный вариант: «Я задумал число, прибавил к нему 1, получил 3. Какое число я задумал? »

4. Для закрепления состава числа я рекомендую родителям следующие игры:

«Сколько в другой руке? »

Играют вдвоём. Для игры необходимы мелкие предметы (пуговицы, детали мозаики, бусины и др.) Взрослый говорит ребёнку: «У меня 6 бусинок, в одной руке 3 (показывает). Сколько в другой руке? » Если ребёнок отвечает правильно. Можно поменяться ролями, пусть он прячет бусины. При этом можно намеренно ошибаться и исправлять их во время игры.

«В какой руке сколько? »

Водящий взрослый берёт в две руки 6 бусинок и предлагает ребёнку догадаться в какой руке сколько, но при этом сообщает, что всего бусинок 6. Ребёнок называет различные варианты. В дальнейшем можно поменяться ролями.

III Величина

Игра «Что, кто больше? »

Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д»)

IV Измерение

Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.

V Ориентировка во времени

Для закрепления временных понятий я рекомендую родителям обращать внимание детей на действия, которые происходят в определённые отрезки времени, спрашивая у детей «Когда мы будем завтракать, обедать, ужинать? » когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра.

VI Геометрические фигуры

1.

Составление геометрических фигур из счётных палочек

2. Составление геометрических фигур из ниток и палочек

-составить квадрат. Треугольник маленького размера

- составь маленький квадрат, затем большой квадрат

- составь прямоугольник с верхней и нижней стороной 3 палочки, а левая и правая 1 палочка

- составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.

3. Игра «Помоги Незнайке найти и исправить ошибку»

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресован Незнайке или любому другому герою. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов может оказаться треугольник. А в группе синего цвета фигуры зелёного и т. д.

4. Игра «Найди такой же формы»

Ребёнок ищет в окружающем, предметы круглой, квадратной, треугольной и др. форм.

VII Развитие логического мышления

1. Словесная

игра «Концовки»

Ребёнок должен закончить предложение:

«Если стол выше стула, значит стул… .

«Если кресло мягче дивана, то диван… .»

2.

Хитрые вопросы

- Что может быть как горячим. Так и холодным? (кастрюля, чайник, суп и т. д.)

-Что никогда не поместится в кастрюлю? (её собственная крышка)

- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой) и др.

3. Логические задачи

- Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (груша)

-у стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется (5) и др.

Вот такие игры и упражнения я предлагаю родителям.

Приложение 1

Анкета для родителей по ФЭПМ у дошкольников.

1. Фамилия Имя Отчество.

2. Как Вы считаете, достаточно ли знаний по ФЭМП получает Ваш ребенок в детском саду.

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3. Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по развитию ЭМП.

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

4. Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами.

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

5. Как часто Вы используете в совместной игре стихотворения, считалки.

а) при возможности;

б) иногда;

в) никогда.

6.Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях.

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

7. На что, по вашему мнению, воспитателям стоит уделять больше времени во время занятий по ФЭМП.

_________________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение 2

Консультация для родителей по формированию у дошкольников

ФЭМП на тему: «Математические игры в домашних условиях».

Цель: Познакомить родителей с математическими играми по развитию у детей ЭМП.

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей, как играть с детьми в математические игры в домашних условиях вместе всей семьёй. Не стоит надеяться только на детский сад и ждать, что там дети научатся читать, писать, считать. Давайте еще дома поработаем со своими детьми – это будет и полезно и увлекательно. Тем более, что сейчас разработаны методики, позволяющие учебу превратить в увлекательное занятие.

Итак, Вашему вниманию предлагаются несколько игр, которые помогут детям научиться ориентироваться в мире цифр, а также производить с ними элементарные математические действия.

Игра «Спрятанные цифры». Данная игра научит ребенка различать цифры, запоминать их написание, а также ориентироваться в несложном подсчете. Играть в нее чрезвычайно просто: необходимо на предложенной картинке отыскать спрятанные цифры и разложить в соответствующие клетки. Если на первых порах этот поиск займет у Вашего ребенка более долгое время, то после нескольких тренировок он будет прекрасно ориентироваться в числах, что, несомненно, облегчит ему жизнь в школе на настоящих уроках математики.

Игра «Веселый поезд», поможет даже маленьким деткам научиться считать. На специальный макет – смешной паровозик, необходимо погрузить груз, ромашки. Но, только погрузив необходимое количество, поезд сможет двигаться – для этого в игре используется семафор. Вашему ребенку будет очень интересно это занятие, и кроме того, что он научится считать без особых хлопот, игра будет мотивировать развитие повышенного внимания и заставит ребенка сосредоточиться.

Простейшие арифметические задачи в пределах 10. В этой игре основное задание – научиться хорошо считать, для упрощения задания малышам дается подсказка – в виде звездочек, подсчитав которые, малыш узнает верный ответ. Таким образом, идет привязка количества предметов к принятому обозначению этого числа в цифрах. В качестве награды – мультик, для детей это прекрасная мотивация.

Игра «От 1 до 10», учит не только считать, ориентироваться в цифрах, но также и поможет ребенку научиться быть терпеливым. На тренажере расположена несложная таблица с указанием цифр, а также разбросанные по всему полю ромашки. Юному математику нужно будет необходимое число предметов разложить по ячейкам. Внимание, терпение, запоминание написания цифр плюс элементарный подсчет – вот на что направлена данная игра.

Игра «Дополни до 10» поможет детям сориентироваться в таком действии, как вычитание. На яркой картинке представлена забавная героиня – курица с яйцами, на которых написаны цифры. Помогите своему ребенку дополнить все варианты до числа 10, и в дальнейшем он будет щелкать все задачки как орешки.

Приложение 3

Материал для папки – передвижки по ФЭМП у дошкольников по теме:

«Решаем - играем вместе с мамой».

А Ваш умный ребёнок любит играть? А решать задачи по математике? Не секрет, что не всем детям нравится заниматься в детском саду. А уж математикой тем более. Такая скучная наука. Расскажите ребенку о том, что математика вовсе и не такая скучная, как могла показаться на первый взгляд. Поиграйте с ним дома вместе всей семьёй, решая задачи по математике в стихах. Известно, что задачи в стихотворной форме всегда нравятся детям больше обычных задач. Они эмоциональны и легче запоминаются.

К серой цапле на урок прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок прилетело на урок?

Задали детям в школе урок:

Прыгают в поле сорок сорок,

Десять взлетели, сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок?

Я, Сережа, Коля, Ванда - волейбольная команда.

Женя с Игорем пока - запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится?

Мы - большущая семья,

Самый младший-это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Даша, Саша

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем-

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак корней поймал трех окуней.

Рыбак Евсей - четырех карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

К двум зайчатам в час обеда прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели и по три морковки съели.

Кто, считать, ребята, ловок, сколько съедено морковок?

Конечно, эти задачи по математике в стихах можно использовать для подготовки детей к школе. Их можно включать в число домашних заданий, в программу турниров и различных конкурсов, смекалки. Главное, чтобы они соответствовали уровню знаний детей.

ИГРАЙТЕ, ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник консультаций для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программ...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...