Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Роительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_rabota_s_roditelyami_po_femp.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В самом начале учебного года на первом родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Рассказываю, что должен знать каждый ребенок  к концу учебного года, именно, по этому разделу программы. Родители должны знать, что на занятиях дети будут готовиться к счетной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут ориентироваться во времени и пространстве.

  Я объясняю родителям необходимость больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами; застегивание и расстегивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на веревочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определенном порядке.

Предлагаем родителям чаще использовать в занятиях с детьми счетные палочки.

 Игры со счетными палочками.

  1. «Игра с палочками». На столе ставятся коробки со счетными палочками по числу играющих. По сигналу надо  правой рукой выкладывать по одной счетной палочке из коробки придерживая ее при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке убирать обратно.

Во время игры нужно спрашивать у ребенка: какой рукой он работал? Сколько палочек в руке? И т.д.

  1. Игра «Построй колодец». Предложить ребенку выложить в беспорядке 10-15 палочек. С помощью двух пальцев ребенок может сначала построить «колодец», а затем разобрать его.
  2. Игра «Кто больше?» Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течении минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить задание: откладывать пуговицы левой рукой, откладывать пуговицы с закрытыми глазами.

Если ребенок не справляется с освоением какого либо раздела по математике, я занимаюсь с ним индивидуально, а родителям объясняю и рассказываю, как закрепить знания ребенка в игровой форме дома, что для этого необходимо делать. С родителями детей, не справляющихся с программой такие консультации я провожу еженедельно, рассказывая о том, чем занимались на занятиях и на что им следует обратить внимание, рекомендуем различные игры.

Игры на  развитие внимания.

  1. Игра «Что изменилось?» Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребенок говорит, что изменилось, начиная с трех предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.
  2. Игра «Чего не стало?» Поставить в ряд 10 игрушек( картинок, а в средней группе меньше. Предложить ребенку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Убрать 1 или любые две игрушки, после этого ребенок открывает глаза, а взрослый задает вопросы:

-игрушек стало больше или меньше?

-какие игрушки исчезли?

-за какими игрушками они стояли?

- какая игрушка была первой? И т.д.

Я рекомендую развивать наблюдательность у ребенка. Это очень важно. По дороге из детского сада обращать внимание на то, какие изменения произошли.

Счет.

 Я всегда говорю родителям, считать можно все что угодно, если ребенку это интересно, используйте для счета любой подходящий повод:  пересчитывайте ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или голубей во время прогулок. Ребенок может не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество. Это очень удобно делать накрывая на стол. Родитель может предложить ребенку: «Давай посчитаем, сколько человек сядет за стол? Сколько нам нужно тарелок? Разложи столько вилок, сколько тарелок стоит на столе. Поставь столько же чашек, сколько на столе блюдец. Положи по одной салфетке возле каждой тарелки. Посчитай сколько салфеток положили и т.д» Можно считать фрукты в вазе, да все что угодно.

  Хорошим помощником в овладении счетом являются всевозможные настольные игры: лото, домино, игры-ходилки (с кубиком). Домино лучше «как взрослое» с точечками.  Игры-ходилки дети очень любят и вместе с игрой легко осваивают счет.

  Можно играть с детьми с математический вариант игры «Холодно-горячо». Спрятать в комнате игрушку, и пусть ребенок попробует ее отыскать, выполняя словесные инструкции, например такие: «два шага вперед, три шага влево и т.д. 2 В данной игры еще развивается и закрепляется ориентировка в пространстве.

 Для закрепления навыков счета я рекомендую  родителям поиграть с детьми в следующие игры:

  1. «Найди пару». Надо взять карточки с нарисованными на них мелкими предметами или кругами. Называть ребенку разные числа и просить его найти соответствующую карточку, затем можно поменяться ролями. При этом хорошо будет, если взрослый будет иногда допускать как бы ошибки.
  2. «Назови число» или «Назови соседей». Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребенок должен поймать мяч и назвать соседей(3,5) аналогично проводится игра «Какое число пропущено?», « На один больше-меньше», « Предыдущее число», «Последующее число».
  3. Для овладения счетом хороши словесные игры:

- «Я задумал число» Взрослый говорит ребенку « Я задумал число, оно на 1 больше6. Какое число я задумал?».

Для закрепления состава числа я рекомендую родителям следующие игры:

«Сколько в другой руке?» Играют вдвоем. Для игры необходимы мелкие предметы(пуговицы, детали мозаики, бусины и др.) Взрослый говорит ребенку: « У меня 6 бусинок, в одной руке 3 (показывает). Сколько в другой руке?» Если ребенок отвечает правильно. Можно поменяться ролями, пусть он прячет бусины. При этом можно намеренно ошибаться и исправлять их во время игры.

 

«В какой руке сколько?» Водящий взрослый берет в две руки 6 бусинок и предлагает ребенку догадаться в какой руке сколько, но при этом сообщает, что бусинок всего 6. Ребенок называет различные варианты. В дальнейшем можно поменяться ролями.

Величина

Игра «Что, кто больше?». Ребенок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы.(машина-автобус, котенок-кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом «Что бывает бывает высоким, низким, далеким, близким, широким и т.д»)

Измерение.

Во время приготовления обеда можно спросить ребенка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т.д

Ориентировка во времени

Для закрепления временных понятий я рекомендую родителям обращать внимание детей на действия, которые происходят в определенные отрезки времени, спрашивая у детей «Когда мы будем завтракать, обедать, ужинать?» когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра.

Геометрические фигуры:

1.Составление геометрических фигур из счетных палочек

2. Составление геометрических фигур из ниток и палочек

              -Составить квадрат. Треугольник маленького размера.

             - Составь маленький квадрат, затем большой квадрат.

             - Составь прямоугольник с верхней и нижней стороной

             3 палочки, а левая и правая 1 палочка.

             -составь из ниток фигур: круг, овал, квадрат и т.д.

3.Игра « Помоги Незнайке найти и исправить ошибку»

 Ребенку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по -какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ

адресован Незнайке или любому другому герою. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов может оказаться треугольник. А в группе синего цвета фигуры зеленого и т.д.

4.Игра «Найди такой же формы»

Ребенок ищет в окружающем, предметы круглой, квадратной, треугольной и др. форм.

  Развитие логического мышления

  1. Словесная игра «Концовки» . Ребенок должен закончить предложение: «Если стол выше стула, значит стул…», « Если кресло мягче дивана, то диван…»
  2. Хитрые вопросы:

-Что может быть как горячим. Так и холодным? ( кастрюля, чайник , суп и т.д.)

-Что никогда не поместится в кастрюлю? (ее собственная крышка)

- Из какой посуды нельзя ничего съесть?( из пустой) и др.

  1. Логические задачи

- Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (груша)

-у стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется(5) и др.

Вот такие игры и упражнения я предлагаю родителям.

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник консультаций для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программ...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...