Главные вкладки

    «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым».
    консультация по теме

    Лобачева Екатерина Николаевна

    Данный материал будет полезен воспитателям и родителям, подскажет, как организовать интересные игры игры для детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и приоритетов детей. Подскажет как организовать предметную среду для активации детской фантазии и воображения в процессе организации игр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    Тема:

    «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым».

    Подготовила:

    Лобачева Е. Н.

    Воспитатель

    Рязань, 2017 г.

    Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Известно, что игра - это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в жизни. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряя на себя самые разные социальные роли. Игра - процесс, который всегда будет характеризовать самоценность и уникальность дошкольного детства.

    Педагоги жалуются, что сюжетно-ролевую игру организовать сегодня очень сложно: сюжеты непонятны, герои неизвестны, игровой процесс стихийный, игровая среда не привлекает детей. Как помочь?

    Прежде всего, давайте познакомимся с особенностями сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет (средняя группа). Во что и как сегодня играют мальчики и девочки самого продуктивного для игровой деятельности среднего дошкольного возраста?

    Дети пятого года жизни любят играть в сюжетно-ролевые игры. Как и раньше, они предпочитают сюжеты, соответствующие их полу. Девочки устойчиво выбирают социально-бытовые игры: «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин» или «Супермаркет», «Барби», «Фирма "Эйвон"».

    Мальчики выбирают мужские взаимоотношения в мужских профессиях: «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Подводная лодка», «Строитель», «Спасатели», «Гонки», «Следователи», «Супергерои», «Трансформеры».

    Дома дошкольники играют по мотивам тех же сюжетов, что и в детском саду. Но в домашних условиях девочки играют и с машинками: перевозят куклу Барби, с удовольствием катают ее по разнообразным маршрутам. Мальчики - в «Бои без правил», «Гонки», «Лего-приключения», что невозможно, по их мнению, в детском саду. И мальчики, и девочки дома предпочитают компьютерные и подвижные игры, а также собирают пазлы, смотрят мультфильмы «Маша и Миша», «Клуб Принцесс», «Барбоскины», «Тачки», «Самолеты», «Робокар Поли», «Щенячий патруль», «Трансформеры» и др.

    В играх девочки исполняют роли мамы и дочки, парикмахера и его клиента, продавца, покупателя, кассира, врача и пациента, консультанта по косметике, певицы, артистки. В сюжетно-ролевых играх современных девочек встречаются героини из сказок: Красная Шапочка, Белоснежка, королева, принцесса, Мальвина, Золушка, Русалочка. А мальчики чаще всего выбирают роли спасателя, водителя, пассажира, кондуктора, рекламного агента, капитана, рулевого, охранника, полицейского, пожарного, механика, строителя, матроса, супергероя; сказочных персонажей - медведя, волка, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, дракона, Буратино, Человека-Паука, Бэтмена, Черепашки Ниндзя, Молнии Макквина, Джека Воробья, Робокара, Трансформера. Дети удивительным образом умудряются сочетать разноплановых героев, переплетать сюжеты, противоречий у них не возникает.

    Наиболее привлекательными для абсолютного большинства девочек этого возраста становятся куклы, детская посуда, игрушечная косметика, мягкие игрушки. Некоторых привлекают машинки. Это может быть связано с тем, что сегодня игрушечные машины делают очень красивыми, необычными, разных моделей, поэтому девочки активно их используют, например, для куклы Барби или Розы Барбоскиной.

    Мальчики выбирают машинки, роботов, самолеты, пистолеты, разнообразные конструкторы, с которыми они с удовольствием совершают игровые действия. Интересно, что используемые игрушки не всегда бывают любимыми и предпочитаемыми, они просто многофункциональны и помогают развивать сюжет.

    Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми своего пола.

    Мальчики объясняют это тем, что девочки не играют в «мальчиков», а именно в «Подводную лодку», «Гараж». «Им (девочкам) даже не придумать роли, им нечего делать в этих играх!» - рассуждает Вадим. Так же объясняют и девочки. Таня говорит: «Мальчики не играют в "Дочки-матери", "Парикмахера" - у них свои игры!».

    При этом в реальном общении мальчики и девочки среднего дошкольного возраста доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатию, демонстрируют положительные взаимоотношения. В ходе наблюдения удалось выявить еще одну особенность: объединение девочек для игр основано на интересе их друг к другу, а у мальчиков - на интересе к замыслам партнеров, игровому содержанию.

    Очевидно, что интересы мальчиков и девочек обусловлены их половой принадлежностью, а особенности полоролевой социализации в этом возрасте остаются прежними. Сохранилась и традиционная тематика сюжетно-ролевых игр: преобладание сюжетов, связанных с семьей и бытом, у девочек, типично профессиональных - у мальчиков.

    В пять лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Сам характер игр предполагает движение. Машина, которую ведет шофер, едет, корабль преодолевает шторм и рифы, подводная лодка погружается и всплывает. Мальчики строят из стульев автобус; конечно, для такой игры используется пространство группы.

    Девочки более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве: им достаточно уголка, иногда стола с игровыми атрибутами. Именно он становится кабинетом врача, в котором ребенок «пациенту» измеряет температуру, осматривает горло, слушает трубочкой, делает уколы. Используя коробочки с воображаемыми таблетками и витаминами, «врач» дает нужные лекарства больному, выписывает рецепт.

    Мальчикам среднего дошкольного возраста важно наличие разнообразных атрибутов предметно-игровой среды. Например, играя в «Автобус», им необходимо иметь фонарик, бумажки-билеты, бумажки-деньги, стулья, карточки, руль. Играя в «Гараж» - машинки, кубики, игрушечных человечков, бумажки-визитки, пистолеты.

    Девочки, играя в «Парикмахера», используют передник, расчески, заколки, резинки, игрушечные ножницы, разнообразные коробочки и баночки, флакончики и пластиковые бутылочки, бумажки-деньги, модные журналы. Для игры в «Доктора» им важно иметь под рукой игрушечный набор медицинских инструментов, коробочки и баночки с воображаемыми таблетками, порошками и витаминами.

    Очевидно, что мальчики более изобретательны в использовании предметной среды. С одним и тем же предметом, например кубиком, они придумывают многочисленные манипуляции. Девочки в этом возрасте более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира.

    В связи с высокой мобильностью и готовностью использовать все, что под рукой, мальчики совершают самые разнообразные игровые действия: управляют автомобилями, ремонтируют их; готовят автобус для поездки; капитаны отдают распоряжения, приказы командным голосом; рулевой управляет кораблем; матросы моют палубу; охранники требуют предъявить документы, стреляют в воришек; кондукторы проверяют билеты, штрафуют; мужчины-пассажиры предъявляют билеты кондуктору и визитки охранникам, рекламируют фонарик в метро и поезде.

    Характер ролевых действий девочек, как правило, заключается в том, что мама готовит, стирает, занимается уборкой, проявляет ласковое и заботливое отношение к дочке, заключается ее воспитанием, наказывает. Дочка капризничает, просит что-нибудь купить; мама ходит по магазинам, причесывает себя и дочь; дочка помогает маме. Парикмахеры делают разные прически; клиент описывает, какую хотел бы прическу; парикмахеры советуют. Врачи ставят диагноз, лечат, выписывают рецепты. Кассиры выбивают чеки, покупатели спрашивают продавцов о качестве товара. Способность к игровому творчеству у мальчиков выше за счет способности комбинировать сюжеты, переключаться с одного ролевого взаимодействия на другое. Этот факт необходимо учитывать педагогу при сопровождении сюжетно-ролевых игр детей в средней группе.

    Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками, более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются менять освоенные действия, готовы повторять их по нескольку раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты, игра имеет однообразный, но стабильный характер.

    Мальчики распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями. Играя в «Такси», Петя, Артем и Даня хотели быть водителями, пассажирами никто быть не соглашался. Ни один из мальчиков не уступил, поэтому все были водителями без пассажиров, они «водили» свои машины, и каждый что-нибудь рекламировал: марку машины, подушку безопасности, освежитель воздуха. Игра быстро закончилась, так как «машины столкнулись», и мальчики стали ругаться, кричать друг на друга, даже драться. Нестабильность игры часто приводит к конфликтам, которые мальчики разрешают с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.

    Часто современные дети привлекают в игры сюжеты из рекламы, кинофильмов и сериалов нового времени.

    Рассмотрим несколько примеров. Гриша начал делать из стульев автобус, он хотел быть водителем, к нему присоединились Саша и Тема, которые стали пассажирами. Водитель пел песни про трансформеров, а также хиты любимой им певицы Елки, будто у него в салоне магнитофон. Далее к ним присоединился Дима, который был рекламным агентом. Он рекламировал «суперский» фонарик на «вечных» батарейках. Тому, кто его купит, он подарит часы. Далее Дима изображал кондуктора, который проверял билеты и штрафовал. На самом деле кондуктор оказался бандитом, захватившим автобус с помощью игрушечного пистолета.

    Можно выделить ряд особенностей творчества в сюжетно-ролевой игре современных дошкольников пятого года жизни.

    И мальчики, и девочки испытывают трудности в комбинировании игровых сюжетов: девочки, как правило, строят игровые действия вокруг одного события, иногда «застревают» на отдельных его элементах, повторяя их несколько раз; мальчики отражают только отдельные элементы сюжета, представить и реализовать его целостно им трудно.

    Разнообразие ролевых действий наблюдается больше у мальчиков, они легче трансформируют события, включая в традиционное содержание сюжеты из рекламы, фильмов, мультфильмов.

    Необходимо помнить, что предпочитаемые игры для мальчиков и девочек пяти лет тесным образом связаны с их половой принадлежностью. Будущие мужчины в пять лет любят игры, требующие силы, смелости, воли и характера, отражающие типично мужские профессии.

    Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей матери, жены, хозяйки и с процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций: им нравится готовить, кормить дочку, делать прическу, совершать покупки, поэтому они играют долго. Мальчики пытаются продумать все нюансы: если водитель, то какого транспортного средства, кого или что везет, куда едет, хотя само ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер.

    Игровое объединение девочек основано, как правило, на интересе друг к другу, у мальчиков - на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров, общим сюжетам.

    Для ребенка этого возраста очень важно, кто с ним играет. Особенно в семье. Учитывая, что мальчики отражают в игре модели взаимоотношений между мужчинами, то идеальный вариант - это сюжетно-ролевые игры с папой или дедушкой, братьями, соседскими мальчишками. Не стоит стремиться привлекать девочек-ровесниц, они им пока неинтересны в игровой деятельности.

    Игры мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста требуют от воспитателей и родителей особой организации пространства: небольшого и стабильного - для девочек, с игрушками и игровым оборудованием; простора - для мальчиков с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели, важно, так как среда активизирует игру ребенка, развивает ее.

    Результаты исследования позволяют констатировать изменения в содержании игр, на которые повлияла изменившаяся социокультурная среда: телевидение, компьютер, планшет, мобильный телефон, современные мультфильмы, игрушки, книги, интересы и материальные возможности родителей.

    Жестокое поведение в игре обязательно должно быть замечено воспитателем или родителями. Необходимо обсудить его с ребенком, показать опасность подобных действий для человека, для самого «героя», определить вместе или помочь дошкольнику самостоятельно оценить, что хорошо, а что плохо, как изменить игровую ситуацию с помощью персонажа.

    на это сказал бы Мэтр? Как повел бы себя Поли Робокар в этой ситуации? Мог бы Трансформер так поступить?

    Готовя ребенка к игре или играя с ним, взрослому необходимо активизировать детскую фантазию, придумывать с ним новые сюжеты и ролевые действия, обсуждать правила взаимоотношений между героями. Важно научить и мальчика, и девочку усложнять игры, которые привлекают их, комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей, правильно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, дошкольники готовятся к нестереотипным моделям социального поведения в обществе, у них развиваются способности взаимодействия с другими людьми. Наблюдается еще одна закономерность в играх мальчиков пяти лет: они играют недолго в отличие от девочек того же возраста. Возникающие конфликты решаются ими с помощью силы, поэтому их ролевое взаимодействие быстро прекращается. Через сюжетно-ролевую игру можно учить ребенка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общения. Для будущего мужчины крайне важно научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-7 летнего возраста на различение эмоций "Когда ты боишься и что с этим делать?"

    Занятие направлено на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, в частности на распознавание эмоциональных состояний человека, развитие эмпатии, рефлексии, умения находить способы регул...

    МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного учреждения и родителям, потому что целенаправленная работа всех участников педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук в дошколь...

    Плачет ребенок: как к этому относиться и что с этим делать?

    Как относиться к плачу ребенка? Неопытные родители плача ребенка боятся: он для них обвинение, что они в чем-то виноваты. Ленивые мужчины от плача ребенка раздражаются: "вот, снова беспокоит!" Тревожн...

    Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

    В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

    Консультация для педагогов и родителей «Особенности развития мальчиков и девочек дошкольного возраста»

    в данной статье описаны особенности в психологическом и речевом развитии мальчиков и девочек, а также даны советы по развитию речи с учетом гендерных различий....

    Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет

    Игра - самый верный путь достижения взаимопонимания с ребенком....

    Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»

    Консультация«Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»   Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и инте...