Опыт работы" Я пешеход"
опыты и эксперименты на тему

Людмила Викторовна Миронова

Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_peshehod_opyt.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Я — пешеход»

Составила:

Л.В. Миронова

воспитатель муниципального

дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребенка

«Дубравушка» - детский сад № 31»

Актуальность и перспективность опыта.

Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения – пешеходов, водителей, пассажиров.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Уровень детского дорожно-транспортного травматизма вызывает особую тревогу, а традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в условиях становления демократического общества, требует позитивного изменения с учетом требований социума.

С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Особое место в этом направлении отводится родителям.

Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но через год – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребенка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, научить его правилам безопасного поведения лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. В связи с этим актуализировалась необходимость поиска механизма формирования у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Актуальность данной  проблемы это  обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольное учреждение.  Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность.  Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного  поведения на дорогах.

  Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

Обучение дошкольников правильному поведению на улице и в транспорте необходимо осуществлять в системе. Игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности важно использовать не только с учетом возраста детей, но и с учетом окружающих условий. Работа ведется комплексно, новый материал дается детям с опорой на уже имеющихся знаний. Новизной  работы является комплексное использования элементов ранее известных и современных методик, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений  о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Ведущая педагогическая идея.

Важно в доступной форме разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах и транспорте. Обучение   протекает планомерно  и весь материал усваивается крепко и надолго, именно тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой,  Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, И.А. Лыковой и др. Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время.

Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных форма

Оптимальность и эффективность средств.

Работа должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Обучение детей правилам дорожного движения необходимо проводить в тесном контакте с родителями.

Гипотеза:

Работа по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице будет успешной  если:                                                                                                                             

  • будет обеспечено психолого – педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста;
  • повысится мотивация родителей  по   обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;
  •  проведена разъяснительная и консультативная работа с родителями.

Я поставила при обучении детей правилам безопасного поведения  перед собой следующие задачи:

  • доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание;
  • формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
  • воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе;
  • развитие у детей и родителей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
  • обучение родителей и дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий;
  • взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Работая над опытом, руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ «Об образовании в РФ»;

- Правила Дорожного Движения Российской Федерации 2013г;

- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";

- Основная образовательная программа МДОУ № 31 с учетом ФГОС ДО.

Ожидаемый результат.

  • Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность,  негативное  отношение к нарушениям ПДД.
  • Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
  • Проявление гуманных чувства: доброта, отзывчивость и сострадание.
  • Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы над проблемой:

  • изучить методическую литературу по данной проблеме,
  • разработать планирование,
  • создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность и ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения,
  • подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

В чем заключается суть моего опыта? Это поэтапное, постепенно усложняющаяся, с учетом возраста, систематизированная работа.

 Средством достижения поставленных образовательных задач являются инновационные технологии работы с детьми:

Игровые

направленные на двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-художественную деятельность

Проектная деятельность

направленная на познавательно-исследовательнскую, продуктивную,    музыкально-художественную деятельность

Исследовательская

направлена на познавательно-исследовательнскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность (мелкая моторика).

ИКТ

Направленные на познавательно-исследовательнскую,  коммуникативную  деятельность

Здоровьесберегающие

Направленные  оздоровительную, двигательную деятельность

Содержание опыта реализую:

  •  через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры;
  •  на специально организованных занятиях по безопасности;
  •  в процессе кружковой работе «Я-пешеход». Все занятия сохраняют форму занимательной, увлекательной игры, реализация интегрированного подхода делает обучение дошкольников более интересным, развивает потенциал самих дошкольников;
  •  в совместной деятельности взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной, необязательной форме (в ходе режимных моментов, прогулок);
  • в развивающей среде группы (уголок «Светофорика», изодеятельность, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

      Методы и приемы, реализуемые в работе:

  •  взаимодействие со сказочным персонажем- подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить,
  • словесные приёмы: рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого;
  • игровые приемы: занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр;
  • наглядные приемы: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;
  • художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы;
  • использование театра: спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей;
  • использование музыкального репертуара;
  • практические действия детей: разбор проблемных ситуаций, творческая и продуктивная деятельность детей.

 При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой:

  • Ребёнок — пешеход.

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети).

  • Ребёнок — пассажир.

Здесь изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомлю с обязанностями пассажиров, учу наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

  • Ребёнок - водитель детских транспортных средств  

Умение ребенка правильно использовать на улице свой «транспорт»:велосипед, санки, ролики и т.д.

Создание предметно – пространственной развивающей образовательная среды.

 Для реализации поставленных задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.

- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

- доступность (свободный доступ к игровым пособиям); безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды в группе, которая включает:

- уголки безопасности в группе;

- наглядно-дидактический материал: настольно-печатные игры, дидактические игры,  атрибуты для кукольного театра, атрибуты для развлечений, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция» и т. д., плакаты и иллюстрации, отражающие дорожные ситуации,  разрезные картинки, тематические альбомы, подборка художественной литературы, книг-раскрасок: «Я на улице», Н.И. Андреев «Как человек поехал по железной дороге, О. Тарутина «Для чего нам светофор?», Н. Дорохова «Зеленый, желтый, красный», Г.Шалаева «Величайшие изобретения!», П.Синявский «Жили-были автомобили» и др.

Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасного поведения на дороге использую:

  • игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику);
  • модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода);
  •  схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой;
  •  разрезные картинки, кубики, мозаики;
  •  настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • городок по дорожному движению.

Организация работы с родителями.

Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только воспитателем и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей. Поэтому важно донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так, же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

С этой целью:

·  в  уголке для родителей  разместила материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы);

·  на собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивала моральную ответственность, которая лежит на взрослых;

·  разработала материалы по работе с родителями по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

·  оформила тематический информационный стенд, папки-передвижки: «О значении обучения детей ПДД», «Мы в ответе за детей», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»;

· провела родительские собрания с показом фрагментов занятий, беседы, консультации с участием  инспекторов по пропаганде ГИБДД и других заинтересованных лиц;

·  привлекала родителей для участия в проектной деятельности, досуговой, эксурсиях по улицам города.

Результативность.

 Диагностика уровня знаний детей о правилах дорожного движения, проведенная в начале учебного года и в конце учебного года показала, что проведенная в течение двух лет работа дала положительные результаты, наблюдается положительная динамика:

Старшая группа (29 детей)

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

25%

6 детей

57%

18 детей

18%

5 детей

47%

17 детей

53%

12 детей

-

Подготовительная группа (30 детей)

Начало года

Конец года

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

50%

13 детей

50%

17 детей

-

75%

16 детей

25%

14 детей

Подводя итог работы за 2 года, надо отметить:

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 85 % выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.

Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. Родители поддерживают работу детского сада.

Результативность моей работы подтверждается тем, что за годы работы по обучению детей Правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Система деятельности по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.

 У детей:

- расширились представления   об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;

-научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;

- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;

- значительно расширился и обогатился словарный запас детей;

Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Планирование дальнейшей работы:

  • продолжать пополнять игровой, методический материал  по правилам дорожного движения;
  •  в системе вести работу с сотрудниками ГИБДД с целью реализации единой линии предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства;
  •  продолжать привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.

Библиография

  1.  И.А. Лыкова. Мир Без Опасности. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста. - Издательство Цветной мир, 2017г.
  2.  Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004г.
  3.  Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006г.
  4.  Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.  Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.  Филенко.- М. «Просвещение» 2005г.
  5. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  6. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная акция "Пешеход, пешеход поспеши на переход"

Раскрывается система работы по взаимодействию с социальными инстутами детсва посредством проведения акций...

Сценарий развлечения - КВН по ПДД «На проезжей части. Водители и пешеходы» (приуроченное к неделе «Осторожный пешеход»)

Цель: Совершенствование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.Задачи:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.Формирование ориентировки в пространстве.Воспитывать у дошк...

Развлечение по ПДД "Пешеход,пешеход не забывай про переход!"

Приключение во время которого дети,  разгадывая загадки, играя по правилам в дидактические игр,  продолжают, путешествуя на автобусе, знакомиться с новыми знаками дорожными ,и закреплять зна...

Опыт работы по воспитанию юных пешеходов

Знакомство с опытом работы по правилам дорожного движения через дидактические игры....

Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов

Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов....

Заметный пешеход-безопасный пешеход

Заметный пешеход-безопасный пешеход...