Формирование элементарных математических представлений через игру
тренажёр (старшая группа) на тему

Черная Анна Ивановна

Формирование элементарных математических представлений через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:«Формирование элементарных математических представлений через игру»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится математическим играм.

В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

 Педагогический опыт говорит о том ,что нельзя  предоставлять ребёнку готовые знания, а указывает пути их приобретения, при этом  делая процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог - результативным.

Данный опыт способствует развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса.

Помогает детям проявить свою сообразительность, смекалку.

Побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Воспитывает у дошкольников стремление находить самостоятельный путь решения познавательных задач.

Создаёт условия для накопления детьми представлений об окружающем.

Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач – шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал увлекает ребёнка, способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Математические игры побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Важно использовать игры так, чтобы сохранились и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики.

3. Теоретическая база

В цикле «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

Основное назначение цикла «Математические ступеньки» оказать практическую помощь педагогам; предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу.

Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с

учебно-воспитательным процессом. Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

Предложенный материал способствует внедрению современных подходов к обучению детей дошкольного возраста: таких как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенные им задачи и разрешать их самостоятельно, в ходе выполнения заданий у детей возникает потребность овладеть определёнными знаниями.

Учебно-методическое пособие В.П. Новиковой «Математика в детском саду» помогает в выборе разнохарактерных дидактических игр. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым в предлагаемой методике придаётся большое значение. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверке правильности его решения.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателями.

Интересной была для меня книга «И учёба, и игра: - математика» Т.И. Тарабариной и Н.В. Елкиной.

В пособии широко представлены математические развлечения, задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Большое место в пособии занимают дидактические игры и упражнения, которые я использую в индивидуальной работе с воспитанниками. Игры способствуют закреплению, полученных знаний, а также являются ценным средством воспитания умственной активности детей.

Согласна с многими педагогами, которые считают, что занимательные математические игры способствуют развитию умственных способностей детей, вызывают интерес к познанию и облегчают процесс усвоения знаний.

Решая задачу по формированию элементарных математических представлений через игру у детей дошкольного возраста, я столкнулась с определёнными трудностями:

- слабое взаимодействие всех участников педагогического процесса (сотрудников ДОУ и родителей) в решении проблем;

- создание предметно – развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;

- разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.

- недостаточно сформировано у детей логическое мышление, решение нестандартных задач, поиски правильных решений;

- использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями, разработка анкет, для выявления готовности родителей к сотрудничеству с педагогами.

В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции.

С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления, развивает восприятие, внимание, память, сенсорику, речь, познавательный интерес.

Следовательно, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, формой которого становится совместная с взрослыми, и самостоятельная деятельность детей.

Формирование элементарных математических представлений через игру приоритетная образовательная область «Познание».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.

Из всего многообразия занимательного математического материала наибольшее применение находят дидактические игры и дидактические игровые упражнения. Игры и игровые упражнения включаю непосредственно в содержание занятий и применяю в индивидуальной работе с детьми, а также со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей. 

Чтобы игра заинтересовала детей, выделяем  следующие рекомендации к содержанию математических заданий и игр.

  1. Разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре.
  2. Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полноценнее становятся их математические представления.
  3. Педагог следит за правильностью использования математических терминов («число», «цифра»).
  4. Вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно занимать много времени.
  5. Педагог помогает детям разнообразить формулировки заданий, подсказывает при необходимости, хвалит за оригинальный вопрос, за быструю реакцию при ответе.
  6. Загадки и задания не должны повторяться.

Знакомлю с новой игрой постепенно: объясняем  правила, игровую задачу, определяю игровые роли, вместе с детьми обсуждаем «игровой результат».

Часто использую игру парами. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринуждённым. Ребёнок может принять роль ведущего, или «наставника». Тогда он объясняет условие, вводит новое правило, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с договорённостью дети меняются ролями. Тот, кто был «наставником», становится игроком. Теперь он стремиться быстро и верно выполнить задание. В течение игры активны оба участника. И та, и другая роль полезны для дошкольников.

При обучении математике использую не только настольные, но и словесные игры, которые способствуют накоплению математического опыта. 

Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Это считалки, весёлые стихи о цифрах, математические сказки. На занятии по ФЭМП знакомлю детей со стихотворением или считалкой, последующее их разучивание проводится в свободное время. Считалки, стихи применяю в свободной игровой деятельности, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед.

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы. Задания на сообразительность, задачи – шутки и задачи- ловушки используются не только для развлечения, но и - в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за каким-либо явлением, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.

Предметно – развивающая среда

Одним из условий успешной реализации задач по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды.

В группе организовала уголок занимательной математики, оснащённый играми, пособиями и разными материалами (головоломки, лабиринты, раскраски, календари, игры на развитие внимания, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, шашки).

С целью расширения и закрепления знаний о правилах дорожного движения оборудовала макет «Улица города», оформила альбом «Школа светофорный наук».

Для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов обустроила сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Транспорт», «Аптека», «Детский сад», «Школа».

В группе необходим методический материал с игровыми заданиями и упражнениями.

Список используемой литературы

1. А.А. Столяр «Давайте поиграем»

2. В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» Москва. « Мозаика – Синтез» 2003г.

3. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5- 6 лет». Сценарии учебно – игровых занятий. Москва 2000г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2001 г.

5. Е.И. Синицына «Логические игры и загадки». ЮНВЕС Москва 2000г.

6. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (старшая группа) Москва 2014 г.

7. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «И учёба, и игра: математика». Ярославль «Академия развития» 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений через игру

Формирование элементарных математических представлений через игру...

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений через игры у старших дошкольников"

Формирование математических представлений через блоки ДЬЕНЕША, палочки КЮИЗЕНЕРА, кубики НИКИТИНА...

Статья из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений через игру с цветными палочками Кюизенера»

Опыт работы"Формирование элементраных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру с цветными палочками Кюизенера"...