Статья из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений через игру с цветными палочками Кюизенера»
статья (младшая группа)

Опыт работы

"Формирование элементраных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру с цветными палочками Кюизенера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

«Формирование элементарных математических представлений через игру с цветными палочками Кюизенера»

Подготовила: Баймуратова Язиля Минибаевна, воспитатель МАДОУ «Буратино».

Введение.

Современный, достаточно сложный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений в этой области является формирование познавательного интереса к математике у детей дошкольного и школьного возраста.

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений актуально применение игровой технологии «Палочки Кюизенера».

Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и притом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Исходя из целей, сформулированы основные задачи исследования:

  • осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения игровой технологии «Палочки Кюизенера»;
  • реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством применения игровой технологии «Палочки Кюизенера»;
  • проводить педагогическую диагностику по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста и осуществлять коррекционную деятельность посредством применения игровой технологии «Палочки Кюизенера».

Основная часть.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша;
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты;
  • воссоздание и преобразование;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой).

Игровая технология "Палочки Кюизенера" – эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников. Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое.

 «Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. «Палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать множество задач.

Этот материал используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием. С помощью цветных счетных палочек Кюизенера детей также легко подвести к осознанию отношений "больше-меньше на...", познакомить с переходом как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражняться в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Кроме этого, играя со счетными палочками Кюизенера, дети осваивают такие понятия, как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Цвет и величина палочек, специально подобранная, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий. Они возникают в сознании ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности. С помощью палочек дети легко осваивают понятие больше-меньше, делят целое на части, измеряют объекты и т.п.

Счетные палочки позволяют формировать и развивать образное, абстрактное, визуальное, пространственное мышление, что облегчает им задачу восприятия, понимания, осмысления и усвоения порой не простого материала.

Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Были изготовлены пособия, дидактические игры математического содержания, картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Составлены серию конспектов по работе с детьми на занятиях. В них включила игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми я использую логические таблицы. Математическое содержание работы я направила на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого я вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях.

В работе с родителями я использую различные формы работы:

  • информационные стенды для родителей;
  • консультации;
  • выставка литературы по формированию элементарных математических представлений;
  • проектная деятельность.

Таким образом, данная система работы оказывает системное и

комплексное воздействие на формирование элементарных математических

представлений у детей младшего дошкольного возраста, а также будет

полезна педагогам, работающим с детьми.

Заключение.

При помощи палочек Кюизенера создаю эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка, которая соответствует требованиям ФГОС ДО к  развивающей предметно-пространственной среде

Палочки Кюизенера имеют высокий образовательный и развивающий потенциал.

В ходе проведения занятий я убедилась, что палочки Кюизенера помогает детям воплощать все свои задумки, фантазировать, они с интересом работают, радуются конечному результату не только в свободной игре, но и на организованных педагогом занятиях.

Применение палочек Кюизенера на занятиях предоставляют шанс каждому ребенку развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.


Литература:

  • Кадырова А. Ф. Психолого-педагогическое обоснование развития математических способностей дошкольников.;
  • Федаева Н. К. «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы»;
  • Петрова В. Ф. «Методика математического образования детей дошкольного возраста»;
  • Бим-Бад, Б.М. Моделирование Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия;
  • Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе с палочками Кюизенера.

Формировать умение составлять простейшую геометрическую фигуру из палочек Кюизенера на плоскости стола....