Главные вкладки

    Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции.
    статья (подготовительная группа) по теме

    Старицина Вероника Михайловна

    Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon staritsina_v.m._statya_1_1.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК  371

    В.М. Старицина

    г. Нижневартовск, Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение детский сад № 8 "Снеговичок"

     ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ  

    6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФОРМУЛАМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

    Аннотация. В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые их непониманием, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию. В то время как использование формул речевого этикета, во много облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

    Ключевые слова: речевой этикет, формула речевого этикета, ситуация речевого этикета, инициативная реплика, ответная реплика.

    V.M.Staritsyna,

    Nizhnevartovsk, Municipal Budgetary Preschool

     Educational Institution Kindergarten №8”Snowman”

    Formation of the positive 6-7 year old children’ relationships during how to use speech etiquette formulas’ the educational process

       Abstract: In the process of children’ communication with each other and with adults there are often conflicts taking place. Such conflict situations can be defined by their misunderstanding, different words to be found to cause a return reaction as well. In the meantime using speech etiquette formulas makes the creation of friendly, calm atmosphere while communicating with people and decreases possibility of conflicts.

       Key words: speech etiquette, speech etiquette formulas, speech etiquette situation, proactive replica,  remark and reply.

       About the author: Staritsyna Veronika Mikhailovna

       Place of employment: Municipal Budgetary Preschool  Educational Institution Kindergarten №8”Snowman”

    «Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья». В этих словах великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми. Может ли он устанавливать контакт с людьми.

    Исследованиями отечественных психологов доказано, что система личностных отношений, основанная на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения, приязни и т.д., доминирует в дошкольном возрасте и играет первостепенную роль в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, доброжелательных отношений между его членами, влияет на эмоциональный климат группы, настроение детей.

    Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок  испытывает сильную психическую нагрузку, так, как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия…). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит, владеть основами культуры речи, что во много облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

    Данные исследования позволили задуматься о том, какие взаимоотношения сложились в группе. Результаты исследования показали, что дети, входящие в группы «предпочитаемые» и «принятые» (по результатам проведения игры "Секрет") в общении со сверстниками используют больше формул вежливости, чем дети, оказавшиеся в группах «не принятые» и «изолированные». Дети, объединенные в первую группу («не принятые», «изолированные») в своей речи используют только 23,5% от всех выражений. В основном дети пользуются формулами речевого этикета  в ситуации приветствия и прощания и в основном только один вариант реплики. Дети, объединенные во вторую группу («предпочитаемые», «принятые») в общении используют 61% вежливых слов. Дети данной группы реже используют реплики в ситуациях знакомства, совета, комплимента, сочувствия. Таким образом, формирование положительных взаимоотношений в коллективе и умение пользоваться детьми формулами речевого этикета находятся в прямой зависимости. На этом и была построена система работы по формированию положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета. Она предполагала решить следующие задачи.

    1. Учить детей выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (для этого ребенку необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул);
    2. Использовать формулу речевого этикета, адресовано и мотивированно, т.е., иначе, «развернуть» вежливую фразу;
    3. Проявлять вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.

    В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые авторитарным стилем поведения детей, их непониманием, как нужно вести себя в той или иной ситуации, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию.

    Причина в том, что дети не могут найти соответствующих слов  в соответствующей ситуации лежит в том, что в общении современные родители испытывают определенные трудности, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого этикета.

    Речевой этикет – это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы речевого поведения, в том числе и (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно  линиям: свой – чужой, вышестоящий – нижестоящий, старший – младший, далекий – близкий, знакомый – незнакомый и даже приятный – неприятный.

    Говоря о речевом этикете, необходимо раскрыть такое понятие как речевая ситуация.

    Речевая ситуация определяется такими обстоятельствами, которые вынуждают человека нечто сказать (или во всяком случае участвовать в речевой деятельность), при этом действовать (с помощью речи) в более или менее строгом соответствии с определяющими ситуацию признаками. В русском языке много ситуаций общения, самые распространенные отражены в таблице №1.

    Таблица 1

    Речевая

    ситуация

    Инициативная ФРЭ

    Ответная ФРЭ

    Возможные варианты «развертывания»

    обращение

    В русском языке принято обращение к человеку на «ты» и «вы», «вы» к старшему по статусу.

    приветствие

    Здравствуйте, доброе утро, с добрым утром, добрый день, добрый вечер, привет, хеллоу, здорово, салют

    То же самое

    Рад видеть тебя, как хорошо встретить тебя

    прощание

    До свидания, прощай, до встречи, до завтра, счастливо оставаться, всего наилучшего, доброй ночи, счастливого пути, пока.

    То же самое

    Приятно было встретиться  (пообщаться), рад был вас видеть

    просьба

    Будьте любезны, могли бы, нельзя ли, будьте добры, прошу вас, пожалуйста

    Да, да, конечно, пожалуйста, с удовольствием, охотно, я не против, буду рад помочь, не возражаю, сейчас, минуточку.

    Не могу, нет, я хотела бы, но к сожалению

    Отказ должен сопровождаться извинением

    благодарность

    Спасибо, благодарю, вы так любезны, огромное спасибо, очень вам признательны, вы очень добры, вы так щедры, вы так великодушны, я польщена, спасибо вам

    Не за что, это было не трудно, не стоит, пожалуйста, мне было приятно, на здоровье

    Спасибо за…

    приглашение

    Добро пожаловать, ждем вас, приходите, приглашаем вас, заходите, давайте, давайте, ты не возражаешь.

    Ладно, с удовольствием, я согласен, охотно, не против, хорошо.

    Извините не могу, в другой раз, спасибо не беспокойтесь

    совет

    Я посоветовал бы вам, советую тебе, я предложил бы вам, мне кажется, будет лучше, я думаю, я полагаю

    Я последую вашему совету, спасибо за совет, да, я с вами полностью согласен

    извинение

    Извините пожалуйста, так получилось, к сожалению, извиняюсь, простите меня, извините, не сердитесь, я виноват, я не хотел, я нечаянно

    Пожалуйста, ладно, ничего, не стоит извинений, ну что вы, да что вы, я не сержусь

    Мотивация за что извиняется

    знакомство

    Можно с вами познакомится, как вас зовут, будем знакомы, как ваше имя, разрешите с вами познакомиться, я могу узнать как тебя зовут.

    Меня зовут…, а вас?

    Очень приятно я…, пожалуйста, я рад с вами познакомиться

    комплимент

    Одобрение внешности: У тебя очень красивое платье, на тебя приятно посмотреть, у тебя красивые (симпатичные) глаза (улыбка, прическа) тебе очень идет костюм, какой ты нарядный, ты сегодня замечательно выглядишь.

    Одобрение личностных качеств: какой ты веселый, какой ты добрый, ты всегда такая отзывчивая, ты честный человек.

    Одобрение деловых качеств: ты так хорошо строишь (лепишь, поешь, рисуешь и т.п. Ты быстрее всех бегаешь; у тебя золотые руки.

    Вы меня смущаете, мне приятно это слышать, не смущайте меня.

    Все формы благодарности.

    сочувствие

    Сорадость: я рад за тебя,  я рад что ты, ты молодец что…

    ты всегда такая отзывчивая, вы честный человек

    Сочувствие в беде: мне очень жаль, я тебе сочувствую, рассчитывай на мою помощь, не переживай

    Благодарность за сочувствие, мне приятно, что ты радуешься за меня

    Мотивация за что радуется

    Обучение включает несколько этапов. На первом этапе - проведение работы по обогащению речи дошкольников синонимическими вариантами формул и выражений. На этом этапе необходимо создать такие условия, при которых ребенок будет слышать формулы речевого этикета, например: создать специальные ситуации: общение между сотрудниками и родителями детского сада, прослушивание художественных произведений с выделением формул речевого этикета.

    На втором этапе детей - обучение способам «развертывания» формул речевого этикета. Необходимо объяснить воспитанникам, что вежливые фразы необходимо говорит адресовано и мотивированно, например: Спасибо, Елена Ивановна, совет.

    На третьем этапе - обучение проявлению доброжелательность, посредством интонации, мимики, жестов. Необходимо объяснить и показать детям что говорить вежливые фразы с использованием доброжелательной интонацией. А вот если собеседнику ответили той же фразой, но произнесли ее грубо, то он обидится, может даже возникнуть конфликт. Последовательность работы на каждом этапе определялось логикой усвоения речевого материала: от восприятия формул речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, а затем к самостоятельному использованию в играх и смоделированных ситуациях и переносу в реальную повседневную жизнь.

     В данной работе была использована структура педагогического процесса: специально-организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова). Планомерное и систематическое обучение детей вежливым фразам осуществлялось в специально организованной деятельности один раз в месяц. Темы их таковы: «В гостях у Феи вежливости», «Волшебные слова – наши верные друзья», «Ничто не ценится так дорого как вежливость» и др.

    Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей в условиях детского сада были использованы игры:«Озвучь картинку», «Оцени поступок», «Волшебный стул», «Волшебное эхо», «Передай письмо», «Поиски» и т.д. Каждую неделю были запланированы и проведены по1-2 игры. И каждый месяц вводилась новая игра.

    Сюжетно-ролевые игры несут в себе огромный потенциал построения дружных взаимоотношений между детьми. В играх, например: «Парикмахерская», «Магазин», «Ателье», «Кафе» дети выступают в роли как инициаторами общения: проговаривают вежливые фразы, инициативные реплики, так и поддерживают диалог с помощью ответных формул речевого этикета. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность детей и эмоциональных переживаний создают общую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Так дети учатся общаться между собой.

    Кроме того, был осуществлен подбор художественной литературы для чтения  (при чтении делался акцент на формулы речевого этикета, и вносились коррективы в текст, там, где это необходимо). Также проводились беседы о дружбе, вежливости, а также беседы после прочтения произведения, где решается задача ознакомления с вежливыми фразами.

    Таким образом, дети учатся проявлять заботу, быть добрее, отзывчивее к окружающим, быть приветливым, помогать друг к другу. Но все это достигается только тогда, когда взрослый (воспитатель, родитель) для ребенка является образцом того, как, когда и где нужно себя вести, что говорить.

    Таким образом, представленная система работы позволяет говорить о том, что взаимоотношения между детьми и использование детьми в речи формул речевого этикета находятся в прямой зависимости. В процессе работы была прослежена положительная тенденция: чем больше дети пользуются вежливыми словами, тем меньше возникают конфликты и дети могут самостоятельно решать возникающие споры.

    Литература

    1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

    2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

    3. Малетина Н. Комплименты? Да! // Дошкольное воспитание. 1999. №4. С. 19-26.

    4. Смирнова Е., Витюк М. Вежливость – первая и самая приятная добродетель // Дошкольное воспитание. 1994. №3. С. 7-10.

    5. Сорокина Г.И. Риторика для малышей: Пособие для подгот. детей к шк. / Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская. М., 2001. С. 3

    6. Формановская Н. Мимика и жест // Дошкольное воспитание. 1990. №9. С. 71-71.

    7. Формановская Н. Речевая ситуация и стереотипы общения//Дошкольное воспитание. 1990. №3. С. 64-68.

    8. Формановская Н. Что такое речевое поведение? // Дошкольное воспитание. 1990. №2. С. 64-68.

    9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронцова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. "Детство-Пресс", 2002.

    References

    1. Klueva N.V., Kasatkina Y.V. Teach children to communicate. Character, interpersonal skills. Yaroslavl, 1996.

    2. Kryazheva N.L. Children emotional world’s development. Yaroslavl, 1997.

    3. Maletina N. Compliments? Sure! // Preschool education. 1999. №4. p. 19-26.

    4. Smirnova E., Vityuk M. Politeness is the first and the most pleasant goodness. // Preschool education. 1994. №3. p. 7-10.

    5. Sorokina G.I.  Oratory for children. Book for preparing children for school   / G.I.Sorokina, R.I.Nikilskaya. М., 2001. p. 3

    6. Formanovskaya N. Facial expressoin and gesture // Preschool education. 1990. №9. p. 71-71.

    7. Formanovskaya N. Speech situation and Речевая ситуация и stereotypes of communication // Formanovskaya N.. 1990. №3. p. 64-68.

    8. Formanovskaya N. What is speech  behaviour? // Formanovskaya N.. 1990. №2. p. 64-68.

    9. Shipitsina L.M., Zaschirinskaya O.V., Vorontsova A.P., Nilova T.A. The ABC’s communication: Development of child’s personality, skills of communication with adults and coevals. "Childhood-Press", 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)

    "Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции...

    Тезисы, принятые для публикации в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции - 2015

    Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников на основе  художественно-эстетической деятельности....

    Публикация в Материалах IX международной научно-практической конференции (Прага 2015). ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Сегодня важным условием реализации ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. Мы можем рассматривать его, как организованное взаимодействие педагога...

    Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

    Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

    Сборник материалов III Международной научно-практической конференции.

    Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Педагогический потенциал» представлены индивидуальные и коллективные статьи педагогов, посвященные изучению и обобщени...