"Создание "Мини-музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе совместного взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декабря 2013)
статья по теме

Ульяновская Татьяна Борисовна

"Создание "Мини- музея сказок" для детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и родителей" - Публикация статьи в "Материалах X Международной научно-практической конференции" (28 декаьря 2013)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dou_414_ulyanovskaya2.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Ульяновская Т.Б, воспитатель

                                                                          МБДОУ – детский сад комбинированного

                                                                          вида № 414

Создание «Мини-музеея сказок» для детей младшего дошкольного возраста в процессе  совместного взаимодействия педагога и родителей группы

 

Рассказывать сказки детям – старинный русский обычай. Сказки появились, когда еще не было письменности, когда символ, знак, речь имели первостепенное значение. В древние времена старые женщины рассказывали своим детям символические истории – мифы. Уже тогда сказки были связаны с воспитанием и обучением детей.

По утверждению психологов недостаточность в семье духовно-нравственного и эмоционального контакта между родителями и детьми порождает у детей страх, агрессию, недоверие к миру и другим людям.  

Каждый родитель видит ребенка талантливым и преуспевающим. Разносторонне талантливая личность сама по себе не формируется. Беспроигрышным и самым уникальным средством воспитания было, есть и будет Её Величество Сказка.

Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.

Сказка – это школа развития чувств детей.  Выразительные  высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях,   которые  им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей, в котором наибольший интерес вызвали исследования по изучению сказочных предпочтений взрослых и детей.

На вопрос: «Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба».

На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки- ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Мишки Гамми».

Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен: они составили 80% сказок от общего количества перечисленных.

Данные, представленные в экспресс-анкете, свидетельствуют о понижении значимости русских народных сказок и увеличении предпочтения современными детьми сказок, которые облегчают восприятие произведения с красочными картинками, в связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей младшего дошкольного возраста определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка:

  -  обогатить  предметно – развивающую среду группы;

- формировать у детей интерес к русской народной сказке, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания сказок;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии сказок;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации;

-  привлечь родителей группы к разработке и внедрению в группе инновационного  проекта по созданию «Мини-музея сказки».

В своей работе я сделала акцент не на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений и навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка в процессе работы со сказкой.

Проведя анкетирование, беседы с родителями я  увидела, что работа со сказкой имеет свою специфику.

С родителями и детьми группы было принято решение о совместной разработке инновационного проекта по созданию «Мини-музея сказки». Мы понимали, что для того чтобы проект был реализован качественно и в полной мере, необходимо организовать деятельность всех родителей и детей группы по разработке проекта, чтобы каждый родитель совместно со своим ребенком понимал цели, задачи и способы достижения конкретных результатов.

Вся работа, проводимая в рамках проекта, делится на три блока:

- повышение психолого-педагогичечких знаний родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в управлении жизни группы.

Каждый блок можно представить как систему форм и методов активного участия родителей детей. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия педагога с родителями, а также на привлечение родителей к активному участию в учебном и воспитательном процессе.

Так как любая сказка – это рассказ об отношениях в обществе в форме понятной ребенку, значит:

- родителям и педагогу легче объяснять понятия нравственности: что такое добро, а что – зло. В сказках побеждает именно добро, что очень нравится детям.

- дети получают первый жизненный опыт через модели поведения героев;

- формируются знания о чертах характера людей через сравнения с образом жизни животных: хитрый как лиса; сильный как медведь и так далее;

- у ребенка развивается абстрактное мышление  и логика путем соотношения вымышленного и реального мира.

На первом этапе важное значение имеет мотивация родителей к данной деятельности. Включаясь в проект, родитель получает возможность по другому взглянуть на окружающий мир, проявить творчество совместно с ребенком.

Первым моим шагом стала большая работа по обогащению предметно-пространственной среды в группе. При помощи родителей значительно обогатился книжный уголок, в котором появилось много сказок, песенок, потешек, альбомов, в которых представлен русский народный фольклор.  Каждая семья группы разрабатывала и представляла  свой проект по представленным сказкам данного возраста. Родители совместно с детьми принимают  активное участие в создании «Мини-музея сказки».

Для родителей нашей группы, были подобраны консультации и рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была  отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время.

Для этого мною были использованы сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности при этом развивая творческий потенциал детей.

Также в непосредственно образовательной деятельности большим успехом у детей по ознакомлению со сказками пользуются  творческие задания, выполненные непосредственно родителями детей.

Тематические выставки оказались очень интересными.

Например, на выставке рисунков сказочных героев, выполненных совместно с родителями, дети сами показывали и рассказывали  историю персонажа. Во время самостоятельной игровой деятельности часть детей рассматривая выставку, использовали игрушку как сказочного героя в своей манипулятивной игре.

Анализ проведенного мониторинга на конечном этапе  показал, что разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность русских народных сказок создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий с использованием инновационного проекта «Мини-музеев», что помогает  ребенку проявить творчество, обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, сформировать необходимые представления, умения и навыки.

Использование сказок в жизни ребенка в качестве основы, позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества в работе с детьми.

Наш опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность к «миру сказок» у детей существенно возрастает, если к организации игровой деятельности детей привлекаются родители.

Мониторинг результатов влияния русских народных сказок на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста  и эмоциональные отношения между детьми и родителями , свидетельствует, что устойчивый интерес к жанру сказок возрос у детей и родителей в 5 раз. Дети обретают уверенность в себе, чувствуют себя маленькими сказочниками.

Для меня, педагога, важно, чтобы родители поняли и поддержали мою работу в реализации  идеи проекта по работе с детьми, которая поможет в дальнейшей жизни самостоятельно приобретать необходимые знания и умения.

Говорить о результатах пока рано, но, несомненно, есть определенные достижения: уровень заинтересованности родителей состоянием образовательного процесса группы в этом году существенно вырос. Участие родителей в жизни группы возросло на 45% по сравнению с прошлым годом. Заинтересованность родителей в чтении детям русских народных сказках возросла на 35%., что говорит о дальнейшем применении данных форм и методов в работе с детьми.

 

Ульяновская Татьяна Борисовна, MBDOU_414@mail.ru

тел.8-902-87-54-790


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление индивидуальных особенностей детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками.

Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее...

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

 В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....

«Развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей».

       Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является необходимым элементом воспитательного ...