План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (старшая группа) по теме

Кобышева Лариса Александровна

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_30_str_rusichi.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю                                    

Зав. МБДОУ                   Кравцун Ю.В.

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ИСТОКАМ

 РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ «РУСИЧИ»  

 (для детей старшего дошкольного возраста)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

В. А. Сухомлинский.  

 «Русичи» - это кружок по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  художественно–эстетическое воспитание детей. В основу данной  работы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Данный   кружок «Русичи» является специализированной формой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Он имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. В плане  даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. План рассчитан на детей с 5 до 7 лет.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Целесообразность. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С  этой   целью был разработан план по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами.

        План знакомства ребёнка с   основами русской  народной  культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является: ознакомление с  жизнью   и  бытом   русского  народа   и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Освоение историко – культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;
  • Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

  1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)..

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

  • Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по  подгруппам  по  8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю,  во  второй половине  дня.  В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации:  до 2-х   лет.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

  • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности  детей.

Индивидуальная работа, для того чтобы:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями.

 Используются разнообразные формы работы:

  • Клуб   для  родителей «Собеседник»;
  • Индивидуальные консультации по  русской  народной  культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе;  участие  детей в фольклорных  развлечениях и досугах, посвященных  народным праздникам

Тематическое планирование на 2015-2016 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

Открытие кружка «Русичи».

Познакомить детей с Марьей Искусницей с работой в кружке «Русичи». Разучить  попевку «Гости». Вступительная беседа о том как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций.

2

«Гуляй,

да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки  «Восенушка-осень»

3

«Хлеб — всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди,  Яша».

4

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень». Разучивание народной  игры «Вейся  капустка».

5

Русская матрешка

Рассказ об  истории   создание  игрушки.  Рассматривание   подлинных   игрушек  и   иллюстраций.  Чтение    стихов  о  русской  матрешке. Слушание произведения  Б. Мокроусова  «Матрешка».

6

Русская  матрешка

Рисование русской   матрешки, раскрашивание  силуэта.  Выставка  готовых  детских  работ.

7

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?».  Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе.

8

Каргопольская игрушка

Каргопольские  легенды.   Стихи   о  Каргопольской   игрушке. Просмотр  видео  материалов   о  каргопольской   игрушке.

9

Гжель

Художественное  слово   о  гжельской   игрушке.  Рисование   по мотивам  гжельской росписи

10

Дымковская игрушка

Рассказ об  истории   создание  игрушки.  Рассматривание   подлинных   игрушек  и   иллюстраций.  Чтение  стихов. Разучивание  игры   с   пением  «Заинька»   в  обр. Н. Римского –Корсакова  

Рисование   по  мотивам  дымковской  росписи.

11

«Осенины встречаем -именины отмечаем»

Фольклорный   праздник  для  детей  старших   групп

12

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».  Разучивание песни «Новогодняя  хороводная»  муз. Шайдар.

13

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Разучивание  русской  народной   песни «Как  на    тоненький  ледок»  в  обр. Рубца.

14

«Пришла коляда — отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание  песенок    закличек.  Пение колядок «Сею,  вею,  посеваю», «Как  у   Ваньки  кудри», «Колечко   моё».

15

«Святки- колядки»

Фольклорный  праздник для  детей   старших   групп

16

Вологодские кружева

Рассказ    об  истории  создания вологодских  кружев.

Создание  эскиза   вологодских   кружев,  выставка  детских   работ

17

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Разучивание  русской  народной  песни «Ворон»

18

Городецкая роспись

Продолжение   рассказа,   о   городецкой   росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.  Рисование  по  мотивам  городецкой   росписи.

19

Хохлома

Рассказ о  создании   промысла.  Художественное  слово   о  хохломе.  Музыкально- фольклорная  игра

«Пряничная  доска».

20

Хохлома

Рисование  хохломского  узора  в полосе

21

Хохлома

Рисование  хохломского  узора     в   круге.

22

Сказка для Кузи.  Письмо Нафане

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма Нафане — домовенка Кузи. Разучивание   русской  народной  песни  «Ой,  вставала   я  ранешенько»

23

«Ой ты, Масленица!»

Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен

 «И  к нам  весна   пришла», «Вербохлест».  Пение   обрядовых песен   и закличек   о  весне.  Разучивание  игрововго хоровода «У нас   по  кругу».  

24

Масленица

Фольклорный  праздник для  детей   старших   групп.

25

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение  шуточной « Было    у  матушки 12  дочерей».  

26

«Гуляй, да присматривайся»

«Весна, весна, поди сюда!»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и  пение  закличек о весне «Жаворонки, прилетите». Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

27

«Шутку шутить — людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление   детьми   потешного   рассказа.   Загадывание загадок о весенних явлениях

28

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

29

«Волшебный лоскуток»

Знакомство с  техникой  лоскутного  шитья, с  историей его  возникновения.  Рассказ о «волшебном  одеяле».  

30

«Волшебный лоскуток»

Практическое  занятие   по  созданию   изделий  из  лоскутков.   Выставка   детских  работ.

31

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

32

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная  игра «Золотые  ворота».

33

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

 О русских  богатырях  былины. Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Слушание  «Былины  о  Евпатии  Коловрате»

34

«Подарки белоствольной красавицы»

Художественное   слово   о  русской  березе ( рассказ,  стихи). Разучивание  хоровода  с   пением  «Во поле  березка   стояла».

35

«Шутку шутить — людей насмешить».

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с потешным фольклором. Составление   детьми   потешного   рассказа.   Загадывание загадок о весенних явлениях.

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

36

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек

Тематическое планирование на 2016-2017 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема

Программное содержание

1.

Открытие кружка «Русичи»

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Русичи». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости».

2

«Что летом родится, зимой пригодится».

Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.  

Путешествие по народным промыслам.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

3

.

«Восенушка-Осень – сноп последний косим».

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…»

        Путешествие по народным промыслам.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

4

«Хлеб - всему голова!»

Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Знакомство с игрой «Тетушка Арина». Разучивание  игры   с  пением    «Сеяли  девушки» в  обр. И. Кишко.

5

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и глупости. Знакомство о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

Разучивание  русской  народной   песни «Во  горенке,  во   новой».

6

«Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Музыкально – фольклорная  игра «Осень – осень». Слушание русской  народной   песни «Жито  пожали».

7

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузминки. Разучивание  орнаментального  хоровода «Сею, вею  росу».

8

«Осенины встречаем именины отмечаем»

Фольклорный праздник посвященный сбору урожая.

9.

Интегрированное занятие по декоративному рисованию на тему: «Весёлая ярмарка»

Дать детям представление о ярмарке. Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их художественными особенностями; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту.

10.

«Зима - не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок».   Музыкально – фольклорная  игра «Дударь».

11

Вологодские  кружева Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Художественное   слово   о  вологодских  кружевах. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.  

12

Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

Рисование нитками на клейкой бумаге. Учить аккуратно плести кружева используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

13

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Разучивание  хоровода  «Выйду ль я  на реченьку»  русс.  нар.  песня  в  обр. В.Иванникова.  

14

Интегрированное занятие по декоративному рисованию На тему: «Гжель прекрасная»

Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая  гжель» муз. Ю. Чичкова   сб.  «Ромашковая  Русь». Учить узнавать изделия гжельских мастеров, называть характерные отличия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

15

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок.  Разучивание  русских  народных  песен «Зимушка –сударушка»,

16

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

17

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально – фольклорная   игра  «А мы  просо  сеяли».

18

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.  Слушание   и  разучивание  русской  народной   песни «Со  вьюном  хожу».

19

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Знакомство   с  былинами,  как  с   формой  русского народного творчества.

 Разучивание песни  «Из-за  леса,  из-за  гор».

20

«Масленица

Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о    Масленице.

Разучивание   русской  народной   песни   с  пением  «Ой, вставала    я  ранешенько».

Музыкально- фольклорная  игра «Коршун».

21

«Масленицу встречаем»

Фольклорный праздник, посвященный проводу зимы, встрече весны.

22

«Сердце матери лучше солнца

греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок о    семье. Слушание  русской  народной   пасни  «Ой,  да   ты  родимая мамонька».  Игровой  хоровод «Ходит  царь».

23

Русская матрешка

Рассказ о матрешке,об истории  создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек Разучивание частушек. Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

24

Интегрированное занятие на тему: «В гости к нам пришла матрешка!»

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той или иной росписи. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

25

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен.  Показ   видеоматериалов   по  русскому  народному   костюму.

26

Интегрированное занятие на тему: «Украсим Прасковеи сарафан!»

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.

27

«Грач на горе — весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание  русской  народной  песни  «Как   во  поле калина». Музыкально- фольклорная я игра «Гори, гори  ясно».

28

«Шутку шутить — людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

29

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

30

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Разучивание   русской  народной  песни  «Лето  рясно   в  рубашке   красной».

31

«Пасха в гости идет!».

Фольклорный праздник для детей старшего возраста

32

«Путешествие на златогривой

чудо-тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Слушание «Палех» муз. Ю. Чичкова   сб.  «Ромашковая  Русь».

33

Декоративное рисование «Жостовские цветы».

Знакомство   с  жостовской  росписью. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

34

 Конструирование из природного материала на тему: «Украшения из бересты».

Познакомить детей с чудесным природным материалом. Рассказать о свойствах бересты. Рассмотреть готовые изделия. Научить детей делать берестяные бусы.

35

Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

Слушание «Наша  Хохлома» муз. Ю. Чичкова   сб.  «Ромашковая  Русь». На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

36

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр   видеоматериалов. Заключительная  коллективная работа по  теме «Моя  малая  родина».  

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Структура проведения занятия

по декоративно-прикладному искусству

        

        

                

Методическое обеспечение

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.

 В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка».

(жостовский промысел)

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.

        Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

        Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

        Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

        Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.

Беседа для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

«Сине – голубое чудо»

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине – белое чудо», или «нежно-голубое чудо». 

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. в гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Чудо Гжели» о гжельской керамике.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Художественное слово о гжели

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – ГЖЕЛЬ!

                        П.Синявский

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

                        П.Синявский

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

                        П.Синявский

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

                        П.Синявский

Ритмы чудных сине-белых красок;

Неба синь и белая метель,

Подмосковье, ты всегда прекрасно.

Это наша сказочная ГЖЕЛЬ!

В нашей мастерской,

Чистота, уют, покой.

В печке обжигаются,

На весь мир прославятся

Гжельские поделки:

Кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки

Разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы,

Гжельские картины

Чудесной красоты!

                        Н.Кутузова

Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий.

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных поделок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

                        Н Кутузова

УТВЕРЖДАЮ

ЗАВ МБДОУ           КРАВЦУН Ю.В.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Тема: « Жостовский букет»

Программное содержание: познакомить детей с искусством жостовского промысла. Рассматривать изделия выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму. Учить детей выполнять элементы росписи на трафаретах. Продолжать учить рисовать концом кисти. Воспитывать художественный вкус.

Словарная работа: Жостово, букет, садовые, полевые, узоры, фон, венок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом.

Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), метод «жеста руки» (дети показывают элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находят такой же или одинаковый).

Материал и оборудование: Подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков. С формой подносов, с композиционными схемами, трафареты, краска гуашь, кисти № 2,3,5.

Ход: Занятие начинается со сказки.

Воспитатель: Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.

        Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог.

Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

        Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

        Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.        Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.

Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

        Давайте рассмотрим какие обронил цветок-огонек, а какие цветок-снежинка?

(дети выбирают цветы из жостовской росписи для цветка-огонька и цветка-снежинки).

Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь.

Воспитатель: Какие цветы вы здесь узнали? (розы, георгины, пионы, нарциссы, ирис, тюльпан, василек, анютины глазки, ромашка, мак, лилия, яблоня, колокольчик и другие.)

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым народным промыслом. В деревне Жостово, Московской области находится жостовская фабрика декоративной росписи. Там изготовляют очень красивые подносы.

Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные – фестончатые, гитарные.

Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

 Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов.

Посмотрите и скажите, как украшены подносы?

Многоцветные букетики, венки, гирлянды украшают подносы. Это цветы. Посмотрите на этот поднос и скажите, как он украшен?

 Действительно, ребята, этот поднос украшен не цветами, а натюрмортом с фруктами. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами.

У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов.

Вам не кажется, что цветы выглядят как живые? 

Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Определена последовательность построения узора. Использование традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, лилии, маки, цветы яблони), а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются. И появляются стебельки букетов, листья, травинки.

Посмотрите, букет в центре подноса кажется плотным и ажурным. Так как просвечивает чёрный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками. Травинками.

Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно наливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазка, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму – орнамент по краю подноса.

На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.

Жостовские подносы как декоративное панно вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир.

А теперь познакомимся с Азбукой кистевых мазков.

(Дети знакомятся с плоским мазком, «запятой», «зигзаг», «в плоскости»).

Физминутка «Алые цветы».

Наши алые цветы-

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Повторяют два раза).

Воспитатель: Сейчас подойдите и выберете себе трафарет подноса для работы, который вам понравился. На своих выбранных подносах попробуйте разные элементы росписи, которые вы узнали, которые понравились.

(Под русские народные мелодии «Пойду ль, выйду ль я», «Лебедушка» и другие. Дети самостоятельно рисуют элементы жостовской росписи).

Итог занятия.

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые, точные.

На следующем занятии мы отправимся в мастерскую по изготовлению жостовских подносов и попробуем расписать жостовские подносы.

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВОМ.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Дидактическая игра «Распиши платок»

Цель: закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди домик матрёшки»

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ.

1

Кисточку возьмем вот так:

 Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх - вниз, вправо - влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз...

Всё получится у нас!

Рука опирается на локоть,

кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части.

Выполнять движения кистью руки.

Кисточку ставить вертикально.

Сделать несколько тычков без краски.

2

Держим кисточку вот так:

Это трудно?

Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

 Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

           Закрутилась, как волчок.

          За тычком идет тычок!

Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Движения кистью руки по тексту.

Кисточку держат вертикально. Выполняют тычки без краски на листе

3

«Курица с цыплятами»

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: ко-ко,

 Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Дети выполняют движения в соответствии  с текстом.

4

«Конь»

Конь меня в дорогу ждёт

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой

Пышной, сказочной красивой.

Быстро я в седло вскочу

 Не поеду - полечу

Цок-цок-цок, цок-цок-цок

Там, за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

Постукивание пальцами рук по столу.

Махи руками в стороны.

Постукивание пальцами рук по столу

Ритмичное сжимание кулачков обеих рук.

Помахать ладонями обоих рук.

5

«Птички».

Птички полетели,

Крыльями махали,

           На деревья сели,   Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение,

Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы

Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами

Руки вверх, все пальцы широко расставить. То же что и на первую строчку.

6

«Рисовали -1».

Мы сегодня рисовали

Наши пальчики устали

Наши пальчики встряхнем Рисовать опять начнем

Руки вместе, руки врозь Заколачиваем гвоздь.

Ритмичное сжимание кулачков обоих рук.

Встряхивание кистями рук

Свести и развести ладошки рук.

Имитировать забивание гвоздика.

7

«Утята».

Встали как-то утром в ряд

Десять маленьких утят.

Посчитались, удивились,

На две группы разделились.

Перышки почистили,

Головками повертели,

Червячка склевали,

К речке побежали.

Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу.

Показать 10 пальцев указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят.

Руки в стороны, пальцы растопыренные

Щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки.

Пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.

Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу.

8

«Цветки».

Наши алые цветы распускают лепестки Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо - влево.

Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад.

9

«Рисовали - 2».

Мы сегодня рисовали 

Наши пальчики устали

Пусть немного отдохнут

Рисовать опять начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем

Ритмично сжимать и разжимать кулачки обоих рук.

Развести локти и снова свести вместе.

10

«Теремок».

Стоит терем-теремок

 Между двух лесных дорог.

 В этом тереме тетери

Захотели печь пирог.

 Если любишь пироги

 Заходи, заходи.

Сложить из ладоней «крышу»

Протянуть руки вперед

Помахать ладонями скрёстно

1-ми пальцами круговые движения

«стряпать» хлопки

11

«Дом».

На опушке дом стоит,

На дверях замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома частокол.

Тук, тук, дверь открой!

Заходите, я не злой.

«Домик» из ладоней

Руки в «замок»

Правый кулак накрыть левой ладонью

Скрестить ладони перед собой

Правым кулачком по левой руке

Открыть «воротики» вертикально.

АНАЛИЗ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ.

  1. Выделение материала, из которого выполнено изделие (глина, дерево и т.д.).
  2. Выяснение доминирующего фонового цвета.
  3. Определение основных элементов.
  4. Выяснение композиции узора.
  5. Характер цветового исполнения.
  6. Стиль, манера «письма».

Варианты анализа рисунков по декоративному рисованию.

  1. Выбрать самый красивый узор и рассказать про него, определяя колорит.

а. Выбрать узор, на котором бутоны крупные, красиво расположены.

б. Еще раз уточнить, какие мастера составляют такие узоры.

  1. Рассказать про свой узор.

              а. Отметить красочность узора по мотивам росписи.

  1. Найти узоры, одинаковые и разные по цвету и композиции.

              а. Выбрать самый красочный узор и рассказать про него.

                  б. Отметить сказочность узоров по мотивам росписи.

  1. Предложить рассказать про свой узор.

              а. Отметить красочность узора.

б. Выбрать узор, который заполняет всю площадь.

  1. Выбрать рисунки с самыми яркими сказочными фигурами, компонентами, отметить их композицию, цвет.

а. Уточнить, в чем необычность сказочных фигур.

  1. Выбрать самый красочный узор и предложить рассказать о нем.
  1. Предложить рассказать про свой узор.

б. Отметить красочность узоров по мотивам росписи.

Рассказ о смысле узора помогает детям:

  1.         Пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному         искусству;
  2.         Создать яркий эмоциональный фон декоративно орнаментальной деятельности;
  3.         Наполнить повествовательным смыслом общую композицию;

4.                Сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов.

В процессе выполнения коллективных работ вырабатываются:

  1. Договариваться о совместной работе, её содержании;
  2. Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  3. Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию,         дополнение;
  4. Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся:

                .   общаться друг с другом и с взрослыми:

  • разговаривать друг с другом;
  • планируют;
  • договариваются;
  • спрашивают;
  • подсказывают;
  • радуются;
  • хвалят товарища и пр.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСВОЕНИЯ  ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ   ПРОГРАММЫ  ПО  ПРИОБЩЕНИЮ  К   ИСТОКАМ  РУССКОЙ  НАРОДНОЙ   КУЛЬТУРЫ «РУСИЧИ»:

  • Знает основные   народные   праздники и  обычаи   с  ними   связанные.
  • Знает  название  и назначение предметов  русского народного  быта.  
  • Знает  русские  народные и  музыкально- фольклорные  игры,  изучаемые     в  рамках   программы.
  • Знает русские  народные  песни,  потешки,  заклички,  изучаемые в  рамках   программы.
  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы  диагностики:

  • собеседование  с  детьми;
  • наблюдения  в   свободной  деятельности, во   время  проведения   занятий и  открытых  мероприятий;
  • анализ  результатов продуктивной  деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
  2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
  3. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
  4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
  5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
  6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  7. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
  8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
  9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
  10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
  11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
  12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
  13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
  14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
  17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
  18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
  19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
  22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
  24. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
  25. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
  26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
  27. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
  28. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
  29. Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.
  30. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
  31. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
  32. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
  33. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
  34. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
  35. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
  36. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  37. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  38. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
  39. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
  40. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
  41. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
  42. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  43. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  44. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
  45. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
  46. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

Заведующий МБДОУ                                                                                  Ю.В. Кравцун


Диагностика  усвоения  детьми   содержания программы  «Русичи»  по     приобщению   к  истокам  русской  народной культуры.

2011 -2012       учебный  год .  

п\п

Фамилия, имя  ребенка

Критерии  оценки

Знает основные   народные   праздники и  обычаи   с  ними   связанные.

Знает  название  и назначение предметов  русского народного  быта.

Знает  русские  народные и  музыкально- фольклорные  игры,  изучаемые     в  рамках   программы.

Знает русские  народные  песни,  потешки,  заклички,  изучаемые в  рамках   программы.

Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие

Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Высокий уровень усвоения

Средний уровень

Низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа не  является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...

Занятия Русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в ходьбе,  беге по кругу, взявшись за руки, бегать с высоким подниманием колен; развивать координацию движений рук и ног с дыханием; формировать правильную осанку; продолжат...

Конспект ННОД по сюжету русской народной сказки ""Колобок для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал могут использовать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника встречи весны по русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Сценарий праздника встречи весныпо русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителейЦель: продолжать знакомить детей с  традициями и обычаями р...

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста.Провела: Репнова Александра Алексеевна воспитатель МАДОУ МО г. Красно...

Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

Цель курса – Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла....