Из опыта работы по проведению речевых досугов в детском саду.
статья на тему

Счастливцева Ирина Николаевна

В последние два года я занимаюсь проведением речевых досугов в нашем детском саду. Поскольку это очень интересно и детям и мне, я захотела поделиться своим опытом со всеми, и опубликовать статью "Из опыта работы по проведению речевых досугов в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.89 КБ
Файл prezentatsiya_rech.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Речевые досуги, как форма организации детской деятельности.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности  дошкольников является создание эмоционально благоприятной  ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания  активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. В моей работе создавать эту благоприятную ситуацию, речевую среду,  мне помогают речевые досуги.

Речевые досуги – это творческие учебно-познавательные мероприятия, которые проводятся воспитателями в свободное от занятий время.

Цель досуга: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия.

В последние два года я занимаюсь проведением речевых досугов в своей группе и в других группах  такого же возраста в нашем детском саду. В своей работе я широко использую разные игровые приемы (интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, сюрпризы, игры, соревнования и т. д.), которые способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Досуг является показателем работы педагога за определенный период обучения дошкольников, своего рода мини-диагностикой, позволяющей увидеть, над чем нужно работать с детьми данной группы.

Чем же отличаются речевые досуги от других форм организации детской деятельности. Речевые досуги проходят в легкой непринужденной обстановке, не требуют специальной подготовки детей. Строятся на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Речевой материал подбирается с учетом возможностей детей и требований программ дошкольного обучения и воспитания. Речевые досуги объединяют в себе разные формы и методы организации работы. Далее хочу рассказать, какие формы я использую в работе с детьми при проведении речевых досугов.

Формы организации речевых досугов.

Возможны различные по содержанию и организации формы речевого досуга: КВН, викторины, сюжеты, путешествия и т.д. Я очень тщательно продумываю, в какой форме будет, проходит тот или иной досуг, какую подобрать музыку. Ведь музыка играет значительную роль в создании положительного эмоционального настроя, которая благотворно влияет на психологическое состояние детей, закрепляет умения согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.

Какую бы форму организации, я не использовала при проведении досугов, я всегда помню, что недопустимо перерастание речевого досуга в развлекательное зрелище для взрослых. Также я слежу за тем, чтобы в речевой работе поучаствовали все дети, даже не очень активные. В моей группе нет детей-инвалидов, или детей с ОВЗ, но в других группах, где они есть, я, при помощи их воспитателей продумываю индивидуальные задания для них.  Необходимо помнить, что не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок.

Исходя из периодов обучения, я провожу досуги в конце лексической темы: ноябре, феврале и мае. В прошлом году, среди средних групп я провела досуги:

- в феврале - «Зимушка-зима»;

- в мае - «Весна красна идет».

В этом учебном году среди старших групп, пришлось придумывать новые формы работы, усложнять задания для детей.  Было труднее, но получилось очень интересно.  Дети, были довольны досугом, а я – результатом:

- ноябрь – «Осень, осень, в гости просим»;

- февраль – «Зимние забавы»;

- апрель – «Первоцветы».

При проведении речевых досугов, я использовала:

- артикуляционную гимнастику;

- малые фольклорные формы;

- пальцевый игротренинг,  самомассаж кистей рук;

- фитбол-гимнастику;

- дыхательная гимнастику;

- гимнастику для глаз;

- Су-Джок терапию. Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Если выше перечисленные методы я могу использовать, или не использовать, или заменять их  другими, то СУ-Джок терапию я обязательно использую при проведении каждого речевого досуга.

С  октября по декабрь 2016 года в нашем детском саду, в целях выявления творчески работающих педагогов, поддержки инновационных технологий в образовательном процессе, повышения престижа профессии педагога дошкольного образовательного учреждения, проходил конкурс профессионального мастерства  "Воспитатель года", где я была участницей. На втором этапе конкурса, я демонстрировала свое профессиональное мастерство, используя речевой досуг, как образовательную технологию, в простой и доступной форме объясняла значимость использования речевых игр. А на третьем этапе я провела мастер-класс для педагогов  «Речевые досуги, как форма организации детской деятельности».  Была награждена дипломом за участие в номинации «Высокий старт».

В результате моих наблюдений, я убедилась, что участие детей в речевых досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения, навыки.

Используемая литература:

1. Крупенчук О. И. «Игры со звуками и буквами для дошкольников» – С-П: Литера, 2009.

2. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» – М.: Мозаика-синтез, 2008.

3. Цуканова С.П., Бетц Л.П. «Речевые праздники и развлечения в детском саду» – М.: Гном и Д, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс для педагогов « Речевые досуги, как форма организации детской деятельности».

Слайд 2

Речевые досуги – это творческие учебно-познавательные мероприятия, которые проводятся воспитателями в свободное от занятий время. Цель досуга: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия . Широкое использование разных игровых приемов (интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, сюрпризы, игры, соревнования и т. д.) способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Досуг является показателем работы педагога за определенный период обучения дошкольников. Что такое речевые досуги?

Слайд 3

- Речевые досуги проходят в легкой непринужденной обстановке, не требуют специальной подготовки. - Строятся на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. - Речевой материал подбирается с учетом возможностей детей и требований программ дошкольного обучения и воспитания. - Объединяют в себе разные формы и методы организации работы. Отличительная особенность речевых досугов:

Слайд 4

Возможны различные по содержанию и организации формы речевого досуга: КВН, викторины, сюжеты, путешествия и т.д. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка, которая благотворно влияет на психологическое состояние детей, закрепляет умения согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением. При любой форме организации досуга необходимо помнить следующее: - недопустимо перерастание речевого досуга в развлекательное зрелище для взрослых; - должны участвовать все дети; - не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок. Исходя из периодов обучения, последовательности коррекционной работы, целесообразно проводить досуги в конце лексической темы: ноябре, феврале и мае. Формы организации речевых досугов:

Слайд 5

- Что можно использовать при проведении речевых досугов? Артикуляционная гимнастика. Она вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Малые фольклорные формы. Они обогащают детскую речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков.

Слайд 6

- Что можно использовать при проведении речевых досугов?. Пальцевый игротренинг . Самомассаж кистей рук. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» ( В. А.Сухомлинский ). Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Пальцевый тренинг должен быть разнообразным, эмоциональным, приятным, неутомительным и динамичным. Фитбол -гимнастика. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Мяч посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячами, усиливает их эффект.

Слайд 7

- Что можно использовать при проведении речевых досугов? Дыхательная гимнастика полезна не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Правильно подобранные упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Гимнастика для глаз. Регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения зрения, снятия усталости, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Слайд 8

- Критерии, на которые мы опираемся , анализируя результативность проведенных досугов: Коррекционно-развивающие (высшие психические функции, речевая активность детей: словарь, грамматический строй, словообразование, связная речь, фонетика, подготовка к обучению грамоте) ; Физкультурно-оздоровительные (время проведения, безопасность оборудования, эмоциональное состояние, смена деятельности, учет возрастных особенностей, мелкая и общая моторика) ; Воспитательные (умение общаться со сверстниками, культура поведения, оформление досуга) ; Образовательные (уровень знаний и представлений детей, соответствующий этапу обучения); Методико-технологические (дидактические игры и упражнения, опорные схемы, использование сюрпризных моментов, слушание музыкальных произведений и т.д.);

Слайд 9

- В результате наших наблюдений мы убедились, что участие детей в речевых досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения, навыки.

Слайд 10

- Речевой тренинг на тему «Магия красивой речи»

Слайд 11

Что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? Запомнить просто и легко! Лишь вспомни радугу на небе, Ведь радуга, как речь, игрива, Спонтанна, звучна и проста, В ней правильность, логичность, точность , Богатство красок, чистота, Как выразительны , красивы, Уместны все ее цвета!

Слайд 12

К какому компоненту соответствует определение: - соответствие речи языковым нормам?

Слайд 13

К какому компоненту соответствует определение: - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе?

Слайд 14

К какому компоненту соответствует определение: - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли?

Слайд 15

К какому компоненту соответствует определение: - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации?

Слайд 16

К какому компоненту соответствует определение: - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний?

Слайд 17

К какому компоненту соответствует определение: - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания?

Слайд 18

К какому компоненту соответствует определение: - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения?

Слайд 19

Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно.

Слайд 20

Практикум «Проверь себя !» Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: окна занавешены (тюль); лицо скрыто (вуаль); крышу кроют (толь); вымою голову (шампунь); голова покрыта (шаль). Запомните: мужской род — шампунь, лебедь, тюль, толь, аэрозоль, полироль; женский род — антресоль, вуаль, шаль; мозоль, бандероль; средний род — повидло, какао.

Слайд 21

Расставить ударение и прочесть слова: торты, позвонишь, досуг, договор, каталог, камбала, кухонный, взяла, дала, брала, досуг, жалюзи, мелисса, партер, диспансер, инсульт, оптовый. ТОрты , позвонИшь , досУг , договОр , каталОг , кАмбала , кУхонный , взялА , далА , бралА , жалюзИ , мелИсса , партЕр , диспансЕр .

Слайд 22

Исправить предложение: Он полный невежа в вопросах искусства («невежа» - невоспитанный человек, «невежда» - необразованный человек). Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады (Плеоназм - это употребление в предложении или в словосочетании логически избыточных и семантически близких слов). Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять (надел).

Слайд 23

Закончить нашу с вами встречу хочется словами К.Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада.«Основные задачи в сенсорном воспитание»

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредс...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Технология проведения математического досуга в детском саду.

Образовательная практика "Технология проведения математического досуга в детском саду" раскрывает этапы организации математического досуга для детей подготовительной группы детского сада. Ма...

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры

Организация и проведение физкультурных досугов в ДОУ с применение средств народной игровой культуры...

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры.

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры....