Технология проведения математического досуга в детском саду.
материал

Скрипачева Елена Николаевна

Образовательная практика "Технология проведения математического досуга в детском саду" раскрывает этапы организации математического досуга для детей подготовительной группы детского сада. Математический досуг способствует объединению в единое целое познание и развлечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_krasnoyark.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации шушенского района

Ильичёвское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 детский сад «Журавушка»

Образовательная практика

« Технология проведения математического досуга в детском саду».

Подготовила: старший воспитатель Скрипачёва Е.Н.

Досуговая деятельность в детском саду осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности.

В настоящее время большинство досугов посвящено играм, музыкальным развлечениям, литературному творчеству, а математике не отдаётся и малой части досугового времени дошкольников.

Тем не менее, дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к форме, количеству и другим признакам предметов окружающего мира.

Разработаные и апробированые нами досуги и развлечения призваны в игровой, развлекательной форме обучать дошкольников математике.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают.  Но незаметно для себя, во время развлечения, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно и роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.

Дошкольное учреждение является эффективным средством организации содержательного досуга по формированию ФЭМП детей при соблюдении следующих условий:

- взаимодействие педагогов и родителей в области организации содержательного детского досуга. Задача педагогов детского дошкольного учреждения – привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей математической направленности. Для решения поставленной задачи целесообразны: тематические беседы и «открытые дни для родителей», выставки детских фотографий («Это мы  в часы досуга», праздник « В стране математике»);

- использование  педагогических технологий (игровые технологии, ТРИЗ, ИКТ и т.д.);

- создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Перед педагогическим коллективом встала задача поиска таких путей, форм, средств и методов, которые бы объединили в единое целое познание и развлечение.

Основные формы и методы математического досуга:

Методы  досуга: игра, состязательность, импровизация.

Форма досуга: развлечения познавательного характера (культурно-досуговая деятельность).

Интересной и доступной формой работы являются игровые, музыкальные, математические, творческие часы.

Игровые часы. Во время игрового часа дети закрепляют количество и счёт в сюжетно-ролевой игре «Магазин». В игре «Архитектор» у детей  формируются представления о том, что фигуры могут быть разных размеров. Во время подвижных игр развиваются умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

Музыкальные часы: что же может сочетаться при музыкально-математическом содержании? Это положенные на музыку считалки, песенки, отражающие содержание математических единиц (геометрических фигур, счёта, задач и т.д.), временных и пространственных отношений – нотная грамотность (ноты как знаки и их расположение на нотном стане, понятия выше, ниже и т.д.).

Заучивание считалок в литературный час.

Математический час. Детям предлагается занимательный математический материал: головоломки, ребусы,  лабиринты, загадки, задачи-шутки, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Квадрат Пифагора», шашки, настольные, дидактические игры с математическим уклоном. Занимательные математические игры  используются и для организации самостоятельной деятельности детей.

Творческий час. Разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Технологический алгоритм математического досуга осуществляется по следующим этапам.

Подготовительный этап.

1. Изучение методических пособий по данному вопросу. Необходимо уточнить, какие математические представления, и в каком объёме должны быть сформированы в данной возрастной группе.

Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие» в части ФЭМП представлено Программой «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», автор Арапова-Пискарева Наталья Александровна. Программа распределена на разделы: «Количество и счёт», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», Ориентировка во времени». Мы рассмотрим на примере среднюю группу Ильичёвского МБДОУ д/с № 2 «Журавушка» по разделу: «Форма».

2. Определить уровень сформированности математических представлений в данной возрастной группе.

Для этого мы используем педагогическую диагностику, которая проводится в ходе наблюдений за познавательной активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе познавательной деятельности (ФЭМП).

 Используются не только упражнения на определение геометрических фигур, но и игры с песком, которые содержат дополнительные возможности для развития этой темы: можно   с помощью ведёрок строить одинаковые башенки и башенки разной величины. В процессе работы с мозаикой и конструкторами можно предлагать детям выложить узор из одинаковых деталей и  разных по форме. Анализируется весь узор.

3.Определить программное содержание математического досуга «Космическое путешествие на планету Формадос»:

- Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (при построении космического корабля).

- Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом (плоскостное изображение роботов из геометрических фигур).

- Совершенствовать умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (плоскостное изображение летательных аппаратов из геометрических фигур).

- Воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь, поддержку, выдержку и терпение.

4. Продумать содержание математического развлечения (если есть математическое развлечение,  подходящее по теме, можно взять его из методической литературы или из электронных приложений).

5. Продумать и подготовить материал для проведения. Можно подготовить материал самостоятельно, а можно привлечь к его изготовлению детей и родителей. Если развлечение предусматривает присутствие родителей, то необходимо подготовить и раздать приглашения.

6. Подготовка детей к математическому развлечению по мере необходимости (заучивание стихотворений, подготовка какого-либо театрализованного представления, разучивание определённой роли  в зависимости от сценария).

7. Необходимо сообщить о времени и дне проведения развлечения заранее, чтобы это событие было желанно и долгожданно. Это поддержит интерес детей.

Формирующий этап

Проведение математического развлечения:

1.Во вводной части была использована музыка, сюрпризный момент: прилетел житель с планеты Формадос и сообщил, что у них случилась беда, формадосцы изобрели высокоразвитых роботов, чтобы облегчить свой труд. Всё было хорошо на планете, пока роботы не стали совершенствоваться. Среди них появился главный робот по имени Форс. Он создал войско роботов, построил огромный космический корабль и обосновался на спутнике Формадоса. Теперь злобные и бездушные машины угрожают жителям планеты. Формадосцы просят жителей Земли о помощи. Нужно спасти их планету от разрушения и не дать злу распространиться во Вселенной.

2. В основной части дети выполняли различные задания: строили космический корабль из объёмных фигур (куб, конус) для полёта на планету Формадос; приветствовали Формадосцев (театрализованное представление). Рассказали, что представляет собой земля; собирали летательные аппараты для жителей планеты Формадос (плоскостное изображение); роботов. В итоге планета Формадос была освобождена от злого разума машин. Дети помогли формадосцам в обустройстве их планеты.

3. В заключительной части рекомендуется давать детям поощрительные призы. Призы могут быть сладкие или какие-либо игрушки.

Заключительный этап

Анализ уровня сформированности математических представлений.

В течение учебного года в средней группе было проведено 3 математических развлечения  по разделам: «Количество и счёт», «Ориентировка в пространстве и во времени», «Форма».

 Работа по формированию математических представлений у дошкольников проводилась в два последовательных, взаимосвязанных подэтапа:

- подготовительный:  назначением, которого являлось повторение материала, полученного на занятиях и необходимого для дальнейшей работы;

- основной: на котором,  была проведена серия мероприятий, направленных на закрепление и углубление полученных знаний.

Результаты педагогической диагностики проведённой в ходе досуга были использованы для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализация образования (для 3-х детей была выстроена образовательная траектория по формированию математических представлений,  для одного ребёнка потребовалась профессиональная коррекция особенностей развития);
  2. оптимизация работы с группой детей.

Роль досуговой деятельности в формировании математических представлений весьма существенна. Досуг помогает сохранить интерес ребёнка к математике, формирует самостоятельность и даёт возможность творчески развиваться. Принципы планирования и проведения досуговой деятельности, позволяют выявить «пробелы» в знаниях дошкольников и направить досуговую деятельность на их устранение, что позволяет воспитателю гибко реагировать на фактически существующий уровень сформированности элементарных математических представлений у детей.

Список использованной литературы:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 336 с.  

2.Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений: Программа  и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2014.

3.Помораева И.А., Позина В.А.. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.: Мозаика – синтез, 2014. – 64 с.

4.Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 320 с.

5.Демина Е.С. Развитие элементарных математических представлений. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Зацепина М. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ№15 Кравченко Л.В.на тему «Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"

Представляю свой опыт работы«Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском  саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"...

Сценарий проведения досуга в детском саду для старших групп РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Досуг для старших групп детского сада на тему:Рождество,в проведении досуга использовались видеоматериалы,демонстрация наглядного пособия,музыка...

Из опыта работы по проведению речевых досугов в детском саду.

В последние два года я занимаюсь проведением речевых досугов в нашем детском саду. Поскольку это очень интересно и детям и мне, я захотела поделиться своим опытом со всеми, и опубликовать статью "Из о...

Математический досуг в детском саду

Презентация на тему" Математический досуг в детском саду"...

Технология проведения утреннего сбора в детском саду

Цель утреннего сбора: установление комфортногосоциально - психологического климата в детском коллективе...

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду с применением средств народной игровой культуры

Организация и проведение физкультурных досугов в ДОУ с применение средств народной игровой культуры...