Формирование у дошкольников доброжелательных отношений через сказку
методическая разработка (средняя группа) на тему

Светлана Вячеславовна Вяльчинова

Материал содержит информацию о методике работы со сказкой с целью формирования у дошкольников доброжелательных отношений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников доброжелательных  отношений  

через  сказку

Подготовила:

воспитатель СП «Детский сад № 62»

ГБОУ СОШ №4 г.Сызрань

Вяльчинова С.В.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Именно поэтому, важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе стало совершенствование процесса нравственного воспитания детей.

«Руководить нравственным воспитанием, это значит создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботиться, о ком – то печется и беспокоится, кому – то отдает свое сердце».                

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка  « жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем.  Сказка активно воздействует на чувства и разум ребёнка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.         Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа помогает в решении  нравственного  воспитания ребёнка дошкольного возраста.

При планировании работы по формированию доброжелательных отношений у дошкольников, я определила цель и основные задачи данной работы.

Цель: Создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективизма взаимоотношений, воспитания отзывчивости, заботы, доброты.

Задачи:

- Формирование нравственных  представлений на примере анализа конкретных ситуаций и поступков  сказочных героев;        

        - Развитие способности оценивать свои поступки на основе анализа поведения сказочных героев;

        - Развитие умения использовать  правила нравственного  поведения в повседневной  жизни.

В связи с поставленной целью и задачами, в группе я постаралась создать соответствующую развивающую среду. В книжном уголке я выделила место для сказок, организовала выставку книг со сказками. Дети приносили свои любимые книги, делились своими впечатлениями о героях, характеризовали их. При проведении  таких мероприятий  малыши становятся доброжелательными, чувствуют одобрение взрослого и видят интерес сверстников, становятся более решительными. В уголке сказки находятся  игры:  «Расскажи сказку», «Узнай сказку по песенке», «Собери картинку о  сказке», различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо;  маски к сказкам,  костюмы для создания театральных представлений.                                Работая со сказкой, я использую различные формы: рассказывание сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.                  Начиная с младшей группы, я провожу работу с детьми по формированию положительных моральных качеств. Объясняю малышам, как нельзя поступать и как можно, формирую умения у  детей устанавливать связь между соответствующим эмоциональным состоянием сказочных персонажей и их последующими действиями, а также формирую у  детей доброжелательные взаимоотношения. Прививаю такие правила поведения, как «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».

И во  всем этом мне помогает сказка. Например, в младшей группе после рассказывания сказки «Репка» провожу беседу с детьми, предлагаю ответить на вопросы: «Почему удалось вытащить репку? («Все дружно тянули репку; не ссорились»), а в заключение беседы подвожу детей к пониманию правила: «Хорошо, когда все живут дружно. Будим и мы жить дружно».

После рассказывания сказок, таких как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» напоминаю воспитанникам, что очень важно заботиться друг о друге, помогать друг другу не только в группе, но и в семье. Я считаю, что существенным направлением в развитии детей этого возраста является освоение ими противоположенных слов – понятий, когда детям приходится оценивать героев и называть те или иные качества: добрый – злой, честный – лживый, справедливый – несправедливый, трудолюбивый - ленивый и т.п..  

Беседуя о доброте, предлагаю сначала  ответить на вопросы: «Кого мы называем добрым человеком? После чего объясняю детям, что доброта - это забота о других, которая проявляется в умении помочь. Знакомлю детей в средней группе с английской народной сказкой «Три поросёнка» и предлагаю назвать того, кого в этой сказке можно назвать добрым и почему?  При повторном рассказывании сказки «Три поросенка», объясняю детям значение слова « трудолюбивый»,  предлагаю ответить на вопросы: «Как работали Ниф – Ниф и Нуф – Нуф? Можно ли о них  сказать, что они работали « спустя рукава»? Можно их назвать трудолюбивыми? А как работал Наф – Наф? Можно ли сказать, что он работает « в поте лица»,  «не покладая рук»? Как вы понимаете это выражение? Кого же из группы можно назвать трудолюбивыми?» Содержание сказки помогает объяснять детям значение народной мудрости «Что посеешь – то и пожнёшь», «Лениться да гулять – добра не видать». Проявлению сочувствия и сострадания к окружающему  миру,   помогают  такие вопросы, как «Кого вам жалко? Как вы дома относитесь к братьям и сёстрам? Как  бы я спасла  братца?»  (сказка  «Сестрица  Алёнушка и братец  Иванушка»).

После прочтения сказки, провожу беседу с  детьми и задаю вопросы: «А можно ли так себя вести, если не слушать взрослых и поступать так, как хочется, может случиться  беда?».        

Некоторые сказки несут в себе значение нескольких нравственных понятий. Беседуя с детьми по содержанию русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», разбираем значение таких понятий, как «честность – лживость» - «Какая лисичка?», «Как лиса вела себя, когда просилась переночевать?», А когда требовала что – то отдать, как вела себя?», «Честно ли поступила лисичка?». Установление связи между поступками героев  сказки,  помогает  детям лучше понять какими качествами обладает лисичка.

Для усвоения вежливых форм общения провожу игровые задания: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – детям предлагаю, перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький». Организуя игру «Назови ласково героев сказки теремок» формирую умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно.  После таких игр дети понимают, что  после вежливого обращения людям становиться радостнее. С этой целью использую игровое упражнение «Доброе пожелание», дети желают что – то хорошее героям сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», что бы с ними ничего плохого в дороге не случилось. В игре «Попроси мишутку вежливо» дети обращаются с просьбой к мишутке  (игрушка) и просят поделиться с игрушкой. Для закрепления понятий вежливости, доброты мы вместе с детьми создали игру «Ларец волшебных слов», где дети ежедневно приходят в группу и  «приносят» вежливые слова.                

Игровое задание « Что хорошо – что  плохо»,  также  помогает детям понять,  что такое  «хорошо» и что такое «плохо».  Например, по сказке «Рукавичка» дети отвечают на вопросы. Итак, одобрение положительных поступков сказочных героев и неодобрение негативных позволяет малышам не только понять, но и применять в реальной жизни понятия о том, как можно поступать, а как нельзя.                                                                                                                          Одним из методов работы со сказкой с целью формирования доброжелательных отношений  у детей дошкольного возраста является инсценировка сказок. Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирают детей на роль героев сказки, я вместе с детьми готовлю костюмы и  атрибуты к сказке, разучиваю роли. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся  объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложиться в основу умения  оценивать поступки сверстников и свои собственные.  

В  работе со сказкой  идет сотрудничество с родителями группы. Они подготавливают  костюмы для представлений, разучивают с детьми роли, выбирают сюжеты для рисунков, готовят детей к конкурсам рисунков. Наряду с этим я оказываю помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. Провожу консультации: «Все ли сказки хороши», «Воспитание сказкой», «Через сказку -  верная дорога к сердцу ребёнка». Провела собрание на тему: «Сказка в жизни ребёнка». Итогом моей работы был педагогический проект «Сказка Заюшкина избушка», праздник «День Доброты» проведенный вместе с родителями,  выставка работ детей «Сказка красивого сердца».

        Мне, как педагогу приятно видеть,  как дети изменились. Я вижу, как им интересно общаться друг с другом, как они откликаются на просьбы друзей о помощи, как они радуются успехам других, как переживают неудачи свои и своих товарищей. Дети стали более самостоятельны, отзывчивы и  заботливы

Подводя итог проделанной работы, можно сказать. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком. С ним необходимо работать, с раннего детства. Именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Чем раньше сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства доброты возьмут в них верх над злом.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ

Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста....

Статья "Развитие у дошкольников математических представлений через сказку"

Как использовать сказки при формировании элементарных математичеких представлений? Ответ на этот вопрос вы найдете в этой статье....

Анкета для воспитателей по воспитанию у дошкольников доброжелательных отношений

Анкета для воспитателей по воспитанию у дошкольников доброжелательных отношений и гуманных чувств между людьми...

"Знакомство старших дошкольников с профессиями, через сказку"

О мире медицинских профессий, о труде взрослых у старших дошкольников позволяет судить небогатый жизненный опыт, весьма поверхностные знания. Между тем мир  профессий настолько богат и разнообраз...