ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ

  Проблема межличностных отношений дошкольников кажется на сегодняшний день очень актуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, приходится констатировать, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе.

Среди факторов вызывающих агрессивное поведение можно отметить следующие:

  •  Особенности семейного воспитания;
  •  Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;
  • Уровень эмоциональной напряженности ребенка;

Среди проблемных форм межличностных отношений выявляются также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими. Демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Общими для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность понимать и видеть другого.

Очевидно, что множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время – это жестокость, повышенная агрессия и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Известным детским психологом, доктором психологических наук Е.О.Смирновой и кандидатом психологических наук В.М.Холмогоровой разработана система игр, специфика которых заключается в следующем:

  • Сведение на минимум речевого взаимодействия детей (в качестве средства общения используются условные сигналы, выразительные движения, мимика и пр.);
  • Исключение какого либо принуждения, дабы не вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости;
  • Безоценочность (любая оценка, независимо от валентности, способствует фиксированности на достоинствах и недостатках);
  • Отказ от реальных предметов и игрушек, чтобы общение было целью, а не средством взаимодействия ради игрушки;
  • Отсутствие соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на проявление демонстративности, конкурентности и ориентацию на оценку окружающих.

Система чрезвычайно проста в использовании и не требует специальных условий; она состоит из 7 этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. На каждом этапе для примера предлагается одна игра. После ее окончания участники анализируют свое состояние и по желанию рассказывают, как они себя чувствовали во время игры, какие были сложности.

1 ЭТАП. Общение без слов.

Задачи: Побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.

Игры: «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки», «Театр теней», «Хлопок».

2 ЭТАП. Внимание к другому.

Задачи: Отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе родственников; обратить внимание ребенка на других.

Игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Кто сказал?», («Ты мой голос не узнаешь, кто сказал не угадаешь»), «Из семечка в дерево», «Разговор сквозь стекло», «Тень».

3 ЭТАП. Согласованность действий.

Задачи: Учить ребенка согласовать свои действия с действиями других детей.

Игры: «Горошинки», «Работаем вместе», «Лепим скульптуры», «Живые картины», «Слепой и поводырь», «Мостик», «Змейка», «Ручеек», «Продолжи движение».

4 ЭТАП. Общие переживания.

Задачи: Дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга.

5 ЭТАП. Взаимопомощь в игре.

Задачи: Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сорадования.

Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «День помощника», «Заблудившийся ребенок», «Гномики».

6 ЭТАП. Добрые слова и пожелания.

Задачи: Учить замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.

Игры: «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Комплименты», «Конкурс хвастунов», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, веселым) как ты», «Царевна Несмеяна».

7 ЭТАП. Помощь в совместной деятельности.

Задачи: Учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Игры: «Закончи рисунок», « Рукавички», «Угадай-ка», «Мастер и подмастерья», «Общая картина».

Цель: Познакомить с новыми подходами к формированию межличностных отношений дошкольников (через систему специально подобранных игр).

1. Игра «Хлопок».

Задачи: Побуждать детей к непосредственному общению, без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.

Участники садятся в круг. Ведущий смотрит на одного из них и хлопает в ладоши – «дарит» ему свое приветствие. Партнер должен «поймать» хлопок (хлопнуть в ладоши) и передать его другому. Так повторяется до тех пор, пока все не обменяются приветствиями.

2.  Игра «Спаси птенца».

Задачи: Дать детям возможность ощутить единение с другими, разрушать отчуждение, снять защитные барьеры, учить поддерживать друг друга.

- Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши ан него согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!

- Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения? (ответы детей)

- А только ли птенцы нуждаются в заботе? А кто еще нуждается?

3.  Игра «Зеркало».

Задачи: Отвлечь детей от сосредоточенности на собственном Я и на отношении к себе родственников; обратить внимание ребенка на других.

- Наверное, у каждого дома есть зеркало. А иначе как узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм, платье, красивая ли у вас прическа?

Перед началом игры проводится разминка: воспитатель показывает простые действия, а дети «зеркало» воспроизводят их. Затем дети разбиваются на пары: один показывает, другой «зеркало» воспроизводит. Показав 2-3 движения,  дети садятся на место. Дети фиксируют точность и одновременность движений. Если были искажения или не синхронность, - зеркало испорчено (или кривое). Паре детей предлагается его «починить» (потренироваться). Когда все дети научатся показывать отражение верно, можно усложнить задачу: «Зеркало» должно повторять все действия человека (как он делает зарядку, прыгает как зайчик ит.д.) Вам нужно постараться сделать это очень точно.

-Готовы? Тогда давайте попробуем. (Взрослый встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая пример остальным. Затем предлагает самостоятельно играть. При этом следит за ходом игры и помогает парам, у которых что-то не получается.)

- Отобрази грусть, радость, покажи зарядку, погримасничай, улыбнись и т.д.

- Трудно ли тебе быть зеркалом? Почему?

-А отображением быть было трудно или легко? Почему?

4.  Игра «Гномики».

Задачи: Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи; проявление сопереживания и сорадования.

Для игры нужны колокольчики (погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик. Когда колокольчик звенит, гномик может загадать любое желание и оно когда- нибудь обязательно исполниться. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас будет по очереди звонить и загадывать желание». Дети выполняют действия, но вдруг, оказывается, что один из колокольчиков молчит.

-Что же делать, у одного из гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание. Как ему помочь? Подарим что- нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (дети предлагают свои решения).

5.  Игра «Рукавички».

Задачи: Учить детей делиться со сверстниками, помогать им в процессе совместной деятельности, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Воспитатель раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным , по помещению. Дети разбегаются по залу, отыскивают свою «пару», отходят и с помощью 3-х карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить рукавички  одинаково.

Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

6.  Игра «Комплименты».

Задачи: Учить замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, желать им добра, делать комплименты.

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: «с тобой так хорошо играть», «ты такая красивая» и т.д. Принимающий комплименты кивает головой и  говорит: «спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

7.  Игра «Прогулка по ручью».

Задачи: Учить ребенка согласовать свои действия с действиями других детей.

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся, попавший ногой в ручей , встает в конец цепи.

-Трудно ли было двигаться? Что мешало? Почему? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.

Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...

Приобщение старших дошкольников к формированию традиций и правил своей группы с целью формирования доброжелательных отношений между детьми

Формирование нравственных качеств, дружеских взаимоотношений между детьми старшего возраста, умение взаимодействовать детей между собой в коллективе....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Важным средством формирования доброжелательных отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не сле...