Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.
материал (старшая группа) по теме

Поджио Наталья Васильевна

Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками

через игровые ситуации»

(отчет по самообразованию)

Выступление воспитателя 1-ой  группы

Поджио Н.В.

        

        

                                                     Москва

                          ГБОУ д/с комбинированного вида № 696

                                                 Март, 2012 г.

С  возрастом взаимодействия сверстников становятся   разнообразными и содержательными.  Вместе с тем они могут стать источником конфликтных ситуаций. Причины для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётного желание последовать   примеру  сверстников. Повод для  конфликта уже есть: ребёнок долго  одевался, в результате  все машины   разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный  момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше - всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно  выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно  рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые  дети  быстро привыкают к этому и используют его в ущерб  другим.

Длительное совместное пребывание 15 детей порождает необходимость  считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.

Есть  два подхода к решению  этой проблемы.

I.   Вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта;

II.  Вырабатывать отрицательное отношение  к  неприемлемым  формам

     поведения.  

Второй        подход  заключается в формировании у детей  отрицательного отношения к конфликтным формам поведения.

Работа   в этом  направлении   должна опираться на следующие психологические особенности дошкольника:

1). Способность  при определённых условиях осознать негативные стороны собственных действий. Дошкольник в процессе своих  действий   думает преимущественно о той цели, к которой  стремится, а не о средствах её достижения.

Например:  толкая  сверстника  на пути к маме, ребёнок думает о ней,  а не о переживаниях другого. Оценка  поведения ребёнка обозначает для него отношение  взрослого, но не затрагивает главного (приход  мамы вызвал  искреннего радость) и поэтому крайне редко западает в  детскую  душу настолько глубоко, чтобы вспомнить о ней при повторной ситуации.

2). Умение мысленно  поставить себя на место другого, чтобы «пережить» ситуацию с его точки  зрения. В основе этого приёма лежит принятие ребёнком роли  того кто страдает от  его действий.

3) Включение положительных  форм  поведения в  представлении детей о себе. Положительные представления ребенка о себе  можно   выразить так: «Я помогаю   дедушке»;   «Я  защищаю птичек»  и  т.д.  

При использовании этого приёма нужно иметь в виду одно обстоятельство: - тот  факт, что помочь - это хорошо, вовсе не означает для ребёнка, что отказать в помощи - это плохо. Большинство детей к четырем годам отличают  «хорошие» поступки от «плохих»,  прекрасно знают, что с товарищем нужно делиться, нужно уступать и  помогать.

Однако в  реальной  жизни поступки  детей в  основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых  правил  поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами,  недовольством тем, как действует сверстник. Дело в  том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он  не станет  согласовывать с  ним свой действия. Эта причина - «невнимательность» - закрывает другого, она же способствует  замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Нужно прежде всего формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив  эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального  состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребенка на собственном «Я» за счёт развития внимания и сопричастности к сверстнику. Нужно формировать чувство общности  и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. Ни каких оценок, реальных предметов и соревновательного начала.

Для решения этих   задач  в д/саду полезно использовать материалы из книги  докторов психологических наук   Е. Смирновой  и В. Холмогоровой «Межличностные отношение дошкольников».

Третий раздел этой книги называется «Игры, направленные  на формирование доброжелательного отношения  к сверстникам».  Так   как  игры эти бессловесные (почти все) они подходят для логопедических детей с нарушением речи (говорит  взрослый).

Программа обучения состоит из семи этапов.  

1 этап. «Общение без слов».

В каждую игру   вводится свой язык «условных сигналов».

Например, игра: «Жизнь  в лесу».

Воспитатель предлагает детям представить себе, что они оказались в лесу и говорят на разных языках. Но ведь  нужно как-то общаться. Как спросить? Как  выразить своё доброжелательное отношение, не сказав ни  слова. «Чтобы задать вопрос хлопаем своей ладонью по ладошке  товарища  (показать). Чтобы  ответить, что всё хорошо – наклоняем    голову к его плечу.  Хотим выразить дружбу - ласково гладит по  голове  или плечу (показать).

 Содержание таких  игр, равные  права, запрет на  слова снимают напряжение,  страх  того, что кто-то кого-то может обидеть. Доброжелательное отношение снимает, ослабляет защитные барьеры, направляет внимание друг на друга.

В эти игры нелегко вовлечь проблемного ребёнка, поэтому важно,  чтобы в  паре с ним был взрослый.  

2 этап.  «Игры,  развивающие внимание к сверстнику».

Их цель: сформировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.

Многие дети настолько сосредоточены  на себе, на своём «Я», что сверстники для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Чтобы убедится в этом, попросите ребёнка рассказать о сверстнике. В место развёрнутого ответа можно услышать «Он меня обижает»,  «Он со мною  дружит». Воспитательная задача этого этапа – отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я».

Игра «Общий круг» - умение поздороваться друг с другом глазами.

3 этап.  «Согласованность действий».

Задача этих  игр – научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого  внимания к сверстникам, умение действовать с учётом потребностей и поведением других.

Игра «Сороконожка».

4 этап.  «Общие переживания».

Эти игры направлены на переживание общих эмоций. Совместное переживание объединяет детей, порождать чувство близости.

Игра « Кто смешнее  засмеётся».

5 этап.  «Взаимопомощь в игре».

На этом  этапе используются игры,  требующие от детей взаимопомощи, проявление сопереживания и сорадования.

Игра «День помощника».

6 этап.  «Добрые слова и пожелания».

Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (жалобы, ругательства). До этого этапа в играх действовал запрет  на слова. Только  после прохождения всех пяти этапов и преобладания в группе дружелюбной  и спокойной атмосферы можно переходить к шестому этапу, состоящему из игр, специально направлениях на словесное выражение своего отношения к другому. Эти игры учат видеть и подчёркивать положительные  качества и достоинства других детей.

Игра «Комплементы».

        

7 этап.   «Помощь в совместной деятельности».

В этих играх дети делятся со сверстниками и помогают друг другу в процессе совместной деятельности. Они соревнуются не за собственный успех, а за успех другого.                                              

Игра «Закончи рисунки».

Система игр, их описание смотри в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ

Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста....

Приобщение старших дошкольников к формированию традиций и правил своей группы с целью формирования доброжелательных отношений между детьми

Формирование нравственных качеств, дружеских взаимоотношений между детьми старшего возраста, умение взаимодействовать детей между собой в коллективе....

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками

Важным средством формирования доброжелательных отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. Л. С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства, но она же и учит не сле...