Рекомендации для родителей дошкольников
консультация на тему

Веревкина Ольга Александровна

Данный материал с советами и рекомендациями по музыкальному воспитанию предлагается для работы с родителями и может быть использован, как для инфомационных стендов в дошкольном учреждении, так, и для  родительских уголков в группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_muzyk.vospitaniyu.docx61.88 КБ

Предварительный просмотр:


 

Задачи музыкального обучения и воспитания детей дошкольного возраста:

Развитие музыкальности

  • развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание
  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма
  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков
  • развитие музыкальной памяти

     Развитие двигательных качеств и умений

  • развитие ловкости, точности, координации движений
  • развитие гибкости и пластичности
  • воспитание выносливости, развитие силы
  • формирование правильной осанки, красивой походки
  • развитие умения ориентироваться в пространстве

 Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку

  • развитие творческого воображения и фантазии
  • развитие способности к импровизации в движении, в изобразительной деятельности, в слове

 Все эти задачи реализуются в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: в непосредственной музыкальной деятельности, в  свободных играх, при проведении утренников, в процессе индивидуального общения с ребенком и т.д.

Развитие музыкальных способностей

 

Разучивая с детьми песню, помните:

1.  Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь  слог,  например   «ля»   (в  таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

2.  Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

3.   Сложные  по  ритмическому рисунку и  мелодии фрагменты  песни  необходимо  поучить  отдельно. Чтобы  ребенок  наглядно  понял,   куда движется мелодия   и   куда   направить   голос,   пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

4.  Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

5.  Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться   этому  можно,   поиграв,   например,   со  свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с  белыми  пушинками-парашютиками  знакомого всем одуванчика.

6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.

7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на  процесс пения.

  

ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?

Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь — это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.

Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.

Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда   помните:

Прежде чем проинтонироватъ (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.

 

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал HJ путь гениев? Кто определил славу музыкантов-комозиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха»! Достаточно распространенная

формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.   

Однако все  в действительности  несколько  иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором  в  формировании  способностей,   то  тогда  дети поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов.   Но  жизнь  гораздо  интереснее,   и  не   так  уж редки   случаи,   когда   ребенок   ученого   становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности,   и  характер  человека.   И  если   сын   музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого  прежде  всего  в  том,   что  воспитывался  он атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.  Понятие  «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистом в области исследования проблем музыкальности, сама по себе является абсурдной. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека.

Она дала ему все, для  того,   чтобы  видеть,   ощущать,   чувствовать окружающий мир.  Она позволила ему слышать  всё многообразие  существующих  вокруг  звуковых  красок. Прислушиваюсь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию ветра, люди учились различать интонацию,   высоту,   длительность.   Из  необходимости  умения  слушать  и 

 слышать  рождалась  музыкальность — природой данное человеку свойство. Итак,  все  мы  от природы  музыкальны.  Об  этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже   говорилось, окружение, среда петит и питает личность. Музыка детства — хороший  воспитатель  и  надежный друг  на  всю  жизнь.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о  необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. 
«Если не заложить . с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет! красиво снаружи, оно нее равно развалится на куски от сильного  ветра и землетрясения», — считают педагоги. 
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешныи неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:


Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, 
тем более музыкальным он становится, 
чем более музыкальным становится, 
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.


Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада, звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

 

 

МУЗЫКА ЛЕЧИТ И КАЛЕЧИТ

Группа ученых, состоящая из психологов и нейробиологов, провела эксперимент.

Они предложили группе студентов пройти тест, определяющий степень развития пространственного мышления. За 10 минут до начала испытания одна часть студентов прослушала сонату Моцарта, другая - опусы Филиппа Гласса. Результат был поразителен: те, кто слушал Моцарта, испытали настоящий прилив творческих сил, их успехи были выше на 62%. Кроме того, как отмечают сурдологи (специалисты, занимающиеся дефектами слуха) и логопеды (специалисты по коррекции проблем речи и произношения), классическая музыка обладает выраженным целебным действием.

В частности, лечебный эффект музыки Моцарта обусловлен наличием в ней большого количества звуков высокой частоты. Во-первых, эти звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. А это улучшает память человека и стимулирует мышление.

Многие психотерапевты используют музыку в схемах комплексного, интенсивного лечения различных заболеваний. Некоторые из них отмечают, что наилучшим эффектом обладает струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти ноты в минуту.

Наш сердечный ритм составляет в основном 68-72 удара в минуту, в то время как ритм музыки Баха, Генделя, Вивальди или Корелли составляет всего 60 четвертей в минуту. При прослушивании такой музыки наше сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся. Громкая, быстрая и диссонансная музыка, напротив, ослабляет наш организм, что было доказано итальянскими нейробиологами и физиками.

Они наблюдали за двумя группами мышей, блуждавших по лабиринту в поисках приготовленной пищи. При этом одна группа слушала вальсы Штрауса, а другая барабанный бой. Результат музыкального испытания был таков: «вальсирующие» стали ориентироваться в лабиринте лучше, чем прежде, а вот зверки, мчавшиеся под звуки барабана и по прошествии трех недель, не могли найти правильную дорогу.

Изучив в последующем ткани мозга мышек приученных к барабанной дроби, ученые выявили отклонения в развитии нейронов определенного участка мозга. По мнению исследователей, именно эти отклонения «мешали» животным ориентироваться в пространстве и чему-нибудь научиться.

 

Музыкальное развитие 

       маленького  ребенка.

 

Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения, ощущаем на себе ее способность регулировать настроение, улучшать самочувствие.

Влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо.Все дети от природы музыкальны, ведь мелодический слух формируется у человека еще до рождения.

Не случайно голосовые проявления младенца характеризуют как певучее гудение, вокализации, трели. Но для того, чтобы врожденные задатки развивались, нужноприобщать ребенка к миру музыки с первых дней жизни.

Основой музыкального развития маленького ребенка являются игры, которые использует мама, общаясь с малышом. В основе музыкальных игр лежит пение, исполнение различных мелодий на детских музыкальных инструментах, слушание музыкальных отрывков из произведений русской и зарубежной классики.

Материнское пение занимает особое место в музыкальном развитии малыша.Ее голос - уникальный,обладающий неповторимым тембром "музыкальный инструмент".

Пение мамы,адресованное малышу, является сильным психоэмоциональным стимулом, на который  он реагирует бурными активными действиями.Такие моменты музыкального единенияразвивают чувство взаимного доверия, позволяют малышу ощутить себя любимым, единственным, защищенным. 

 

Какие песни лучше петь малышу?   

Это, конечно же, колыбельные, они несут радость,любовь, нежность, покой, умиротворение. Благоприятное воздействие на ребенка оказывают и народные песни. Они разнообразны по характеру, ритму, темпу. Их мелодии выразительны, доступны для исполнения и восприятия и предоставляют богатый выбор для импровизации, а тексты песен несут положительную информацию об окружающем мире.

 

 

О музыкальных способностях

                         детей 

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

Не растраивайтесь, если пение, движения ребенка далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.

Отсутствие какой - либо из способностей может тормозить развитие остальных - значит, задачей взрослого является устранение нежелательного "тормоза".

Чем активнее общение Вашего ребенка с музыкой,тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать малышу в понимании прослушиваемой музыки (ее содержания, характера). Дайте ребенку "путеводную нить" к сопереживанию: помогите малышу отыскать в душе и своем жизненном опыте - в памяти - те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.

Не говорите, что у Вас "немузыкальный ребенок", если Вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить. 

             Развитие чувства ритма

 Спойте песню вместе с ребенком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.

Попросите ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.

Исполните песню "по ролям":

сначала поет голосок, а ладоши хлопают ритм песни;

голосок "спрятался", а ладошки хлопают ритм песни;

  Попросите малыша "спеть" песенку  ладошками.

Как приучить ребёнка слушать музыку дома?
Первая рекомендация - создание в доме фонотеки. Мы советуем родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок", "Лиса, заяц и петух" и т. п. 
Следующие этапы - пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой.
Включите качественную запись музыкального произведения (желательно композитора-классика, например, «Рондо» Моцарта) на тихой звучности. И не ограничивайте деятельность ребёнка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребёнок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип восприятия уже знакомого произведения. 
Во время прослушивания музыки, у детей развиваются многие психические процессы, такие как:
1. Память
2. Образное мышление
3. Воображение, как один из важных процессов мышления. Только сопоставляя услышанное со своим жизненным опытом, ребёнок научится чувствовать оттенки настроения в произведении, сможет узнавать персонажи по звучанию инструментов, и это будет способствовать расширению словарного запаса ребёнка. 
Из «натуральных» (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу дошкольного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные. Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания.
Но привить детям любовь к музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку.
В слушании музыки важна доступность для понимания и изобразительность, откуда ребёнок сможет впоследствии черпать образы для своего творчества. Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью рекомендуется также фрагментальный просмотр вместе с ребёнком выборочных сюжетов полнометражного мультфильма работы студии Уолта Диснея «Фантазии» (классическая музыка известных композиторов в сочетании с мультипликационными образами на известные сказки, притчи). 
Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на неё, накапливают опыт музыкальных впечатлений. 
Формируя музыкальное восприятие у детей, следует предлагать для прослушивания музыку разного характера, что вызывает у детей соответствующее эмоциональное состояние. 
Большая работа над восприятием музыки проводится в ДОУ при подготовке к Новогоднему празднику, в основу слушания музыки на занятиях положен балет П.И.Чайковского "Щелкунчик", музыка природы, песни о празднике. Дети слушают фрагменты балета, например, Марш, тему Щелкунчика, Китайский танец, Танец пастушков и Феи Драже, Вальс цветов. Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение, сопереживание героям. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.

Условия для музыкального развития ребенка в семье

 

Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны.

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись).

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение.

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными за-дачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в до-школьном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать инте-рес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музы-кальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музы-кально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народ-ные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно про-чувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, раз-личить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инстру-ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрос-лую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чай-ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха,

В. А. Моцарта.

Методы обучения в семье

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения [в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят на долго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителе и , что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

Формы организации музыкальной деятельности детей в семье

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

Зачем ребенку музыка?!

Ещё в древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: на духовную сущность человека, на интеллект и на физическое тело.

Любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка, позволяет разобраться в жизни, найти и познать самого себя, сформировать самооценку. Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идёт о формирующемся мозге маленького ребёнка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Дети матерей, которые на двадцать восьмой — тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.

Нечто большее, чем просто звуки

Доказано, что музыка, наряду с другими факторами, определяет в первые годы жизни ребёнка его развитие, формирование мозга, логических связей, образование и продолжительность жизни первых клеток (нейронов). Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. A игра на любом музыкальном инструменте требует точных движений и согласованной работы рук, способствуя при этом развитию межполушарного взаимодействия. Чем больше информации получит мозг ребёнка в раннем возрасте, тем большим запасом прочности он будет обладать, дольше сохранит работоспособность.

Занятия музыкой могут способствовать также развитию пространственного фактора, ведь большинство музыкальных инструментов задают возможность пространственных координат: флейта — «ближе-дальше» или «верх-низ», фортепьяно — «право-лево».

Кроме того, любая музыка — некоторая заданная последовательность во времени, а в гармонических созвучиях отражаются законы пропорции, использующиеся также в архитектуре или живописи. Таким образом, и занятие музыкой само по себе, безотносительно к специфике тех или иных музыкальных инструментов, способствует формированию пространственного фактора. Этот фактор имеет одно из первостепенных значений для формирования всех психических функций ребёнка. Достаточное его развитие во многом определяет готовность ребёнка к школе и успешность обучения, особенно овладение навыками письма, чтения и счета.

Развитие музыкального слуха способствует развитию и аналитического мышления. В ходе одного эксперимента наблюдались 78 детей из разных городов. Их разделили на три группы. В первой детей обучали музыкальной грамоте и игре на фортепиано, во второй — работе на компьютере, в третьей, контрольной, никаких занятий не проводили. Через шесть месяцев провели тестирование на мыслительную способность. В тестах особое внимание уделялось вопросам геометрии и физики. Дети, обучавшиеся музыке, показали результаты на 34% выше, чем в контрольной группе.

Авторы обратили внимание на то, что у детей, проводящих большую часть времени с родителями и занимающихся музыкой, умственные способности развиваются лучше. Это говорит о том, что интеллект человека не определяется только генетическими факторами, а может совершенствоваться в процессе жизненной практики. Дети, играющие на музыкальных инструментах, показали лучшие результаты практически по всем тестам. Исследования многих авторов показывают, что музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга. Авторы объясняют этот эффект следующим образом:

музыка развивает пространственное мышление, потому что музыкальная грамота пространственно организована;

математические способности развиваются, так как для понимания записи ритма требуются такие же математические навыки, как для понимания пропорции и дроби;

  • лингвистические способности, по мнению авторов, могут улучшаться, так как и музыкальная, и речевая деятельность требует способности разделять поток звуков на маленькие перцептивные единицы.
  •  
  • У детей, которые часто поют ритмичные песенки и играют в игры, связанные со счётом, мозг буквально излучает активность. Музыкальное образование, в свою очередь, не только развивает ум, но и воспитывает чувства, укрепляет духовное здоровье ребёнка, помогает формированию тёплых, доверительных отношений в семье, между родителями и детьми. В последние десятилетия XX века появилось множество музыкальных направлений и многие из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

Выбор музыки огромен, и можно встать в тупик, выбирая: какую музыку ставить ребёнку. Так ли необходимо слушать только классику? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьёзностью. Выбор огромен — классическая, инструментальная, различные мюзиклы.

Ставя музыкальный диск, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребёнка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.

Никогда не поздно знакомить ребёнка с миром музыки, но музыка, услышанная ещё до рождения, ускоряет развитие малыша, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании он будет с лёгкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребёнка, мы способствуем зарождению, развитию и становлению творчества в нем. А оно базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, дети ловят не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под её влиянием создаётся собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни! Музыка играет важную роль в человеческом обществе. Прежде всего, её развивающий, образовательный и воспитательный факторы влияют на становление и развитие личности, её ценностных ориентаций. Музыка как необходимый компонент общественно-культурной жизни человека может служить фактором социальной идентификации-то есть выражать принадлежность человека к определённой социальной группе, активизировать его эмоциональное состояние или способствовать релаксации.

«Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка — отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Слово музыка происходит от греческого корня мюзе. Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестёр, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка — это дитя естественной любви, обладающее грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Музыка — это сила. Музыка может стать чрезвычайно мощным средством, чтобы разбудить, облагородить, преобразовать, усовершенствовать.
Самая необыкновенная музыка — у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали — «эффект Моцарта». Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов ещё в утробе матери. Его отец был капельмейстером, а мать, которая была дочерью музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады ещё на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и чётко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенняя прогулка (рекомендации для родителей дошкольника)

Рекомендации для родителей по организации прогулки дошкольника весной...

Методические рекомендации для родителей дошкольников с ОНР.

Целью предложенного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка....

Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)

Рекомендации логопеда родителям дошкольников с системным недоразвитием речи (СНР)...

Рекомендации молодым родителям дошкольников

Рекомендации молодым родителям дошкольников...

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендация для родителей дошкольников "Что делать если ребенок плачет при расставание с родителями?"

Рекомендация для родителей дошкольников "Что делать если ребенок плачет при расставание с родителями?"...