«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Улитина Анна Ивановна

Эксперимент – кратковременного исследования , на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному» организованное педагогом, которое безопасно знакомит детей с различными свойствами воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»

2  СЛАЙД

Экспериментирование является ведущей деятельностью в развитии ребёнка любого возраста, пронизывая все сферы детской деятельности. Маленький ребенок - уже исследователь, который проводит свои наблюдения-эксперименты– исследую всё вокруг себя.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»                    (Н.Н. Поддьяков)

ФГОС  требует
- поддержки детской инициативы
- самостоятельного активного выбора детьми вида деятельности
- формирования познавательных интересов
- самостоятельного добывания знаний детьми
- развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

3 СЛАЙД

Поисково-исследовательская деятельность может быть организована на:

- Активности самого ребенка: сам ставит цели, ищет пути и способы их достижения, удовлетворяя свои потребности, интересы и волю

- Организуется взрослым, который показывает ребенку  алгоритм  действий в поисково-исследовательской деятельности.

4 СЛАЙД

Хочу  рассказать об организации – кратковременного исследования, на примере квест- путешествия  в средней группе  «В гости к Водяному», которое безопасно знакомит детей со свойствами воды.

Все дети очень любят смотреть мультики.  И легенда исследовательского квеста «В гости к Водяному» появилась после просмотра  мультфильма «Летучий корабль». Нам  очень жаль  Водяного, которому «Летать охото...»  Решили мы  отправиться в его Подводное Царство и развеять его грусть-тоску, а заодно узнать что-нибудь новенькое.

5 СЛАЙД

Цель нашего путешествия: формирование любознательность в процессе расширения представлений детей о свойствах воды.

Задачи:  - развитие сообразительности и самостоятельности мышления детей   в решении возникающих задач.

                - закреплять умение детей работать в команде.

6 СЛАЙД

Легенда - введение в игровую ситуацию:

 Водяной, оказывается, поселился у нас в детском саду – было решено найти его Царство, преодолевая сложности на своем пути. Только вот где же его нам найти...  Может быть, он оставил какие-то следы?

7 СЛАЙД

Проблемная ситуация:  множество дорожек из разных следов голубого цвета (цвет воды), правильная только одна из капелек воды, остальные тупиковые. Мы выбрали верный маршрут,  исследовав все пути, идем  в исследовательскую лабораторию по капелькам воды. И собирая подсказки: Все, что встретишь на своем пути – возьми с собой, пригодится! А вот и Водяной!!!

8 СЛАЙД

И тут новая проблемная ситуация:  Шалости Водяного, который разложил яйца Курочки-Пеструшки в высокие колбы. Как их достать и помочь Курочке спасти будущих цыплят?  Что мы только не предполагали: перевернуть колбы, попробовать достать палочками, но это опасно! Можно расколоть яйца! Водяной только хитро похихикивает и потирает руки. Тогда ребята предложили налить в колбы воды... и ничего не случилось... Только яйца теперь под водой, как их достать???  Затем мы вспомнили, что по дороге собрали мешочки... А что там? Соль?  Надо насыпать соль в колбы, насыпали по щепотке, ничего ... яйца на дне колб...

9 СЛАЙД

 Таз с водой! Зачем он нам? Может растворить много соли в воде? Растворяем. Что делать дальше? Попробуем налить в колбы, что получиться? Ура! Яйца всплыли на поверхность воды в колбах.

 Открытие нового знания: соленая вода выталкивает яйцо, и оно поднимается со дна банки!

Будущие цыплята спасены! Курочка-Пеструшка подарила нам чистую минеральную воду и попросила  никогда не пить воду из открытых водоемов!

10 СЛАЙД

Открытие нового знания: в воде есть воздух!

Мы попробовали на вкус водичку, которую нам дала Курочка! Какие пузырьки интересные в воде! Щекочут нос... А Водяной говорит: - А в моей болотной воде тоже есть пузырьки!!!

 Воздуха пузырьки! Они помогают рыбе плавать, как подводная лодка – всплывать и снова опускаться на дно.

И как же это так получается ??? Стало нам очень интересно увидеть воздух в воде своими глазами!

И Водяной нас попросил налить в колбы чистой вкусной воды... Нам Курочка дала такую воду! – вспомнили мы... И бросить в нее виноградинку, которая чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но, на нее, тут же, начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но, на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

11 СЛАЙД

Мы поблагодарили Водяного за интересные эксперименты и попросили  не обижать своими шалостями других!

И в подарок Водяной дал нам чистую воду, чтобы мы угостили своих друзей!

12 СЛАЙД

Эксперимент - наблюдение, на примере длительного проекта с использованием квест- технологий в средней группе  «Куда морковка прячет семена?»

Сюрпризный момент нашего проекта: Заяц Стёпа пришел в гости. Очень хотел кушать...

Проблемная ситуация: Что делать? Чем накормить Стёпу?

13 – 14 СЛАЙД

И тут мы увидели подсказку: корзину с овощами: огурцы, помидоры, болгарский перец, морковь.

И что же может накормить зайца салатом из огурцов и помидоров? Нет! Морковка, но она одна... Съест ее зайка и опять голодать будет. Что же делать? Может вырастить огород? А где взять семена морковки? А какие они? Попросить у мамы или купить... Надо посмотреть внутри овощей – предложили ребята. Смотрим, пробуем на вкус, добираемся до моркови... А семян внутри нет!

 Возникает новая проблемная ситуация: «Как увидеть семена моркови? Где она их прячет?»

15 – 16 СЛАЙД

Вспоминаем о том, где можно встретить овощи... Как называются части растений... Морковь – это и есть корень морковного растения. Завернув ее во влажную ткань, через некоторое время мы увидели маленькие тоненькие корешки, которые будут питать основной корень растения.

Надо морковку посадить! – предложили дети, и тогда на ней вырастут семена, как у огурца или помидора. Семена укропа, шнит-лука, петрушки и моркови, которые принесли из дома, мы тоже посеяли, предположив, что вырастут морковки или семена моркови.

17 – 20 СЛАЙД

Наблюдаем за ростом и развитием нашего растения, фиксируя результаты

в календаре наблюдений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности (проектная деятельность)»

Актуальность данной темы В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также услови...

Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Мастер – класс: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»

Мастер – класс:«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»...

Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.

Инициативность — Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соотв...

Развитие детской инициативы у дошкольников в деятельности

У ребенка своеобразное, особое видение окружающего мира. Он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и...

«Развитие детской инициативы в разных видах деятельности».

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования принципиально меняют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основе обновл...

Муниципальный методический семинар «Развитие детской инициативы через использование комплекса современных педагогических технологий»

Уважаемые гости тема нашего семинара «Развитие детской инициативычерез использование комплекса современных педагогических технологий»СЛ. 2. Современный мир динамичен и меняется, поэтому об...