Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Таибова Руфия Алибековна

Инициативность — Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно в экспериментировании.

   «Экспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях

В нашей группе дети были менее заинтересованные, с не большим интересом они участвовали в исследовательской работе, не было желания экспериментировать.

          Эту проблему развития такого качества, как инициативность решили исследовать, через процесс экспериментирования. Использовали такие формы и методы, чтобы воспитанники были любознательными, активными, для того чтобы в                        процессе экспериментирования дети приобрели следующие навыки: могли видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;                проводить эксперимент; делать вывод.

           Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.

          Чтобы дети не потеряли интереса к исследованию и экспериментированию, у воспитателей всегда есть для них в запасе новые игры, упражнения, загадки и занятия.В нашей группе мы создаем условия для развития познавательной и речевой   деятельности средствами экспериментальной деятельности.

- оформила картотеку опытов и наблюдений

 

      При проведении эксперимента проводила наблюдения распознающего характера, где формировались знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями и преобразованием объектов. Также использовала игровой метод, который сопровождался в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использовала ситуативные беседы, применяла для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

 Для развития детской инициативы организовывала необычные дни, например:

 «День фантастических превращений»

 Наблюдения, опыты со снегом, льдом и водой., «разноцветный дождик»

 Проводила опыты, эксперименты такие как:

«Слаймовой расследование».

 Задача исследования: проделать опытно-экспериментальную работу по изготовлению, гигиене пользования и утилизации игрушек – слаймов.

«слайм» – игрушка, которая состоит из вязкого желеобразного материала, обладающего свойствами вязкой жидкости.

В состав слайма входит такие компоненты как:

  1.  клей для слайма

  2.  тетрабанат натрия

  3.  пена для бритья

  4.  краситель

Слайм тянется, растекается в руках. Игрушка яркая, мягкая, приятная на ощупь; издаёт забавные звуки; снимает стресс.

Играть или не играть со слаймом – это выбор каждого ребенка, но всегда следует помнить о гигиене.

Слаймовая игрушка только тогда будет безопасна для игры, если соблюдать технику безопасности при его использовании

Желеобразную массу можно тянуть, лепить из нее фигурки, добавлять бусины, что способствует развитию у ребёнка мелкой моторики, координации движения и

 творческого мышления

Исследуемые нами слаймы были утилизированы, значит, они не является загрязнителями для природы

 В результате проделанной работы была достигнута цель исследования, задачи исследования выполнены полностью.

«Извержение вулкана»

Задача: формировать представления о вулканах, пользе и опасностях, которые они представляют.

 

Прежде чем провести такой эксперимент мы рассматривали иллюстрации, беседовали

о вулканах, повторяли правила поведения при проведении опыта.

Вулкан — это огнедышащая гора! Вулкан извергается т. к. гора сердится и из него

выходит лава. это природный процесс! Вулканический пепел- удобрение для

растений. Серу используют для изготовления спичек, красителей.

Извержение вулканов угрожают жизни людей, наносят материальный ущерб. Вулкан

извергается т. к. гора сердится и из него выходит лава. Это природный процесс.

Для эксперимента нам понадобилось: макет вулкана, сода, вода, моющее средство

краситель, уксус.

 

Перемешав все ингредиенты, добавляем уксусную кислоту. Вулкан просыпается!

Опыт показывает нам взаимодействие пищевой соды с уксусной кислотой.

От проделанных экспериментов дети проявляли бурю эмоций такие как: интерес,

Любопытство, удивление, восторг, радость. Просили провести еще вулкан.

Таким образом дети стали более инициативны, стали больше проявлять интерес к

изучению окружающего мира, дети научились выделять и ставить проблему, которую

 

нужно решить; научились находить разные решения; делать выводы!

Также привлекаются родители моих воспитанников. Они проявили инициативу в

экспериментальной деятельности. Дома они проводили опыты.

1.Семья Белкиной Анны провели эксперимент «Супер лава»

Для эксперимента понадобилось стакан подсолнечного масло, вода, пищевой

Краситель, одна таблетка аспирина.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. Аспирин опускается на

дно стакана, беря с собой частички масла. Когда таблетка растворяется, отпускает

частицы масла, и они поднимаются на поверхность.

2.. Семья Рябовой Ангелины провели опыт с пекинской капустой или как пьют

растения!

Как пьют растения ребенок знает! Но как движется вода от корня по растениям к

листочку провели эксперимент! 

Для эксперимента понадобилось: вода, стакан, пищевой краситель, пекинская

капуста.  В каждый стакан с водой добавили пару капель пищевого красителя и

тщательно перемешали. Поместили листы капусты в каждый стаканчик. После этого наблюдали за своим экспериментом. По истечению 5 часов увидели. Как полностью окрасились листочки. Они приобрели полностью насыщенный цвет красителя.Вывод: Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя. Значит вода движется по растению

3.Семья Сулеймановой Виктории провели опыт «Бактерии боятся мыло»

Для эксперимента понадобилось: вода, перец молотый, мыло жидкое.

Специи в данном случае выступает в роли бактерии, а весёлым и познавательным   экспериментом Вика показывает важность мытья рук. Наливаем пару капель жидкого мыло и «бактерии» буквально отскакивают.

 

Вывод: при взаимодействии с мылом, бактерии отступают.

           5    Семья Латфуллиной Алисы провели опыт с картофелем.

Для этого понадобился небольшой картофель, литровая банка с водой, соль.

Задача: с помощью эксперимента выявить в какой воде картофель тонет и не тонет.

Вывод: узнали, что в пресной воде картофель тонет, в соленой картофель не тонет, а остается плавать на поверхности. Поэтому в море нам плавать легче, чем на речке!

           6.Семья Плехановой Василисы провели эксперимент «Радужный вулкан»

В кадрах ролика показаны три бокала с разноцветной водой, насыпаем по ложке соды в каждый бокал, размешиваем до растворения соды, наливаем уксусную кислоту. Разноцветный вулкан начинает извержение!

 

 

 

                       Спасибо за внимание !

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Формирование у ребенка качеств исследователя через организацию экспериментальной деятельности в детском саду

Выступление из опыта работы по формированию личности ребенка-исследователя средствами экспериментальной деятельности...

Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...

Развитие детей старшего возраста самостоятельности, инициативу через опытно-экспериментальную деятельность

Создание атмосферы творчества и доверия через опытно – экспериментальную деятельность для развития инициативы и самостоятельность....

Творческий доклад «Поддержка и развитие детской инициативы в продуктивной творческой деятельности дошкольников через конструктор «Cuboro»

Игра – важнейший спутник детства. Конструктор CUBORO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре....