Главные вкладки

    Формирование у ребенка качеств исследователя через организацию экспериментальной деятельности в детском саду
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Максименко Ирина Васильевна

    Выступление из опыта работы по формированию личности ребенка-исследователя средствами экспериментальной деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование у ребенка качеств  исследователя через организацию экспериментальной  деятельности в детском саду .

    Выступление из опыта работы  на краевом модельном  семинаре "Современное дошкольное образование: инновация – вариативность - устойчивое развитие" зам зав по ВМР МА ДОУ №166 И.В. Максименко

    Дата проведения: 21 - 22 ноября 2016 года

    Место проведения: г. Хабаровск, ул. П. Морозова, 92 Б, Краевое государственное автономное общеобразовательное учреждение "Краевой центр образования". 

    Введение ФГОС ДО предъявило новые требования к качеству предшкольной подготовки дошкольников, дошкольному образованию в целом. Одна из целей ФГОС ДО – «формирование общей культуры личности детей, в том числе… инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

    Согласно новым стандартам образования, дошкольное образование ориентируется на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования, а процесс обучения становится не столько усвоением системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетентностей учащегося, сколько процессом развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

        Поэтому в современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях.

            Современная ситуация развития человечества - ситуация нестандартных, неопределенных задач, ситуация где приходится действовать с ненадежной информацией, учитывать точки зрения партнеров,  реальных и потенциальных. Она востребует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой.

        Необходима иная система организации познавательной деятельности - качественно более высокого уровня.  От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

    Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (Б.В. Всесвятский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь, Б.Е. Райков, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, К.П. Ягодовский), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов, В.В. Ситаров). 

    Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

    Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

    В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

    Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания  

    Организация исследовательской деятельности дошкольников является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошкольников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности:

    Сначала формируется :

     - умение слушать, наблюдать, собирать информацию, анализировать и фиксировать знания на бумаге (рисовать или писать)

    -умение задавать вопросы

    -умение проведения простейших опытов

    -умение вести работу, направленную на  решение познавательных задач, совместно со взрослым;

    - умение выдвигать свои предположения о возможном течении явления природы и его причинах

    В итоге ребенок может:

    уметь ориентироваться в полученных знаниях

    -уметь взаимодействовать с окружающим миром

    -уметь учиться, принимать новую информацию и деятельность

    А самое главное, в работе над самостоятельным проектом или научным исследованием дошкольники учатся применять полученные знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

    Исходя из этого нами была сформулирована Миссия МА ДОУ №166: детский сад – открытое образовательное пространство для формирования личности ребенка – пытливого исследователя.

    Стратегическая цель: Создание условий для успешного развития в ребенке-" пытливого исследователя, открывателя мира"

    Задачи:

    1. Совершенствовать  систему работы с одаренными детьми через организацию кружковой работы интеллектуальной направленности («Школа волшебников»).
    2. Повышать профессионализм педагогов как носителей образования.
    3. Возвратить  долю ответственности родителям за сохранение психического и физического здоровья детей и их интеллектуального развития.
    4. Совершенствовать систему мониторинга успешности дошкольников в освоении ООП ДО с учетом современных требований.
    5. Внедрять современные образовательные технологии (проектно-исследовательские)  познавательного развития дошкольников.
    6. Расширять сферу социального партнерства.

    7.Оптимизировать  предметно-развивающую среду путем реализации целевых программ.

    Концептуальными направлениями развития деятельности  ДОУ   служат:

    • Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности  с использованием эксперимента и исследования.
    • Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
    • Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
    • Введение дополнительных образовательных услуг интеллектуальной
    • направленности
    • Укрепление материально – технической базы  ДОУ.
    • Совершенствование работы с одаренными детьми.
    • Расширение связей с социумом.
    • Участие педагогов в профессиональных конкурсах

    Прежде чем приступать к практическим действиям, нами была проанализирована имеющаяся теоретико-методическая база, уровень профессионализма педагогов по теме, состояние развивающей среды . В результате SWOT-анализа было выявлено, что в целом у педагогов достаточный для овладения исследовательским методом уровень профессионализма. Предметно-развивающая среда требует преобразования, направленного на концентрацию ресурсов для экспериментально-исследовательской деятельности в одном месте. Планирование опытно-экспериментальной деятельности нуждается в систематизации.

    Нами были намечены мероприятия по реализации поставленной цели.

    Они охватывали работу с педагогами, работу с детьми, работу с родителями, совершенствование развивающей среды.

    В результате в  циклограмме совместной деятельности дозировано и во временных рамках была прописана экспериментально-исследовательская деятельность с детьми разных возрастных групп, ее формы и место проведения. Воспитатели составили картотеку опытов и экспериментов.

    Формы работы с детьми и их распределение в режиме дня

    Форма работы

    Время в режиме дня

    Группа

    Вторая младшая

    Средняя

    Старшая

    Подготовительная

    Длит-сть,

    мин.

    Кол-во за год

    Длит-сть,

    мин.

    Кол-во за год

    Длит-сть,

    мин.

    Кол-во за год

    Длит-сть,

    мин.

    Кол-во за год

    Познавательная НОД  или ee

     

    часть

    1 раз в неделю по расписанию

    10-12

     

     

    2-3

    15

     

     

    -

    15

     

     

    3-4

    3

     

     

    3

    15-20

     

     

    4-5

    4

     

     

    16

    20-25

     

     

    4-5

    3

     

    10

    Совместная исследовательская деятельность

    (опыты, эксперименты)

    1 раз в неделю по циклограмме

    5-10

    1

    10-12

    36

    12-15

    34

    15-20

    34

    Наблюдение, труд в уголке и на участке

    Во время, отведенное для труда и наблюдений в уголке природы и на участке

    2-3

    -

    3-4

    10

    4-5

    27

    5-7

    10

    CОД взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность)

    1 раз в неделю во второй половине дня

     ( по усмотрению воспитателя)

    5-10

    -

    10-12

    9

    12-15

    20

    15-20

    17

    Развлечения

    Во время, отведенное для развлечений

    10

    2-3

    15

    2-3

    15-20

    2-3

    15-20

    2-3

    С целью повышения теоретического и практического уровня педагогов были проведены следующие методические мероприятия:

    1. Консультация: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»
    2. Консультация «Роль проектов  во взаимодействии ДОУ и семьи.»
    3. Семинар-практикум

     «Экспериментирование как средство познавательно речевого развития дошкольников»

    -психологические основы исследовательского поведения ребенка  

    -особенности экспериментирования в разных возрастных периодах

     «Содержание, приемы и формы экспериментальной деятельности дошкольников в разных возрастных группах»

    - виды экспериментирования, формы и методы работы с детьми

    - Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проектной деятельности. (практикум)»

    4. Практикум «Опыты с воздухом и водой»

    1. Тематическая неделя «Детское экспериментирование как средство познавательно-речевого развития дошкольников» (открытые просмотры организованной и совместной деятельности, прогулок)
    2.  Педсовет  «Развитие познавательно-речевых способностей дошкольников средствами экспериментирования»

    Проблему совершенствования развивающей среды педагоги детского сада решают  путем укрепления тесных связей с родителями, которые выступают партнерами и спонсорами. С помощью родителей воспитатели обогатили содержание мини-лабораторий в ходе смотра-конкурса на лучшую мини-лабораторию.

    В методический кабинет были приобретены новые пособия, помогающие в моделировании экспериментально-исследовательской деятельности.

    Были изысканы финансовые средства для ремонта и оснащения отдельного помещения и создания в нем детской лаборатории, приобретена методлитература.

    ПРОБЛЕМЫ:

    В процессе реализации основной цели –внедрение исследовательской деятельности в образовательный процесс, проекта по созданию лаборатории мы решали множество проблем, характерных для любых внедряемых инноваций. Это повышение мотивации педагогов, т.е. уровня склонности и способности к инновациям, в частности, имеющих недостаточный опыт деятельности. Это вопросы повышения их  теоретического уровня. Это вопрос финансирования. Потому что даже некоторые дистанционные курсы могут быть платными, что затрудняет темпы повышения квалификации педагогов.

    Была решена проблема выделения площади под лабораторию, хотя пришлось пожертвовать мини-музеем.

    ПЕРСПЕКТИВЫ:

    Сейчас творческая группа педагогов ДОУ работает над совершенствованием Программы экспериментально – исследовательской деятельности «Школа волшебников». Целью является не только   классификация и систематизация опытов и экспериментов, но и привязка их к определенным сферам жизнедеятельности человека. Это профессии, требующие исследований. Например, ученый-химик, физик, эколог, биолог,  вулканолог, геолог, технолог и т.д.  Ведь, в конечном итоге, вся наша  работа направлена на то, чтобы ребенок вырос, нашел свое место в жизни, занимаясь любимым делом, и тем самым самореализовался.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"

    Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...

    "Формирование здорового образа жизни ребенка 3 - 4 года жизни в детском саду". Консультация для родителей.

    Представленный материал позволяет родителям ознокомится с некоторыми аспектами физкультурно - оздоровительной работы дошкольного учреждения....

    «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

    Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предус...

    Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

    ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

    Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей оздоровительной группы МБДОУ детского сада "Сайзанак"

    Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей оздоровительной группы МБДОУ детского сада "Сайзанак" разработана на основе основной образователь...

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды детского сада»

    Семинар-практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды  детского сада» ...

    Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

    Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы муниципального бюдж...