«Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»
статья по теме

Корнилова Татьяна Александровна


Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:


«Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

 Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.
 ФГОС выдвигает, интеграцию образовательных областей как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса».
Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.
 Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

  Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

  На данный момент выдвигаются требования к планированию, которое должно основываться на комплексно-тематическом принципе, уходить от учебной модели и предметности, обеспечить увлекательность деятельности детей через интересную совместную деятельность педагога с детьми вне занятий и в процессе режимных моментов.

 Т.о. назрела
потребность в интегрированной деятельности, т.к.:

• развивает потенциал воспитанников; побуждает к активному познанию окружающей действительности;

• форма проведения нестандартна, интересна;

• интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
• возможность для творчества педагога.

 
Новизна:
На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Одновременно решаются задачи развития личностных качеств: любознательность, креативность, умение действовать в коллективе, компетентность, нравственно-волевые качества и др.

  На сегодняшний день определена методика подготовки интегрированной деятельности:


• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

• Продумать развивающие задачи.

  Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы. 


Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.


 Поэтому формы интегрированных занятий должны быть игровыми: игры-путешествия, ситуации общения, праздники, проекты, события и т.д. А обучение дошкольников рассматривается, как управление развитием личности ребенка, где взрослый соучастник, где его позиция «не над ребенком», «не рядом с ребенком», а «вместе с ребенком», а главной составляющей совместной деятельности является «взаимодействие», «сотрудничество детей и воспитателя».

Преимущества таких занятий:

• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;


• способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;

• расширяют кругозор;

• основываются на нахождении новых связей между фактами;


• эмоционально развивают детей.

  Детям не даются готовые знания их учат «добывать» эти знания самостоятельно, путем экспериментально-исследовательской деятельности.  Вместе с воспитателем они ставят интересные эксперименты и узнают новое (не воспитатель им рассказал, а они сами узнали, догадались). Таким образом, происходит овладение действиями или способами познания (постановка опыта, сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей, наблюдение, и др.), такой подход к процессу познания формирует у детей практические действия, умения, различные способы выполнения, т.е. познание обязательно должно проходить в действии.

Одновременно, дети учатся выражать в речи эти действия и способы выполнения, отвечать на вопросы по результатам деятельности: «почему ты сделал именно так?», «как ты это выполнил?» или «как ты это будешь делать?», а так же предварять через речевые высказывания практические действия (высказывания: «если, то», «значит надо.., а «как ты догадался», т.е. дети подводились к умению самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и проверять их через практическую деятельность.
 
 Опираясь на опыт коллег, мы используем
примерную структуру интегрированного занятия:

• Мотивация, должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.

• Содержание -  должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.

• Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д.)

 
 Очень важно соблюдение
требований к структуре занятий:

• чёткость, компактность материала;

• продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;

• взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности;

• большая информативная ёмкость материала; • систематичность и доступность изложения материала;

• соблюдения временных рамок деятельности

  А это в свою очередь открывает новые педагогические возможности:

• формирование в единстве знаний и умений;

• коммуникативность умений;

• повышение интереса к учению;

• снятие напряженности, страха, неуверенности


 И всё же какова
цель интегрированных занятий:

-систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

-обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,

-создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).


 Нередко мы сталкиваемся с
трудностями  проведения интегрированных занятий, а именно:

• сложность отбора материала;

• подробное структурирование деятельности;

• проблема личной совместимости педагогов;

• общий подход к оценке знаний и умений детей;

• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

 
Мы пришли к
выводам:

 Интегрированное обучение детей в ДОУ является личностно ориентированным, так как знания, умения и навыки выступают как средство воспитания и развития.

 Самое главное на интегрированной деятельности - это единство целей, определяющих гармоническое развитие личности дошкольника.

 Тема деятельности, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми.

 Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения педагога.

 Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования.
Проведение интегрированных занятий под силу каждому педагогу, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов.




Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)  
и  Дыбиной  О. В. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»

laquo;Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребё...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...

Консультация для родителей «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников через творческую деятельность»

Что такое творческие способности и зачем их развивать?Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального.Творческие способности выражаются в уме...

Перспективное планирование по теме: Формирование способностей к речевому творчеству детей, через театрализованную деятельность на 2022- 2023 уч. г (старший возраст)

В данной работе подробно описана совместная образовательная и досуговая деятельность детей старшей группы, а также работа с родителями  по теме: "Формирование способностей к речевому творчес...