«Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Эльвера Рауфовна Батырова

Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_batyrova_e.r.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на тему:

«Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края».

Выполнил:

воспитатель Батырова Э.Р.

имеющаяся квалификационная категория: первая

стаж работы: 15 л.

Туймазы 2022г

Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Мини-музеи, центры краеведения, центры по патриотическому воспитанию в группах должны стать неотъемлемой частью предметно-развивающей среды детского сада. Каждый из них - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Созданные в группах центры краеведения, могут включать в себя:

- подборки книг и открыток;

- игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

- образцы народного быта;

- образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).

Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Технологии, используемые при поликультурном воспитании:

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии. Толковый словарь так объясняет это понятие: «Технология — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве…».

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и условия знаний.

Итак, одни из главных технологий — личностно - ориентированные технологии, которые ставят в центр всей дошкольной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными выделяются еще несколько, среди которых — технологии сотрудничества. Они реализуют партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели, содержание работы, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.(индивидуальная работа)

Проблемная и поисковая технология — под проблемным обучением сегодня понимается такая организация ОУД, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.(ООД ,квесты ,викторины)

Технология компьютерного обучения с помощью, которой демонстрируются сканированные картинки, видеофильмы, презентации, музыкальные фонограммы.

Компьютер выступает в роли инструмента, т. к. включение в процесс обучения конкретных визуальных элементов способствует снятию сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал.

Компьютеризация процесса ООД предполагает новый увлекательный способ обучения, который интересен детям и экономит время педагога.

Приобщения детей к национальной культуре и традициям через использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

Для успешного поликультурного образования детей важна реализация на практике организационных и методических приемов работы (конспектов образовательной деятельности, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников).

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э. К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

- общение с представителями разных национальностей;

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыку;

- этнические мини-музеи.

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам(рассматривание различных альбомов, лэпбуков, иллюстраций, настольные и дидактические игры)

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.(привлечение родителей к конкурсам и выставкам,День флага инационального костюма,этнографический диктант итд)

Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:

- осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;

- осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;

- формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

- развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Формы работы ДОУ с семьями:

- выпуск семейных газет;

- проектная деятельность;

- использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

- анкетирование, консультации, беседы;

- фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

- семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей и др.

   После летнего семинара который состоялся в нашем саду я открыла для себя новую форму работы В гугл форме   я создала викторину «Мой Башкортостан» для совместной работы родителей с детьми .Это огромная экономия бумаги времени. Все данные в приложении обрабатываются автоматически, подчеты не нужны. Дети с удовольствием отвечают на вопросы, каждый вопрос сопровождается картинкой. После обработки провела анкетирование ВК сообществе. Понравилась ли вам и вашим детям такая форма викторины? Родители единогласно ответили что такая форма работы интересная и новая для них.

    Таким образом, практика показывает, организация работы в детском саду имеет большое значение по формированию у детей духовности, нравственности и приобщению детей  к национальным традициям народов родного края .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

в статье представлен материал из опыта работы МБДОУ Д/С № 1 «УЛЫБКА» по духовно -нравственному воспитанию...

"ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ».

Формирование у дошкольников основ экологической и духовно-нравственной культуры методом проектной деятельности....

Приобщение дошкольников к национальной культуре народов родного края

Цель: развивать начало нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим. Воспитывать интерес к национальной культуре своего родного кр...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В данной статье, рассказывается как социальное партнерство, между церковью и дошкольным учреждением, помогло  организовать  и взаимно дополнить совместную работу по духовно – нравствен...

"Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно - нравственном воспитании детей"

Много лет наш детский сад сотрудничает с храмом иконы Божией  Матери.Основной целью нашей совместной работы является:духовно - нравственное воспитание детей и ознакомление их с православными трад...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...