ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
статья (подготовительная группа)

В данной статье, рассказывается как социальное партнерство, между церковью и дошкольным учреждением, помогло  организовать  и взаимно дополнить совместную работу по духовно – нравственному воспитанию детей: посещение детьми храма, беседы с детьми, организация и проведение занятий, посвященных социокультурным праздникам, участие в благотворительных акциях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

УДК ББК П64

        

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ  ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Шамина Ирина Алексеевна, Дергунова Татьяна Михайловна

МКДОУ БГО Детский сад №7 комбинированного вида

e-mail:s.shamin2010@mail.ru, ta.dergunova@yandex.ru

 Аннотация. В данной статье, рассказывается как социальное партнерство, между церковью и дошкольным учреждением, помогло организовать  и взаимно дополнить совместную работу по духовно – нравственному воспитанию детей: посещение детьми храма, беседы с детьми, организация и проведение занятий, посвященных социокультурным праздникам, участие в благотворительных акциях.

Ключевые слова: сотрудничество; храм; православные праздники; семья; благотворительность; художественно - продуктивная деятельность; традиции.

Уже много лет мы сотрудничаем с Приходом храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Основной целью нашей совместной работы является: духовно – нравственное воспитание детей и ознакомление их с православными традициями. Первоначальным этапом этой работы было проведение анкетирования родителей и заключение договора с храмом по совместному взаимодействию в рамках дополнительного образования.

Так как храм находится недалеко от нашего детского сада,  это значительно облегчает нашу совместную деятельность: дети посещают  храм, участвуют в совместных благотворительных акциях,  изготавливают поделки, а в преддверии больших праздников, к нам   приходит в гости настоятель Казанского храма и приносит для ребят сладкие подарки: на пасху – большие киндер сюрпризы, на празднование Казанской иконы Божией Матери - шоколадки, на Рождество – конфеты. А если это мероприятие, посвящено Дню православной книги, то ребята, обязательно, получат в дар от храма, добрые, поучительные книги, учащие милосердию, справедливости, любви и терпению.

Во время встреч, протоиерей храма беседует с  детьми, учит их быть послушными, учит уважать старших: родителей и воспитателей, бабушек и дедушек. Ребята активно включаются в беседу с настоятелем, отвечают на  вопросы, задают свои и всегда слушают его с большим интересом.

Так же с большим интересом дети слушают учительницу воскресной школы Казанского храма, которая знакомит их с первоначальными представлениями о духовном мире,  с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя и Воскресение Христа); с основами духовно-нравственными традициями русского народа и его традиционным укладом жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней; с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека; с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи. Для реализации поставленных задач педагог использует программу «Подарок к празднику». Данная программа предлагает занятия, дающие возможность введения детей дошкольного возраста в традицию отечественной духовной и материальной православной культуры, посредством художественно-продуктивной деятельности.

Основой событийно-содержательной линии цикла занятий по этой программе является календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, – православный, церковный календарь. Поэтому педагог в начале занятия, рассказывая о знаковых православных праздниках,  демонстрирует детям различные презентации, видео ролики, рассматривает  с ними яркие, красочные иллюстрации, а так же  организует просмотр детских передач: «В начале было Слово», « Радость моя» и только затем детям, предоставляется возможность поучаствовать в изготовление подарков к социокультурным праздникам. Например осенью - это «Журавлики летят…» и  аппликация «Чудесная птица», выполненная из осенних листьев, а зимой. конечно же рисунки приуроченные к Дню защитника Отечества – «Русские богатыри». Весной  мы готовимся к Пасхе: расписываем  пасхальные яички и участвуем в изготовлении Вербной композиции - «В воскресенье Вербное...» С наступлением лета, в рисунках ребят появляется  природа родного края: дружный хоровод березок, яркие полевые цветы.

Организация жизни в соотнесении с календарными вехами наполняет детский год значимыми событиям, обоснованными традицией жизненного устроения, в котором самое видное место занимают, конечно, праздники. Как говорил К.Д. Ушинский: «Для ребенка Светлый Праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни». Поэтому мы каждый год отмечаем традиционные праздники: летом на «Троицу» водим хороводы вокруг берёзы, а если это осень, то нас ждут «Покровские посиделки», зимой «Колядки», весной развесёлая Масленица и катание яиц на Пасху. К празднику Казанской иконы Божьей Матери в храме  мы оформили выставку из детских рисунков, а другую выставку «Духовный мир Росси», мы посвятили русским святым воинам.

В творческий процесс по изготовлению поделок к праздникам вовлечены и наши родители, они так же как и дети, стремятся принять участие в благих делах: на Рождество ими были подарены ангелочки для Дома престарелых, на Пасху родители изготовили поделки пасхальных яиц, которые мы подарили для Воскресной школы, а для детей из малообеспеченных семей, родители передали храму школьные принадлежности, приняв участие в акции «Помоги собраться в школу» и конечно же совместное с детьми участие, в ежегодной благотворительной акции «День благотворительности «Белый цветок». Воспитатели тоже неоднократно становились участниками благотворительных акций. Поэтому педагогам нашего детского  сада,  были вручены грамоты и благодарственные письма: «За большой вклад в работу по духовно нравственному воспитанию подрастающего поколения и активное участие  в жизни прихода Казанского храма»

 Наблюдая за взрослыми и старшими детьми, общаясь с ними, ребенок перенимает закрепленные в культуре способы взаимодействия людей и действий с предметами, усваивает систему нравственных и эстетических эталонов, которые ложатся в основу ценностной сферы формирующейся детской личности.

 Подводя итог нашего творческого объединения и взаимодействия с социальным партнёром мы можем сказать, что такой тип совместной деятельности  помогает в достижении  общей цели: это приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям, воспитания основ художественного вкуса, уважения к труду и бережного отношения к результатам труда, а так же уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; формирования навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, а самое главное – это воспитание в детях желания подражать благим образцам и жить по совести.

Список литературы

1.Потаповская О.М. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности. Учебное пособие. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 64 с.

Шамина  Ирина Алексеевна старший воспитатель Детского сада №7 комбинированного вида, г. Борисоглебск

Дергунова Татьяна Михайловна,  воспитатель, г. Борисоглебск        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

в статье представлен материал из опыта работы МБДОУ Д/С № 1 «УЛЫБКА» по духовно -нравственному воспитанию...

Планирование работы по взаимодействию детского сада с родителями, с целью организации досуга детей четвертого года жизни

Планирование с сентября по февраль месяц содержит следующие пункты: тематика, формы работы, задачи, итоговая работа взаимодействия....

Взаимодействие детского сада и родителей по художественно-эстетическому развитию детей

Взаимодействие детского сада и родителей по художественно-эстетическому развитию детей Слайд 1 Тема: «Взаимодействие детского сада и родителей по художественно-эстетическому развитию детей» Слайд 2...

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содей...

"Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно - нравственном воспитании детей"

Много лет наш детский сад сотрудничает с храмом иконы Божией  Матери.Основной целью нашей совместной работы является:духовно - нравственное воспитание детей и ознакомление их с православными трад...

Проект "Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка"

Целью данного взаимодействия является освоение детьми базовых культурных и нравственных ценностей общества, посредством совместной деятельности с педагогами, родителями и работниками детской библиотек...