Формирование качественной предметно-развивающей среды в дошкольной организации – повышение конкурентоспособности детского сада.
консультация на тему

Вербля Светлана Анатольевна

В статье описано содержание и принципы построения  предметно-пространственной развивающей  среды, позволяющей повысить качество образования в дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_verblya_s.a.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование качественной предметно-развивающей среды в дошкольной организации – повышение конкурентоспособности детского сада.

   В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации произошли значительные события, требующие переосмысления многих позиций. В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. Преобразование нормативной базы повлекло за собой серьезные изменения, как в организации, так и в содержании работы дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное учреждение –открытая социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят, как о сфере услуг, слова «конкурентноспособность», «сегмент рынка», «образовательная услуга». Это все о нас, о дошкольных учреждениях.  

   Чтобы детский сад выжил в современных условиях, а следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством. Сегодня на первое место для родителей выходит уже не само наличие образовательного учреждения, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество образования, условия в которых проходит процесс обучения, оснащенность учреждения.

   Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру.

Одним из основных условий федерального образовательного  стандарта является  создание  развивающей среды.

   В нашей образовательной организации обеспечено введение в действие федерального стандарта в опережающем режиме в рамках деятельности региональной  пилотной площадки  в 2014-2015 годах.

   Развивающая среда учреждения  содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с основными образовательными областями: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие, физическое развитие,

Подробно рассмотрим каждую область.

Социально-коммуникативное развитие.

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Основные задачи образовательной области -  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;  формирование уважительного отношения и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие реализуется в нескольких направлениях: развитие игровой деятельности, формирование у детей  основ  безопасного поведения, трудовое воспитание.

Для игровой деятельности в каждой группе оборудованы уголки сюжетно-ролевых игр, которые оснащены  игрушками, предметами-заместителями, аксессуарами  для мальчиков и девочек, дидактическими и развивающими играми.

Для формирования у детей  основ  безопасного поведения в МАДОУ оборудован кабинет безопасности, в котором расположен материал по пожарной безопасности, навыкам безопасного поведения в природе, на улице.  Для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге в  холле детского сада оформлен «Городок дорожной безопасности», оснащенный комплектом дорожных знаков, машин, дорожной разметкой,  макетами зданий, интерактивным  стендом. На территории имеется площадка с дорожной разметкой и работающим светофором. Небольшие уголки  безопасности оформлены и в  каждой группе.

Для трудового воспитания во всех группах оформлены  уголки дежурства. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В уголке природы имеется все необходимое для ухода за растениями. Наши воспитанники активно ухаживают за цветником, огородом на территории детского сада. За каждой группой закреплена своя клумба и грядка.

      Следующая образовательная область -   познавательное развитие. «Хочу все знать»

Основные задачи:

•   Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

•   Формирование познавательных действий, становление сознания

•   Развитие воображения и творческой активности

• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

•   Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

    Для развития познавательного интереса, любознательности, формирования представлений об окружающем мире в каждой группе оформлены уголки «Хочу все знать»  в которых имеется оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, энциклопедии, дидактические игры, альбомы с иллюстрациями. Для закрепления математических представлений оборудованы уголки «Юный математик», в котором  расположены:  игры и пособия по развитию логического мышления: коврографы, игровизоры, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, дидактические и развивающие игры.

   Для того чтобы ребёнок стал  активным участником образовательного процесса, он должен иметь возможность делать выбор. С этой целью в группах оформлены  стенды «Я выбираю». Перед началом занятия каждый ребенок может выбрать деятельность, которой он хотел бы заниматься.  Утром, приходя в группу,  ребенок выставляет на стенде «Здравствуйте, я пришел» свою фотографию, а потом дежурные подсчитывают, сколько детей пришло, сколько мальчиков, а сколько девочек.

Особенно нравится детям стенд «Звездочка недели», на котором помещаются фотографии самых активных в деятельности детей. Использование этого стенда способствует тому, что даже самые стеснительные дети стараются  проявить  себя в деятельности,  чтобы стать «Звездочкой».

- в каждой группе имеется интерактивная доска, позволяющая воспроизводить мультимедийные презентации и  развивающие игры.         Использование интерактивной доски позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

  Одно из направлений познавательного развития – это формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.

Сложившейся традицией и миссией нашего детского сада на протяжении пяти лет   является  патриотическое воспитание, основу которого составляет  организация деятельности музеев патриотической направленности:

-музей «Русская изба»

-музей «Русь мастеровая»

-музей «Мой край-Югра»

-музей «Войска России»

   Музеи располагаются в холлах детского сада, доступны для широкого круга посетителей в любое время. Экспонаты музеев регулярно обновляются и пополняются. Большую помощь в этом оказывают родители, которые привозят экспонаты с большой земли, из деревень. Детям разрешается рассмотреть вблизи игрушку, посуду, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, помогают по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно. В каждом музее есть гид,  роль которого сначала выполняет педагог, а в середине года – ребенок. Гид проводит экскурсию, рассказывает о музейных экспонатах, об их истории. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
  В основе работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир культуры и красоты, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью

      Следующая образовательная область -  речевое развитие, основной задачей которой является овладение речью как средством общения и культуры.

   Во всех группах  оформлены центры литературы, оснащенные современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал по лексическим темам,  дидактические игры, провоцирующие речевую активность детей, материал для развития мелкой моторики, книжные уголки. Возле каждого книжного уголка расположена мягкая мебель где  ребенок может в спокойной обстановке полистать любимую сказку.  

       Большое внимание в образовательном пространстве дошкольного  учреждения уделяется художественно-эстетическому развитию, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

    В холле оформлена картинная галерея, при посещении которой педагоги  рассказывают детям о картинах, об изобразительной манере каждого художника, знакомят с жанрами живописи.
— музыкальный зал, где проводятся музыкальные занятия, театральные
постановки,концерты,  развлечения, конкурсы, выставки, фестивали.
    Для создания эстетической игровой среды в групповых комнатах мы организовали центры искусства, конструирования, театральный центр.  В «Центре искусства» размещены материалы для ознакомления детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.       Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования, лепки, аппликации, ручного труда. В каждой группе оформлены выставки детских работ.

В центре исскуства расположены различные виды конструкторов, схемы для конструирования, бросовый материал.

  В театральном центре  собрано все необходимое для театрализованной деятельности и музыкальных игр: различные виды театров, детские музыкальные инструменты, ширмы, уголки ряжения, магнитофон с детскими песнями, звуками природы.

  Образовательная  область «Физическое развитие».  «В здоровом теле -здоровый дух».

Основная задача этой области -  гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.

В нашем учреждении для решения этой задачи созданы все  условия. Оборудованы:

-спортивный  зал, в котором имеются современное спортивное оборудование и тренажеры для физического развития дошкольников;

- бассейн, в котором дети не только  учатся плавать, но и осваивают элементы детской аквааэробики.

 - для профилактики простудных заболеваний  воспитанников оборудован кабинет «БОС-здоровье», где детей в игровой форме обучают навыку дыхания диафрагмой (животом);

- для  сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья воспитанников   имеется сенсорная комната. Это удивительное место, где можно всё потрогать, покрутить, зашнуровать, включить – выключить, отомкнуть – замкнуть, даже нарисовать на песочном столе пальчиками красивые картины.

  На мягком пуфике под спокойную  прекрасную музыку, голоса различных птиц, записи с шумом моря, ветра, дождя ребенок может успокоиться и расслабиться, избавиться от агрессивных эмоций и страхов.

 «Разноцветная карусель» – это настоящее «поле чудес»: дети раскладывают геометрические фигуры по цветовым полям, учатся считать, развивают пальчики, размещая по цветным мешочкам, прикреплённым к карусели, разного размера кубики, шарики, палочки

    Сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам, это волшебное место, где можно войти в сказочный шатёр, и услышать сказку или рассказать её самому.

   Таким образом, созданная в нашем учреждении развивающая среда  обеспечивает физическое, умственное, эстетическое, нравственное развитие ребенка  т.е. разностороннее развитие и воспитание личности.

     Несколько слов хочется сказать о дополнительном образовании. Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования компенсаторная (или психотерапевтическая).     Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе. В нашем учреждении реализуется 25 дополнительных образовательных услуг по разным направлениям развития ребенка.

Предоставление услуг познавательно-речевой  направленности: 

  - Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей  "Сказки фиолетового леса" в отдельно оборудованном кабинете.  Ребенок погружается в сказку, которую читает педагог  и путешествует по фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например «чудо квадрат», которому скучно, по сюжету квадрат в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Ребенок слушает сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания. 

- современного ребенка привлекают   игровые компьютерные технологии. Они являются  эффективными средствами включения ребёнка в процесс познания, позволяют сделать процесс обучения интересным и увлекательным. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено компьютерами, интерактивными досками, мультимедийным оборудованием, мобильным планетарием, интерактивной песочницей, электронными конструкторами, конструкторами LEGO.

 кабинет Лего-конструирования, где ребенок сам создает своего персонажа-робота и с помощью компьютера и мышки  составляет программу, чтобы его робот двигался, издавал звуки, играл. 

- компьютерный класс для проведения занятий на основе системы интенсивного развития, где в игровой форме с помощью компьютера ребенок запоминает цифры, предметы, учится ориентировке на плоскости. Строит логические цепочки.

- кабинет «Волшебный мир природы», в котором оборудована интерактивная песочница. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир, который меняется легким движением руки. Дети  с удовольствием «рисуют» на песке горы, вулканы, реки, строят мосты. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой.

Для речевого развития организованы по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности  "Говори правильно"; «Грамотейка».

Предоставление услуг спортивно-оздоровительной направленности: 

- проведение занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей  "Здоровячок»

- проведение занятий по укреплению здоровья детей на основе технологии "БОС"  "Здоровейка";

- проведение занятий по обучению детей плаванию "Дельфиненок".

Предоставление услуг художественно-эстетической направленности: 

-Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у  детей "Ритмическая мозаика"  

- по развитию вокальных способностей "Веселые нотки";

- проведение занятий по развитию художественных  способностей у детей  "Оч. Умелые ручки", "Веселые ладошки".

    Для детей, не посещающих учреждение, предоставляется оказание услуг по развитию и оздоровлению детей раннего и дошкольного возраста (группа кратковременного пребывания). В этом учебном году запустили новые  платные  услуги – организация питания негосударственного образовательного сектора города, изготовление и реализация кислородного коктейля.  

      Доля воспитанников дошкольной образовательной организации, охваченных услугами дополнительного образования составляет – 96,4% от общего числа воспитанников.

    Качество образовательных услуг, по результатам анкетирования, удовлетворяет как воспитанников, так и их родителей. Количество заключенных договоров  в 2013 составляло – 597; в 2014 – 966  договоров, в  2015 – 1052 договора.

   Воспитанники МАДОУ являются победителями международных, всероссийских, городских конкурсов и соревнований. Количество воспитанников принявших участие в конкурсах составило 458 человек.  За 2015-2016 учебный год воспитанники,  педагоги получили 58 наград. Это дипломы, призы, благодарственные письма администрации города, управления культуры, департамента образования города Нижневартовска.

  Наша работа по организации и проведению дополнительных платных образовательных услуг сформировала в МАДОУ оптимальную модель содержания образования, обусловленную грамотным подбором программно-методического обеспечения, отвечающую требованиям госстандарта и максимально реализующую индивидуальные потребности детей и запросы родителей; помогающую реализовать творческий потенциал и обеспечивать инновационный режим развития дошкольного учреждения.
    Организованная в МАДОУ предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает конкурентноспособность  детского сада на рынке образовательных услуг, о чем свидетельствуют результаты муниципального мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска. Учреждение по-прежнему занимает лидирующие позиции: 2014 год – 1 место, 2015 год – 1 место.

  • Практический опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»  был представлен участникам окружного совещания – семинара по развитию дошкольного образования «Актуальные вопросы развития дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» в 2014 году, в2015 году представителям  Российской Академии развития г. Москвы;
  • На базе детского сада организована встреча делегации Университетского колледжа Южной Дании, города Хадерслев (в составе делегации присутствовали Туве Хайдеманн, начальник отдела международных связей, Якоб Бурис Андерсен, старший преподаватель факультета педагогики и Мартин ХельтБрунсгаард, международный координатор отделения социальной работы), представителей  Нижневартовского государственного университета и департамента образования администрации города Нижневартовска в рамках сотрудничества ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» с Университетским колледжем Южной Дании;
  • В 2015 году детский сад принял участие в IV Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего: проблемы и перспективы развития современного образования в России» и удостоился диплома лауреата конкурса «100 лучших ДОУ России».
  • В 2016 году учреждение приняло участие в конкурсе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу в городе Нижневартовске.

О наших наградах и достижениях можно говорить бесконечно. В любой работе важен результат. А наш результат -  это наши дети, которые находятся в комфортных условиях и мы их готовим к бархатному переходу на следующую ступень их жизни – в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Социальное партнерство субъектов образовательного процесса в дошкольной организации (библиотеки и детские сады)

Описание возможностей социального партнерства между детскими дошкольными учреждениями и библиотеками....

Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками и привычками, которые помогут ему в повседневной жизни....

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...