Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей младшего дошкольного возраста
материал на тему

Лёвшина  Ольга Вячеславовна

“Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Левшина О.В., воспитатель

 МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района Р.Т.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей младшего дошкольного возраста

( материал из опыта работы)

“Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, э

то хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно”.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

По концепции С. Л.  Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Развивающая предметно-пространственная среда должна:

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, т. к. среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной,

- безопасной.

        Дети находятся в детском саду весь день, они растут и развиваются. Поэтому, необходимо организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Вся обстановка должна быть яркой, интересной, запоминающейся, эмоциональной, активной, мобильной.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая  опыт взаимодействия.

С этой целью с учетом возрастных характеристик возможных достижений ребенка в группе  сформированы следующие центры:

Уголок «Здоровячок»       

Уголок «Здоровячок» - это зона двигательной активности. Для детей младшего дошкольного возраста главное это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком и мячи для метания, кольца, воротики, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки. Предметное пополнение уголка применяю в подвижных играх и играх в группе, на улице, индивидуальной и свободной деятельности.

«Зона игровых двигательных модулей»

         В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера и основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.

Уголок «Юный художник»

         Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, штампики, трафареты, раскраски,   бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.

«Книжный уголок»

        Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь много книг по программе в соответствии с возрастом. Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам.

Музыкальный уголок «Музыкальная полочка»

        Детям очень нравится наш музыкальный уголок. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Своими руками изготовлены шумовые инструменты. С детьми провожу музыкальные игры «Угадай, на что похоже», «Тихо - громко», «Оркестр».

Уголок театрализации «В гостях у сказки»

Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра. В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный театр, бумажный театр, варежка, разнообразные фланелеграфы, маски для игр-драматизаций. Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.

        Уголок «Ряженья»

Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. Мною сшиты разноцветные юбочки, штанишки с рубашками для народных праздников, ободочки, фартучки. Из киндер-сюрпризов сделаны бусы, много разнообразных сумочек. Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют.

«Зона сюжетных игр»

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: для мальчиков – «Мы шоферы» (рули, машины), "Маленькие строители", "Автопарк", для девочек – «Дочки-матери» (куклы, кроватки, коляски, одежда для кукол), "Маленькие хозяйки", «Магазинчик», «Больничка». Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.

«Уголок природы»

Уголок природы расположен у окна, здесь я создала условия для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, в уголке находится мини-огород, где высаживаем лук и наблюдаем за его ростом.

        В уголке помещены наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т.д.).

«Уголок уединения»

        Место для уединения. Любят дети уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой и просто отдохнуть.

   Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Работая в детском саду, столкнулась с проблемой сенсорного развития - слабого плохого запоминания цвета, размера, формы, мелкой моторики, развития речи, воображения. С этой целью в группе создала уголок сенсорики "Познавай-ка", где разместила различные развивающие игры и пособия, позволяющие ребенку освоить сенсорные эталоны: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки, крупные пазлы, настольно-печатные игры, разнообразный строительный материал – кубики, лего.

Но больше в моей лаборатории игр разработанных и изготовленных мною. Это игры на закрепление цвета, формы, размера, например: «Пересели рыбок в свое озеро», «Гусеничка», «Теремок», «По грибы», «Посади божью коровку на свой цветок», Цветы для бабочек», «Разноцветные куколки», «Цветные карандаши», «Собери бусы», «Грибочки по местам», «Шишки для елки», «Горка для шариков», «Сундучок для шариков и кубиков», «Рамки-вкладыши с геометрическими фигурами».

Создавая свою лабораторию, натолкнулась на методику Марии Монтессори, которая меня очень заинтересовала. Педагогическая методика Марии Монтессори довольно известна. Некоторые варианты Монтессори-пособий легко сделать самостоятельно.

Для занятий с детьми изготовила и использую в своей практике такие игровые пособия как: «Рамки вкладыши», «Розовую башню», а для развития тактильной памяти игру «Тактильные дощечки» и «Тактильные крышечки». Эти пособия представляют собой тактильные  таблички в виде дощечек или картона. По цвету, весу и размеру они  идентичны, разница только в поверхности таблички. На них нанесены глубокие и мелкие царапины, приклеенная ткань, крупа и другое. Ребенок, прикасаясь к этим дощечкам, сначала просто сравнивает свои ощущения и запоминает их, потом учится самостоятельно складывать их в определенном порядке или по типу схожести.

Пособие «Сенсорная клавиатура» помогает малышам закрепить знания геометрических фигур, понятия «большой - маленький», знания основных цветов, развивает мелкую моторику пальцев рук, память и логическое мышление.

Интересно пособие «Геометрические блоки». Для изготовления этого пособия использовались старые кассеты. Переставляя такие блоки, малыши составляют различные геометрические фигуры.

        Очень полезны упражнения, развивающие точные движения рук – пересыпание камушков, песка, крупы, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе более крупных предметов, игрушек, узнавание предметов на ощупь, переливание воды. Емкости для крупы и воды должны быть разнообразными и обязательно красивыми, чтобы ребенку было приятно с ними играть.

А чтобы детям было интереснее заниматься, сшила для них сенсорную «Чудо-юбку». Работа с юбкой вызывает у детей огромный интерес, так как на ней много липучек для смены дидактического материала, что дает возможность создавать сюрпризные моменты, которые ребятишки ждут всегда с большим любопытством. Сенсорная юбка имеет для детей эффект новой игрушки – дети инстинктивно тянутся к педагогу. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.

         Практика показала, что использование элементов системы М. Монтессори приносят ребенку много интересного, познавательного и полезного.  Предлагаемые ею развивающие материалы побуждают ребенка к активной деятельности, при этом совершенствуется моторика ребёнка, произвольные движения, мышление, воля, а также терпение и настойчивость

 Уникальность этой методики содержится в персональном подходе к каждому ребенку, т.е. каждый ребенок может самостоятельно выбрать себе дидактический материал и количество времени для занятий. Таким образом, ребенок получает возможность развиваться в своем собственном темпе.    

     М.Монтессори считала, что взрослый должен прежде всего позаботиться о создании развивающей среды, в которой абсолютно все, что окружает ребенка, служит определенной цели. И в этой среде самым главным становится самостоятельность ребенка. Воспитатель создает оптимальные условия для развития малыша, а дальше тот уже сам волен выбирать, что кажется ему наиболее интересным в данный момент.

Родители детей заинтересовались моей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Очень много пособий дидактических игр, тренажеров мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую-либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми 3-го года жизни дала положительные результаты.

Библиографический список:

1.  Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.: Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

3. Янушка Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация целостного интегрированного образовательного процесса в группах детей младшего дошкольного возраста Сообщение из опыта работы

В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Выступление "Особенности организации работы по театрализованной деятельности в группе детей младшего дошкольного возраста"

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей старшего дошкольного возраста

Предметно- пространственная среда в группе выполняет образовательную , развивающую, социально-коммуникативную  функции....

Из опыта работы "Особенности организации предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста"

В данной разработке представлены особенности построения  предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста....

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....