Из опыта работы "Особенности организации предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Ирина Викторовна Перькова

В данной разработке представлены особенности построения  предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности организации  предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного  возраста».

Цель: охарактеризовать особенности построения  предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста.

Ход выступления:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд №1

Тема моего выступления: «Особенности организации  предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного  возраста»

Слайд

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Среди нее ребенок будет жить, развиваться, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы...» Елизавета Ивановна Тихеева.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

 Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современные ученые и педагоги – Короткова Надежда Алексеевна, Михайленко Нинель Яковлевна и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Слайд №2

Вопрос организации  предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Что же такое предметно-пространственная среда?

Она определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С. Л. Новоселова).

 

Слайд №3

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде (по ФГОС от  17 октября 2013 г. № 1155)

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Слайд №4

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной,

-трансформируемой,

-полифункциональной,

-вариативной,

-доступной,

-безопасной.

     Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

       Полифункциональность материалов предполагает:

•  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

•  наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.

       Вариативность среды предполагает:

•  наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

       Доступность среды предполагает:

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов.

      Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация  предметно-пространственной среды  в средней группе построена в соответствии с ФГОС ДО, основывается на индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка. Предметно-пространственная среда дает возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

 Все пространство предметно-пространственной среды группы соответствует санитарно–гигиеническим требованиям. Вся мебель в группе соответствует росту и возрасту детей.

Предлагаем вашему вниманию наш вариант предметно-пространственной среды в средней группе.

В предметно-пространственной  среде чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая

В социально-коммуникативную область входят центры: центр ПДД, центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр), патриотический уголок, уголок уединения.

Слайд №5

Центр ПДД.

 Основной целью организации деятельности в центре по правилам дорожного движения с детьми является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах. Центр содержит не только наглядно-демонстрационный материал, но и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций. Хорошим дидактическим пособием служит коврик с разметкой улиц, дорог,  где дети разворачивают свои сюжеты. Дидактический материал: «Дорожные знаки»,  лото «Дорожные знаки», «Транспорт», «Кому что нужно для работы», наборы машинок, парковка, модели из мягкий модулей «Светофор», «Полицейская машина», «Скорая помощь».  Подобрана детская художественная литература: рассказы, стихи, загадки по ПДД.

Слайд №6

Центр игровой деятельности (центр сюжетно-ролевых игр) 

Центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Центр размещается в удобном для детей месте, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к игрушкам. Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы игрушек и предметов, помогающих отразить социальный быт (мебель, посуда, орудия труда, куклы,коляски, фигурки животных-взрослых и детенышей). Сюжеты, которые дети могут развернуть в данном центре, разнообразны: «Семья», «Магазин» (продуктовый, игрушек, одежды), «Детский сад», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кухня», «Строители», «Гараж», «Автомастерская»,  «Зоопарк ».

Слайд №7

Центр патриотического воспитания.

Задачами работы в центре являются: расширять и накапливать представления о семье, о стране, о крае, об истории родного города, в котором  проживают дети. В этом возрасте возникает больше возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Материалы центра пополняются работами детей: рисунки, тематические альбомы «Мой любимый город Строитель», созданными совместно со взрослыми. Здесь размещены различные дидактические игры: « «Расскажи, где ты живешь», «Наша страна – Россия», книги о нашей Родине, куклы разных национальностей.

Слайд №8

 Центр уединения.

     В нашей группе  создан уютный уголок уединения,  который  помогает дошкольникам обрести уверенность в себе и дает им ощущение безопасности. Это место, где можно посидеть, полежать, пережить свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, успокоиться, а потом снова включиться в общую деятельность. В уголке уединения ребята играют в спокойные игры,  тихо общаются или просто отдыхают.

Наш уголок уединения расположен в удобном месте группового помещения, доступен для детей, не слишком большого  размера, так как ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный шатер, освещение в уголке  приглушённое.   Ребёнок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно. 

      Само пространство уголка организовано  таким образом, что в нем не тесно, мягко и полутемно – это  воссоздает атмосферу норки.  В оформлении уголка присутствует спокойный  цвет, который благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей, расположены детские фотографии, стеллаж с детскими книгами, которые ребенок может самостоятельно рассмотреть.

   Уголок населяют мягкие игрушки, с которыми можно обниматься, доверять свои секреты;  «подушки-обнимушки», которые позволяют ребятам делиться своим настроением, рассказать о своих мечтах, и на которые ребенок может прилечь и отдохнуть;  и «подушки-поплакушки», чтобы выплакаться. Здесь же находится «Коврик злости» из грубой пряжи. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться. Уголок уединения наполнен: игрушечным телефоном (для воображаемых звонков маме и папе), калейдоскопом, который  улучшает настроение,  отвлекают от тревожных мыслей. Присутствуют и мягкие модули.  Для расслабления ребята  могут использовать в уголке светящиеся игрушки с отображением ночного звездного неба.

В познавательное развитие входят следующие центры: центр познавательно-исследовательской деятельности, центр конструирования, центр ФЭМП, центр ознакомления с миром природы.

Слайд №9

Центр познавательно-исследовательской деятельности 

В центре природы созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирование экологической культуры. В нём размещены цветы с разной формой и величиной листьев, разнообразными стеблями; календарь погоды; муляжи фруктов и овощей; макет «Время года.  Осень», демонстрационный материал, дидактические игры экологического содержания, книги о природе, энциклопедии. В уголке природы дети могут ухаживать за растениями: для этого имеется специальное оборудование.

      Центр экспериментирования  представлен лабораторией с наличием материалов для наблюдений и экспериментирования: лупы, магниты,  различные ёмкости с наполнением, природные материалы, утилизированный материал  и многое другое. Дидактические игры: «Когда это бывает», «Их чего что сделано». Весь материл находится в доступе.

Слайд №10

Центр «Песок-вода»

          Игры с песком и водой снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно вливают на эмоциональное состояние детей и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. В нем располагается оборудование для игр с песком и водой: совочки, грабли, пасочки, губки, мельница, игрушки для игр, в специальных контейнерах находится кинетический песок.

Слайд №11

Центр математики. 

   Деятельность в центре направлена на развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях; развитие инициативности и активности детей. Содержит необходимый материал для формирования элементарных математических представлений. Это и счетный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, величину, временно - пространственные отношения. Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития воспитанников группы.

Слайд №12

Центр конструирования.

      В центре строительно-конструктивных игр дети закрепляют навыки коллективной работы, распределяют обязанности (роли), планируют процесс строительства постройки. В центре находятся разные конструкторы: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор LEGO, мягкие модули, конструктор «Полидрон»;  Имеются разные наборы строительного материала: конструктора (мелкие, крупные, деревянные, пластмассовые и др.); разнообразный настольный конструктор,  схемы образцы построек.

       В речевое развитие входят следующие центры: центр развития речи, центр художественной литературы.

Слайд №13

Центр художественной литературы и развития речи.

    Книжный уголок- находиться отдельно от игровой зоны, совмещен с уголком уединения. Он уютный, привлекательный для маленьких читателей. В книжном уголке есть место, где дети могут удобно разместиться для рассматривания книг, иллюстраций. Книги находятся в зоне доступа для детей, чтобы ребенок сам мог достать книгу,  подобраны с учётом возрастных особенностей детей средней группы.  На книжной полочке расположены те книги, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдаётся предпочтение изданиям с плотными страницами и твёрдыми обложками.  В оформлении уголка присутствуют  картинки с изображением известных детям литературных персонажей: герои сказок. Здесь же живет  хозяина уголка-персонаж-игрушка Колобок, который следит за книгами и всегда рад ребятам.

          Речевой центр оснащен настольно-печатными играми, сюжетными картинками для речевого творчества детей.

      Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

Слайд №14

«Театральный и музыкальный центры»

Важный объект предметно- пространственной среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает  сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью.

      В нашей группе  организован уголок для театрализованной деятельности, в котором  каждый ребенок может непринужденно раскрыть свой речевой потенциал, умение вести диалог и монолог от имени персонажа сказки. В уголке, на передвижной ширме, имеются элементы костюмов, различные шапочки персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски.

    Создан « Сказочный чемоданчик», который приобщает детей к русской народной культуре, воспитывает любовь к сказкам. Этот чемоданчик можно отнести в  уединённый уголок в группе, для самостоятельной игры со сказками или вынести на прогулку и просмотреть сказочное представление на открытом воздухе. «Сказочный чемоданчик» оснащен разнообразными видами театра: пальчиковый театр, настольный театр, куклы би-ба-бо, театр картинок, теневой театр.

Нами был собран «Альбом с играми «Русские народные сказки», с помощью которого ребята могут закрепить знания о русских народных сказках. В альбом входят игры: «Четвертый лишний», «Большой -маленький», «Расположи по образцу», «Один-много», «Найди тень», «Найди половинку», «Собери сказку», «Разложи по размеру».

Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. У детей всегда есть возможность самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан «Музыкальный чемоданчик», который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Группа оснащена музыкальной колонкой и фонотекой.

Слайд №15

Центр изобразительного творчества формирует у детей умения творить прекрасное в своей повседневной жизни. Деятельность в центре позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Он способствует развитию творчества, фантазии, закрепляет навыки, полученные на занятии. Здесь расположен материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеёнки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки, и т.д.). Расположен наглядно - иллюстрационный материал: журналы с этапами лепки и рисования; раскраски.

Слайд №16

Физическое развитие.

 Центр физического развития способствует становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; представлений о видах спорта. Физическое развитие очень важно для здоровья детей, так как позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Центр лаконично и гармонично вписывается в пространство приемной  комнаты,  пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть массажный коврик,  резиновые мячи разного размера, а так же маски и атрибуты – для проведения подвижных игр,  обручи, платочки и др. Разнообразное физкультурное оборудование,  позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

Слайд №17

      Центр «Любимые-родные»- в нем размещены фотографии детей и их родителей.  Рассматривая фотографии близких,  ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться.

Слайд №18

Все пространство группы оформлено детскими работами: оставляя следы детского творчества в пространстве группы мы даем детям понять, как они нам важны. Они видят в группе отражение своего внутреннего мира и мыслей. Принесенные из дома фотографии и оформленные в группе-помогают детям чувствовать себя спокойно и уютно.

Весь материал для детей доступен, ребята могут легко его доставать. Стеллажи для игрушек находятся на уровне глаз детей. На прозрачных контейнерах располагаются картинки, чтобы дети легко могли найти  нужные игры.

Таким образом, наша предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.

Слайд №19

Дети – цветы, что цветут среди нас,

Как бы не трудно нам было подчас.

Дарят они нам свою красоту,

Детскую радость и веру в мечту!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

Из опыта работы "Организация предметно – пространственной развивающей среды в «Социально – коммуникативном развитие»"

 Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его  взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольк...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей младшего дошкольного возраста

ldquo;Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно”....

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей старшего дошкольного возраста

Предметно- пространственная среда в группе выполняет образовательную , развивающую, социально-коммуникативную  функции....