Главные вкладки

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.
    консультация (старшая группа) на тему

    Предлагаю вам консультацию для использования в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста по теме " Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста". Данный материал будет полезен воспитателям  детей старшего дошкольного возраста и родителям. Данная консультация способствует обогащению знаний родителей и педагогов о пальчиковых играх для развития речи детей и мелкой моторики рук.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

      Главный показатель хорошего физического и нервно-психического развития ребенка - развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

       В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный жизненный опыт ребенок накапливает благодаря игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.  Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
        Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

     «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает, от своих рук…»

        На верхнюю конечность, в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля двигательной деятельности человека. Домашний быт, самообслуживание, вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия.    Рука играет основную роль в многообразных трудовых процессах.

       Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

      Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился  с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.

       Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы,  повысится их координация, сила и гибкость, легче будут даваться мелкие и точные движения.     У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

        О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.

       Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

      Высокий уровень развития мелкой моторики рук является необходимой предпосылкой для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности.

       Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

    I.группа. Упражнения для кистей рук
    - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
    - учат напрягать и расслаблять мышцы;
    - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
    - учат переключатся с одного движения на другое.

    II.группа. Упражнения для пальцев условно статические.
    - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    III. группа. Упражнения для пальцев динамические.
    - развивают точную координацию движений;
    - учат сгибать и разгибать пальцы рук;
    - учат противопоставлять большой палец остальным.

    Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию и делятся на следующие виды:
    Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
    «Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
    Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.
    Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.
    Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук . В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек» 
    Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
    Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
    «Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.
     Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

    С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. 
    В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».
    У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. 
    Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

    Примеры пальчиковых игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

     «Оладушки»
    Бабушка, бабушка
    (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)
    Испекла оладушки.
    Один Машеньке,
    Один Коленьке…
    И т.д., перечисляя всех детей.

    «Моя семья»
    Этот пальчик – дедушка,
    (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка,
    Этот пальчик – я,
    Вот и вся моя семья!
    (Хлопают в ладоши.)

    «Прятки»
    В прятки пальчики играли
    (Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
    И головки убирали.
    Вот так, вот так,
    И головки убирали.

    «Этот пальчик»
    Этот пальчик хочет спать,
    (Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
    Этот пальчик прыг в кровать.
    Этот пальчик прикорнул,
    Этот пальчик уж заснул.
    (Поднимают большой палец вертикально.)
    Тише, тише, не шуми,
    Братиков не разбуди!
    Встали пальчики. Ура!
    В детский сад идти пора!

    «Фонарики»
    Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.
    Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
    Фонарики зажглись!
    (пальцы выпрямить)
    Фонарики погасли!
    (пальцы сжать)
    Упражнение выполнять несколько раз.

    «Пальчик-мальчик»
    Пальчик-мальчик, где ты был?
    (Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)
    С этим братцем в лес ходил.
    (Поочередно соединяют остальные пальцы с большим .)
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел.

    Примеры пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста.

    «Дружные ребята»
    Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
    (Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)) 
    Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.
    (Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
    Раз, два, три, четыре, пять….
    (Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,
    указательный с указательным и т.д.)
    Начинай считать опять. 
    (Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
    Раз, два, три, четыре, пять,
    (Поочередное касание.)
    Мы закончили считать.
    (Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

    «В гости»
    В гости к пальчику большому
    (Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.»
    Приходили прямо к дому
    (Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)
    Указательный и средний,
    Безымянный и последний.
    (Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.)
    А мизинчик-малышок
    (Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.)
    Сам забрался на порог.
    (Постучать кулачками друг о друга.)
    Вместе пальчики — друзья.
    (Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.) 
    Друг без друга им нельзя.
    (Соединить руки в «замок».)

    «За работу»
    (Пальцы сжаты в кулачок.
    Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
    Ну-ка, братцы, за работу!
    Покажи свою охоту.
    Большаку - дрова рубить.
    (Разгибаем большой палец.)
    Печки все – тебе топить.
    (Разгибаем указательный и т.д.)
    Тебе – воду носить.
    А тебе – обед варить
    А тебе – посуду мыть.
    А потом всем песни петь.
    Песни петь да плясать,
    Наших деток забавлять.
    (Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

    «Пальчики ложатся спать»
    (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)
    Этот пальчик хочет спать,
    Этот пальчик – прыг в кровать!
    Этот пальчик - прикорнул,
    Этот пальчик уж заснул.
    Ну а этот долго спал,
    А потом будить всех стал.
    Встали пальчики! Ура!
    (Выпрямить все пальцы.)
    Нам гулять идти пора!
    (Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

     «Домик»
    (Пальцы сжать в кулачок.
    Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)
    Раз, два, три, четыре, пять - 
    (Разгибаем пальцы.)
    Вышли пальчики гулять.
    (Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)
    Раз, два, три, четыре, пять - 
    (Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)
    В домик спрятались опять.
    (Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

    «Дружные пальчики»
    (Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному,
    начиная с большого.)
    Этот пальчик маленький,
    Мизинчик удаленький.
    Безымянный – кольцо носит,
    Никогда его не бросит.
    Ну а это – средний, длинный,
    Он как раз посередине.
    Этот - указательный,
    Пальчик замечательный.
    Большой палец, хоть не длинный,
    Среди пальцев самый сильный.
    «В конце снова сжимают пальцы в кулак,
    но большой кладут сверху.)

    «Пять маленьких братьев»
    (Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)
    Пять пальцев на руке своей
    Назвать по имени сумей.
    Первый палец – боковой –
    Называется большой.
    Палец второй – указчик старательный,
    Не зря его называют указательным.
    Третий твой палец – как раз посередине,
    Поэтому средний дано ему имя.
    Палец четвертый зовут безымянный,
    Неповторимый он и упрямый.
    Совсем как в семье, братец младший – любимец,
    По счету он пятый.
    Зовется мизинец.

         Гости

    К Кате гости прибежали, 
    (бежим пальчиками по столу или по полу)
    Все друг другу руки жали.
    Здравствуй Жора, 
    (соединяем большой и указательные пальчики)
    Здравствуй Жанна,(большой и средний)
    Рад Серёжа,(большой и безымянный)
    Рад Снежана (большой и мизинец)
    Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
    Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
    Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
    Вот драже вам на дорожку
    (пальчиком тычем в открытую ладошку)
    Вы берите понемножку
    (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
    Все стряхнули быстро крошки
    И захлопали в ладошки!

          Таким образом,  пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.










    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей. Пальчиковые игры-это мощная целенаправленная трентровка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие....

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Роль пальчиковых игр в развитии дошкольников...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Данный консультативный материал написан для родителей с целью привлечения их внимания к такому важному способу развития детей, как пальчиковые игры. Ознакомившись с данным материалом родители узнают о...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста....

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.

    laquo;Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвяз...