Главные вкладки

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.
    методическая разработка по развитию речи на тему

    «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»

    В.А. Сухомлинский

     Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи.  Они всегда были любимы детьми. Название «Пальчиковые игры» может показаться некоторым взрослым незнакомым, но, если рассказать несколько пальчиковых игр – потешек, то их сразу все узнают. Потешки   появились в далёкой древности, но дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто не знает игр «Сорока – белобока» или «Коза рогатая»? Годовалому крохе очень полезно играть с взрослыми в весёлые и забавные пальчиковые игры. Сначала, напевая песенку, мама сама будет поглаживать, загибать пальчики малыша. Очень скоро он уловит связь между словами и жестами, а чуть позже, услышав знакомые фразы или мотив, сам научиться повторять за мамой определённые движения.

     

     

     «Шарик»

    Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

    Надуваем быстро шарик.

    Он становится большой.

    Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

    Стал он тонкий и худой.

    «Мои игрушки»

    Покажу я вам игрушки:

    Это курочки пеструшки,

    Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

    Это зайка,

    Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

    Это пёс.

    Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

    Вот машинка без колёс.

    Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

    Это книжки-раскладушки.

    Вот и все мои игрушки.

    Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

    И тебя я научу.

     

     

     «Это я»

    Это глазки. Вот, вот.

    Это ушки. Вот, вот.

    Это нос, это рот.

    Там спинка. Тут живот.

    Это ручки. Хлоп-хлоп.

    Это ножки. Топ- топ.

    Ох устали вытрем лоб!

    Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

     

     «Я перчатку надеваю»

    Я перчатку надеваю,

    Я в неё не попадаю.

    Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

    Сосчитайте-ка ребятки,

    Сколько пальцев у перчатки.

    Начинаем вслух считать:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Загибают пальчики.

     «Листопад»

    Листопад, листопад!                         Руки поднять вверх.

    Листья по ветру летят:                      Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                          медленно опускать руки (листья опадают).

    С клёна – кленовый,                         Пальцы выпрямить и максимально развести в  стороны.

    С дуба – дубовый,                            Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

    С осины – осиновый,                        Указательный и большой соединить в виде колечка.

    С рябины- рябиновый.                      Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

    Полны листьев лес и сад                  Хлопки в ладоши.

    То-то радость для ребят!             

     

     

    Упражнение с пробками

    Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

    Крышки пальчики обули,

    Смело в них вперёд шагнули.

    И пошли по переулку

    На весёлую прогулку.

    Пальцы – словно балеринки,

    Но одетые в ботинки.

    Каждый пальчик – будто ножка,

    Только шаркает немножко.

     «Компот»

    Будем мы варить компот,          Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

    Фруктов нужно много вот:

    Будем яблоки крошить,            Загибают пальчики начиная с большого.

    Грушу будем мы рубить,

    Отожмём лимонный сок,

    Слив положим на песок.

    Варим, варим мы компот.          Опять «варят» и «помешивают».

    Угостим честной народ.            Развести руки в стороны.

     

    Капустка

    Мы капустку рубим-рубим,                        Движения прямыми ладонями вверх-вниз

    Мы капустку солим-солим,                        поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

    Мы капустку трём-трём,                            потирать кулачок о кулачок

    Мы капустку жмём-жмём.                         сжимать и разжимать кулачки

     

    «Репка»

    Тянут, тянут бабка с дедкой                             Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

    Из земли большую репку:

    Вот пришла бы наша внучка,                           Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

    Помогла б собачка Жучка.

    Где же кошка, мышка – крошка?

    Хоть держалась крепко,

    Вытянута репка.

     «Снегири»

    Вот на ветках, посмотри,             Четыре хлопка руками.

    В красных майках снегири.

    Распушили пёрышки.                   Изображают «крылышки»

    Греются на солнышке.

    Головой вертят,                          Повороты головой.

    Улетать хотят.

    Кыш! Кыш! Улетели!                    Вращательные движения кистями рук.

    За метелью, за метелью!

    « Снежинки»

    Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

    Туча по небу плыла.                    Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

                                                     в форме шара (туча).

    Вдруг из тучи над землёй             Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

    Полетел снежинок рой.                Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

     Ветер дунул, загудел –               Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

    Рой снежинок вверх взлетел.       Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

                                                     вращать ими (снежинки летят).

    Ветер с ними кружится,                Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

    Может быть подружится.

     «Ёлочка»

    Перед нами ёлочка.                Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

    Шишечки, иголочки,                Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

    Шарики, фонарики,                 Ладошки держать «ковшиком».

    Зайки и свечки,                     Соединить оба кулачка вместе, указательные пальцы вверх ("Уши

                                                зайчиков.

    Звёзды, человечки.                Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить

    пальчиками.

    «СНЕЖОК»

     

    Раз, два, три, четыре,       (Загибают пальчики, начиная с большого.)

    Мы с тобой снежок слепили.     («Лепят», меняя положение ладоней.)

    Круглый, крепкий,                 (Показывают   круг,   сжимают   ладони,

          очень гладкий .               гладят одной ладонью другую.)

    И совсем-совсем не сладкий.                                 (Грозят пальчиком.)

    Раз — подбросим.                 (Подбрасывают воображаемый снежок.)

    Два — поймаем.                                   (Ловят воображаемый снежок.)

    Три — уроним                                  (Роняют  воображаемый  снежок.)

    И... сломаем.                                                                             (Топают.)

     

    «СНЕЖОК»

     

    Раз, два, три, четыре, пять,               (Загибают пальчики по одному.)

    Мы во двор пришли гулять.                                 («Идут» пальчиками.)

    Бабу снежную лепили,                («Лепят» комочек двумя ладонями.)

    Птичек крошками кормили,   (Крошащие движения всеми пальчиками.)

    С горки мы потом катались,               (Ведут указательным  пальцем  

                                                             правой руки по ладони левой руки.)

    А еще в снегу валялись.             (Кладут ладошки на стол то одной,

                                                                                    то другой стороной.)

    Все в снегу домой пришли.                             (Отряхивают ладошки.)

    Съели суп и спать легли.                 (Движения воображаемой ложкой;

                                                                                                  руки под щеку.)

    «Белка»

    Сидит белка на тележке,             (Хлопки ладонями и удары кулачками

    Продает она орешки.                                   друг о друга попеременно.)

    Лисичке-сестричке,                               (Загибают по одному пальчику)

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    Кому в платок,                                         (Ритмичные хлопки ладонями

    Кому в зобок,                                                             и удары кулачками.)

    Кому в лапочку.

     

     

     

     

     

     

     «Семья»

    С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – мамочка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – я.

    Вот и вся моя семья!

     

     «Транспорт»

    Будем пальчики сгибать-                        Сжимать и разжимать пальчики.

    Будем транспорт называть:

    Машина, вертолёт,                                 Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

    Трамвай, автобус, самолёт.

    Пять пальцев мы в кулак зажали,            Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Пять видов транспорта назвали.       

     «Насекомые»

    Дружно пальчики считаем-            Сжимать и разжимать кулачки.

    Насекомых называем:

    Бабочка, кузнечик, муха,              Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

    Это жук с зелёным брюхом.

    Это кто же тут звенит? 

    Ой, сюда комар летит!                  Вращать мизинцем.

    Прячьтесь!                                  Спрятать руки за спину.

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Консультация для родителей. Пальчиковые игры-это мощная целенаправленная трентровка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие....

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Роль пальчиковых игр в развитии дошкольников...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

    Данный консультативный материал написан для родителей с целью привлечения их внимания к такому важному способу развития детей, как пальчиковые игры. Ознакомившись с данным материалом родители узнают о...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.

    Предлагаю вам консультацию для использования в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста по теме " Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста". Данный материал ...

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста.

    Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста....