Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»
консультация на тему

Куштова Наталья Гасанхановна

Вопросы:

•  Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

•  Что такое общение?

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kushtova.docx23.14 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Исследование межличностных отношений

 в группе детского сада»

Воспитатель: Куштова Н.Г.

Вопросы:

•  Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

•  Что такое общение?

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией - группой детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.

В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.

Предпочитаемые - эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.

Принятые - они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, непринятые - часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные - обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.

Отношение к ребенку в группе обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В различных воображаемых ситуациях дети выбирают предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

Несколько примеров таких методик.

        Методика "Два дома". (в модификации Т.Д. Марцинковской). Ребенку предлагают рисунки: один домик красивый, большой, светлый, а другой - маленький, черный и невзрачный. Просят представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. "Подумай, кого из ребят группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом".

        Если группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов.

Кто выбирает

(имена)

Кого выбирают

Сделанные выборы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

1

+

+

+

-

3

1

2

+

+

-

+

3

1

3

4

5

6

7

8

9

10

Полученные

выборы

+

-

Условные обозначения:

+  положительный выбор (ответ на первый вопрос)

 – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

     Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

 

           ССПВ =  общая сумма положительных выборов

                                                количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

- «предпочитаемые» - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов; I

- «принятые» - дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «предпочитаемые»); II

- «непринятые» - дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора; III

- «изолированные» - 0 выборов; IV

        Далее определяют уровень благополучия межличностных отношений в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).

Определить уровень благополучия межличностных отношений в группе:

- высокий (I+ II) больше (III+IV);

- средний (I+ II) равно (III+IV);

- низкий (I+ II) меньше (III+IV) .

        Важным показателем является индекс «изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (не должен превышать 20%). Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.  

        Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

Соотношение социометрических статусов в группе

Фамилия, 
имя ребенка

 

Количество 
положительных выборов

Количество 
отрицательных выборов

 

Социометрический статус 
в группе

        Методика "Капитан корабля" (Е.О. Смирновой) - для выявления привлекательности и популярности детей. "Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?"

        Методика: «Секрет». Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается  три открытки. При беседе результаты фиксируются в бланке. Ребенок беседует с воспитателем наедине.

        Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы  сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки  и говорят: "Давай представим, что эти  картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому".

        После выбора ребенком детей, его  спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний   секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)?  А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

        Методика по определению:  

        В бланке специальными знаками отмечены выборы, сделанные ребенком в отношении трех детей группы: Б (большой секрет), С (средний), М (маленький).

        По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

- «предпочитаемые» - 5 и более выборов; I

- «принятые» - 2-4 выбора; II

- «непринятые» - 1 выбор; III

- «изолированные» - 0 выборов; IV

        Далее определяют уровень благополучия межличностных отношений в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).

Определить уровень благополучия межличностных отношений в группе:

- высокий (I+ II) больше (III+IV);

- средний (I+ II) равно (III+IV);

- низкий (I+ II) меньше (III+IV) .

        Важным показателем является индекс «изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (не должен превышать 20%). Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.  

Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.

Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.

"Добрые волшебники". Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать". Воспитатель просит помочь ему: "Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами". Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

"Волшебные очки". Воспитатель объявляет: "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали".

"Подарки". Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник. "Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет", - предлагает воспитатель. Дети подходят к тем, кому хотят сделать подарок. Звучат слова благодарности.

"Конкурс хвастунов". Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: "Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств". Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

Список литературы

1. Н.Н. Копытова «Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ» С-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009 с. 58

2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция» М.: ВЛАДОС 2003


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатели: Куштова Н.Г. Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

Слайд 2

Что такое межличностные отношения? Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Слайд 3

Что такое общение? Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Слайд 4

Социальные статусы детей предпочитаемые принятые изолированные непринятые

Слайд 6

" Капитан корабля ". " Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?"

Слайд 7

" Три открытки ". " Подари эти три картинки кому хочешь. Если бы у тебя было много картинок, ты бы раздал всем детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал?"

Слайд 8

Цель игры: «Волшебные очки» Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.

Слайд 9

Цель игры: Учить помогать сверстникам, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху; научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. «Добрые волшебники»

Слайд 10

Цель игры: Учить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение. «Пирамида любви»

Слайд 11

Цель игры: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. «Подарки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы детского сада "На пороге школы"

В   ней  рассказывается о том, как помочь  ребёнку быстрее адаптироваться к школьной жизни уже сейчас; даются некоторые советы, рекомендации....

Консультация для родителей подготовительной группы детского сада. Тема: "Кризис 7 лет"

Консультация по теме: Кризис 7 лет. Рекомендации для родителей. | скачать бесплатно Консультация для родителей: Кризис 7 лет Предварительный просмотр: Консультация для родителей: Кризис 7 лет Переход ...

Консультация для родителей старшей группы детского сада

laquo;Нетрадиционные методы терапии – эффективные средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи»...

Пожидаева О.Н. Консультация «Психологический уголок в группе детского сада».

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психо...

Консультация "Укусы в младшей группе детского сада"

В материале раскрыты основные причины укусов, способы взаимодействия с ребёнком, проявляющим агрессию, даны рекомендации по поведению взрослых в ситуации укуса....