Консультация "Укусы в младшей группе детского сада"
консультация (младшая группа)

Мирошниченко Анастасия Игоревна

В материале раскрыты основные причины укусов, способы взаимодействия с ребёнком, проявляющим агрессию, даны рекомендации по поведению взрослых в ситуации укуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagoga.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога.

Укусы в младшей группе детского сада.

  В детском саду в младшей группе всегда есть дети, которые кусают своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке».

  Обычно, кусание, никогда не планируется малышом заранее. Это действие происходит спонтанно и обычно не несет за собой тяжкого вреда здоровью или серьезным последствиям.

  Очень часто, малыш, у которого прорезаются зубки, начинает кусаться, что бы притупить дискомфорт в деснах. Иногда, малыши кусаются, так как просто по — другому не могут выразить свои эмоции и чувства, так как полностью не владеют навыками разговора. А малышей, в раннем возрасте очень часто одолевают страхи, беспомощность или раздражение.

  Большинство детских психологов   утверждают, что нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.

  В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.

     Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детсадах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.

  Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

 Третьим фактором может стать низкая сенситивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сенситивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

  Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями… Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.

  Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты - достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

  Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.

  Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к профессиональному психологу.

Но прежде всего следует проверить, в каких ситуациях в садике ребенок кусается, и попробовать предотвратить их возникновение. Например, если ребенок проявляет агрессию при усталости или голоде, значит, в это время ему трудно владеть собой, и он быстро раздражается. Исключить повод для агрессии довольно просто, психолог тут не нужен.

  Но как быть с «жертвой», в особенности если каждый день ребенок приходит из садика со следами укусов? Означает ли это, что воспитатели недостаточно следят за детьми? Ответ прост: если следы укусов сменяют друг друга постоянно, ситуация безусловно ненормальна. 

Если кусает в саду.

  Правило номер один любого детского коллектива: когда ребенок кусается, его следует прежде всего остановить и отвести подальше от «жертвы». Следует объяснить ребенку совершенно однозначно, что ни в коем случае нельзя кусаться.

  Можно сравнить это с другими известными ему запретами, существующими в садике. Достаточно одного короткого предложения, которое следует повторять ясно, четко и строго: «У нас в садике нельзя кусаться».

  Нет смысла наказывать малыша в таком возрасте. Он еще недостаточно осознает причинно-следственную связь между поведением и наказанием, и кроме того, он практически не владеет своими побуждениями.

Поэтому если он разозлиться опять, страх перед наказанием не остановит его. Кроме того, ребенок в этом возрасте еще не в состоянии понять, что другому тоже больно.

  В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Если начал кусаться дома

  Обычно первые попытки ребенка кусаться вызывают у родителей умиление и восхищение. «У нас появились зубки! Ах, какие мы большие!» Почувствовав родительское одобрение, кроха начинает кусаться сильнее и активнее.

   Некоторое время взрослые терпят, надеясь, что малыш перерастет этот период и поймет, что кусаться нельзя, но ничего не меняется и покусанные родители и родственники начинают бить тревогу.

   По мнению психологов, желание укусить – это один из древнейших инстинктов, такой же, как сосание. Только сосательный рефлекс у человека наиболее развит, так как в период новорожденности это единственный способ, чтобы добыть себе пищу. Инстинкт кусания сидит гораздо глубже в подсознании. Вы, наверное, обращали внимание, как взрослые люди в минуты волнения покусывают губы или ногти, а задумываясь над чем-нибудь, кусают ручку или карандаш.  Только взрослые усвоили определенные нормы поведения в обществе и за рамки стараются не выходить.

   Ребенок же еще понятия не имеет, что такое хорошо, а что такое плохо. И задача родителей – объяснить малышу элементарные правила поведения.

Как отучить малыша от кусания?

   Во-первых, не кусать его в ответ. Кроме того, не следует кричать, если вам больно. Если малыш вас укусил, лучше всего сразу же снять его с рук, давая понять, что вы не хотите не только держать его, но и даже находиться рядом,  так как он причиняет вам боль.
 Объясняйте ему снова и снова: «Ты укусил меня. Мне больно. Мне это не нравится. Дети не кусаются. Больше никогда не кусайся!» Говорите негромко и серьезно – не кричите на него. Ваша цель не запугать малыша, а дать ему понять: то, что он сделал – серьезная проблема.

  Если Ваш ребенок укусит кого-то, ваши действия должны быть несколько иными. Вам необходимо защитить этого ребенка от дальнейших укусов, так что, если подобное случилось в гостях, то извинитесь перед родителями и сразу же разлучите детей (увезите своего малыша домой, если не будет возможности найти отдельную комнату). Постарайтесь сделать так, чтобы ваш малыш понял: визит так быстро прервался из-за его поведения. Если же это произошло дома, отведите его в сторону и займитесь другим ребенком. Утешьте пострадавшего и выразите ему свое сочувствие. Сделайте именно так, даже если вы подозреваете, что другой малыш спровоцировал укус, отобрав у него любимую игрушку. В этом возрасте дети эгоистичны и не хотят делиться игрушками, но они могут и должны учиться тому, что кусаться в ответ недопустимо. В присутствии ребенка направьте все внимание на пострадавшего: «Я очень сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?». Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может извиниться, предложить игрушку. Научите ребенка договариваться. Старайтесь предугадать намерение ребенка укусить. Внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Вполне может быть, что кусание является одним из проявлений перевозбуждения, возникающего потому, что ребенок слишком долго и активно играет с другими детьми.

Поощряйте и хвалите ребенка, когда он хотел укусить, но сдержался, смог обуздать свой порыв.

Если ребенок продолжает кусаться, повторяйте ему ваши объяснения каждый раз, перед тем как отправиться в ясли, садик или на прогулку в парк. Возможно, стоит задуматься все ли благополучно у вас в семье и в ваших отношениях с ребенком? Помогайте ему освобождаться от избытка энергии и негативных эмоций. Физическая активность – отличный канал для высвобождения энергии.

Если жертвой стал ваш малыш, постарайтесь расспросить его о том, как это произошло, утешьте его и попросите тотчас рассказывать о таких происшествиях кому-нибудь из взрослых и не кусаться в ответ.

Желаю вам успехов в воспитании!  До свидания!

Подготовила педагог-психолог Мирошниченко А.И.

Если ребенок кусается….

Причины

Это происходит, когда ребенок 

 Находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости и дискомфорта (ему жарко или он голоден);

 Защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;

 Хочет что-то получить, но не знает, как это сделать по-другому

 Еще не умеет сочувствовать другим людям;

 Пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;

 Слишком строго (физически наказывается родителями)

Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте 3-4 лет, когда улучшается их речь, и они могут нормально общаться с окружающими с помощью речи.

Как отучиться кусаться

 Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.

 Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.

 Учите ребенка другими способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами

 Учите ребенка, как надо делится. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делится с кем-то.

 Учите ребенка играть с игрушкой по очередис другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.

 Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котёнка.  Хвалите его если ребенок играет мирно.

 Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, без устали объясняйте, что игрушке больно.

 Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребенок начинает кусаться, и , по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

 Если вы видете, что малыш приближается к другому ребенку с ясной видимой причиной целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преградив предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что кусаться нельзя!

Если укус произошел

 Просмотрите кусаке в глаза и скажите строгим голосом: «Не смей кусаться, это больно». Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями- ребенок может не понять их.

 Проявите повышенное внимание к укушенному ребенку. Успокойте его. Дайте попить. Внимательно исследуйте место укуса. Если не обходимо продезинфицируйте место укуса антисептиком. Можно наложить холодный компресс или повязку.

 Затем снова вернитесь к кусаке. Строго скажите, приложив ладонь ко рту, что нельзя кусать людей. Добавьте, если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку. Дать этот предмет ему в руку.  Скажите этой игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.

 Не следует наказывать ребенка физически. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете отрицательные образцы поведения.

 Но можно на короткое время изолировать кусаку от детей. Например, сказать: «Кусаться больно; это очень плохо, когда ты делаешь кому-нибудь больно. Вот теперь мы должны посидеть на стуле и подумать, почему же нельзя кусаться.

 

Если вы заметили, что ребенок кусается, поступайте следующим образом:

1. Твердо и спокойно скажите ему, что кусаться нехорошо. Объясните, что укушенному ребенку очень больно и, если возможно, привлеките укусившего к помощи пострадавшему, вместе погладьте того по руке.

2. Проговорите с ребенком несколько простых фраз, выражающих его недовольство, например: «Нет», «Не хочу», «Я сержусь!». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо.

3. Организовывайте и поощряйте игры с песком, водой, глиной, так как эти материалы успокаивают, способствуют снижению агрессии.

4. Обязательно дайте ребенку возможность как можно больше рисовать карандашами, фломастерами, мелками и, особенно, красками.

5. В распоряжении ребенка должно быть достаточно строительных материалов — кубиков или крупного конструктора.

6. Дома ребенку как можно чаще давайте «грызть» твердую пищу: морковь, капусту, яблоко, огурец, сухари, баранки и т.п.

7. У ребенка должно быть место, где он может ползать, валяться, кувыркаться.

8. Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и кулаков!

9. Если ребенок недавно пришел в детский сад, не требуйте от него скорейшего приучения к туалету, дайте ему некоторое время (примерно три недели), чтобы освоиться в группе.

10. Избегайте ситуаций, когда ребенок может оказаться в тесной кучке других детей, постарайтесь обеспечить ему свободное пространство.

11. Всегда соблюдайте режим дня, четко чередуя активную деятельность с отдыхом и приемами пищи в определенное время.

12. Помните, выражение вашего лица всегда отражается на лицах детей. Будьте доброжелательны, больше улыбайтесь всем детям без исключения, не хмурьтесь! Знайте, ребенок перестанет кусаться, если вы в это верите и помогаете ему.

Подготовила педагог-психолог Мирошниченко А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада  «Жизнь ребёнка в детском саду»

На нашем первом родительском собрании планировалось осветить пять главных вопросов:•1. Знакомство родителей с жизнью детей в группе детского сада;•2. Адаптационный период в детском саду...

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»...

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Сценарий спектакля для младшей группы детского сада по мотивам русской народной сказки "Репка"

Сценарий сказки составлен из нескольких сценариев, добавления и обработка  воспитателей: Марфуниной Т.В. и Степановой Ю.С.. Спектакль был подготовлен воспитателями и показан детьми младшей группы...

Сценарий Новогоднего утренника в 1-ой младшей группе детского сада Новогодний утренник "В гости елочка пришла" для детей 1-й младшей группы

Сценарий Новогоднего утренника в 1-ой младшей группе детского садаНовогодний утренник "В гости елочка пришла" для детей 1-й младшей группыНарядные дети входят в празднично украшенный зал. В ...

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому.Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела.Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как потом его ...